Ноах: 4 вида мировых кризисов в истории и в современном мире

Из книги "Искры из глубин"

Рабби И. Гинзбурга

В недельной главе Ноах описывается, как человечество проходит через два крупных кризиса: всемирный Потоп – катастрофу, уничтожившую не только людей, но и все живое на суше, за исключением спасшихся в ковчеге Ноаха, членов его семьи и животных, и разобщение – тотальное рассеяние людей по всем концам света после разрушения Вавилонской башни.

Ранее в Берешит рассказывалось о другом кризисе – изгнании из Райского Сада после греха Адама и Хавы (Евы). Итак, перед нами уже три кризиса.
При общем взгляде на все Пятикнижие Моше (Моисея) видно, что, кроме этих трех первых кризисов из книги Берешит, основными событиями Торы, которые предстают как один большой кризис и последующий выход из него, являются бегство от голода в Египет и египетское рабство, а затем Исход из Египта. Львиная доля содержания Торы посвящена исправлению причин и последствий египетского плена, и этот кризис изначально предназначался для того, чтобы достичь апогея, последовавшего за ним. Аналогичным образом произойдет исправление и всех предыдущих кризисов, которые на самом деле возникли для того, чтобы привести мироздание в конечном итоге к более совершенной реальности.

Постараемся глубже понять, что собой представляют эти четыре кризиса, поскольку они являются моделями, или прототипами, различных видов кризисов, которые могут возникать как в жизни отдельных людей, так и в истории еврейского народа и всего человечества в целом.

Кризис первый: потеря мечты

Первый кризис является потерей мечты. Для нас рай (Ган Эден) – это нечто, похожее на мир мечты. Однако ясно, что в Торе Ган Эден не только аллегория, но и конкретная реальность, с деревьями, мужчиной и женщиной, змеем. Однако Ган Эден еще не обнаружен ни в каком месте земного шара, его нельзя найти с помощью каких-либо сверхчувствительных приборов (даже GPS туда не приведет…) и никто еще не видел херувимов, охраняющих Древо Жизни. Видимо, Ган Эден находится в другом измерении нашей реальности, которое нам пока недоступно. Точно так же можно сказать, что до греха Адама (первого человека) и до его изгнания из рая наш мир еще не существовал, еще не было дороги, ведущей из Ган Эдена в те места на земле, которые сегодня можно найти на географической карте. И только после греха картина изменяется: Ган Эден становится утопией, а наш земной мир – реальностью. Аризаль говорит (на языке Каббалы), что до греха Адама тогдашняя реальность была выше сегодняшней на «четырнадцать футов» – вне досягаемости нашей руки (יד, «рука» = 14).

Наши мечты – это утопия, идеальная и лишь теоретическая данность. Тем не менее она существовала в реальной жизни и сегодня играет важную роль в нашем сознании. Мы живем в этом мире, но на самом деле принадлежим Ган Эдену, откуда были изгнаны. Однако не нужно предаваться ностальгии и жить, как во сне, а действовать в создавшейся ситуации, действовать «вовне», так как теперь здесь наше место: «И выслал его Ãвайе, Б-г, из Ган Эдена – обрабатывать землю, из которой он был создан». И это стало началом исправления!

В жизни каждого из нас отправной точкой является изгнание из Ган Эдена. Душа лишилась утопического мира мечты, в котором она пребывала, и столкнулась с суровой действительностью. С этого момента наша жизнь проходит под знаком реабилитации от этой травмы. Злое начало в нас (в Ган Эдене это змей) играет роль катализатора изгнания. Когда «змею» удается вмешаться, наша первозданная невинность исчезает, и мы, оказавшись посреди чуждой и жестокой жизни, должны тяжело работать и противостоять трудностям, искать выход из этого кризиса (нечто подобное можно сказать и о периоде детства – это рай, потерянный для всех нас).

Кризис второй: гибель мира

Адам сказал: «Я был изгнан из рая», но Ноах говорит не об изгнании и переходе в другую реальность, а о гибели: «разрушился мой мир». Хотя до Потопа мир не был самым приятным местом для проживания, но, разумеется, был не утопией, а местом обитания людей и животных, шумных городов с бурлящей в них жизнью. А после Потопа – повсюду пустота, страшная тишина повисла в воздухе, и только одна небольшая семья, прожившая в ковчеге целый год среди зверей, должна начинать все с нуля. Не каждому, но многим приходится пройти через подобный кризис. Например, человек потерял всю свою семью, а теперь, после потопа в личной жизни, вынужден начать все заново. Это в самом деле очень сложная задача, и необходимо мобилизовать много душевных сил, чтобы начать ее выполнять – ведь очень заманчиво уйти от реальности, запить и валяться в шатре, как Ноах… Но выбора нет, то был прежний мир, он разрушен и больше не существует, а ты остался, чтобы на его руинах построить новое. Это возможно при условии, что ты будешь смотреть только вперед. Не нужно ходить далеко за примерами, достаточно посмотреть на евреев, которые пережили катастрофу европейского еврейства в период Второй мировой войны, потеряв все, что было им дорого, а после разрухи, воспрянув духом, смогли построить свою жизнь заново. Это не может не поражать.

Кризис третий: рассеяние

Когда-то у людей был «один язык и речи единые», они проживали оседло, неким сообществом, как большая семья. Началом кризиса поколения разобщения стали не смерть или разрушение мира, но просто рассеяние: «И рассеял их Ãвайе оттуда по всей земле», и с этого момента начался раскол между людьми. Вместо одной нации появилось семьдесят – каждая со своим уникальным языком, ограниченной территорией и обособленной культурой. Возможно, этот кризис кажется более легким, чем изгнание из Ган Эдена или гибель всего мира, но это не совсем так, ведь социальная структура полностью изменилась. Аналогией такой кардинальной перестройки может послужить современная алия в Израиль или иммиграция в любую другую страну.

Является ли раздробленность положительной? Что такое исправление разобщенного мира?
Сразу после Потопа (см. конец данной недельной главы) появляется праотец Авраам (согласно подсчетам мудрецов, он жил как раз во время строительства Вавилонской башни, причем, вероятно, был единственным противником ее строительства). Авраам, а вслед за ним Ицхак и Яаков несут человечеству весть о необходимости исправления мира: «Когда Всевышний давал уделы народам, разделяя людей [при рассеянии поколения раздела], установил он границы народов по числу сынов Израиля». Три праотца, с которых начинается еврейский народ, приведут к подлинному, а не воображаемому единству (которое якобы достигается заключением мира между народами без какого-либо Провидения Свыше), единству, в центре которого стоит избранный народ, показывающий всему миру, что «Б-г Один и Имя Его Едино».

Нетрудно обнаружить в современном мире раскол, повторяющийся вновь кризис поколения разобщения и рассеяния: сплоченное и единое сообщество начинает распадаться на разные группы, и вместо существовавшей когда-то позитивной созидательной связи возникает губительная обособленность, враждебность. На почве этого разброда возникают языки-новоязы, в которых одно и то же слово означает разные вещи (например, капитуляция называется «мирным процессом»), и люди начинают «понимать» друг друга совершенно превратно. Тогда единственной «связью» остается метание камней друг в друга (как в истории Вавилонской башни). И на личном уровне происходит этот раскол, когда человека, ранее обладавшего внутренней гармонией, раздирают душевные конфликты, его внутренний мир рушится, и он «в поисках себя», а точнее – пытаясь собрать воедино разбросанные осколки самого себя, часто скитается по миру многие годы. Но это дорога в никуда. В дальнейшем гармония должна восстановиться через нахождение внутреннего стержня единства как общества в целом, так и каждой отдельной личности.

Кризис четвертый: порабощение

В последний период жизни нашего праотца Яакова его сыновья вместе с большими семьями спускаются в Египет, и уже со следующего поколения начинается их порабощение фараоном. Это новый тип кризиса – не разрушение мечты, не гибель мира и не рассеяние, а изгнание и рабство. Целый народ, 600 тысяч человек, превращается в рабов, и это рабство тотальное – и души, и тела. Тяжелая, изнуряющая работа разрушает тело и не дает ни малейшей передышки душе. Становится тяжело дышать, потому что каждый глоток воздуха и все твое внимание должны быть отданы властелину, пока ты не забудешь, кто ты есть, и вместо того, чтобы быть самим собой, ты весь порабощен совершенно чуждой тебе ментальностью.

Как воздух необходим был Исход из Египта. Помимо всех чудес и знамений, самое большое чудо – возникновение «народа из народа»: в Египте родился народ Израиля. Но для этого нужен некто извне. Моше Рабейну был послан Б-гом, чтобы вывести еврейский народ из Египта и достигнуть цели и предназначения всего этого процесса – Дарования Торы: «когда выведешь этот народ из Египта, вы будете служить Б-гу на этой горе» – еще до прибытия на Святую Землю, в Эрец-Исраэль. Возможно, мы считаем себя свободными, но подавляющее большинство людей в мире порабощены (а кто нет?), главным образом, снедающими нас проблемами и заботами, порождаемыми безумным миром, в котором мы живем. Заботы, связанные с добыванием средств к существованию, могут сделать человека рабом. И даже если нет проблем пропитания (или заработка), постоянная тревога и напряжение (вплоть до «стресса») бременем лежат на нас. Мы – вечно озабоченное поколение.

Мудрецы говорили: бремя власти и бремя труда не оставляют места для бремени Торы, у души нет возможности всерьез освободиться от дел, быть свободной и заниматься по-настоящему важными делами. При этом мы все подвержены влиянию общепринятых норм, в нас проникает (осознанно или неосознанно) дешевая культура потребления, диктующая нам мысли и стиль поведения – наш поработитель, современный надсмотрщик с широкой улыбкой и золотым кнутом…

Кризисы в современной еврейской истории

С помощью модели из четырех кризисов мы можем кратко объяснить процессы, оказывающие влияние на народ Израиля в последнее время.
Мир еврейской диаспоры – старое и доброе еврейское местечко – похож на разрушенную мечту. Теперь о нем можно лишь читать яркие, полные жизни описания (воспоминания Ребе Раяца Сефер зихронот и рассказы Агнона), видеть его на картинах Шагала, где перед нами предстает утопически- сказочный мир мечты с ароматом Ган Эдена (хотя, конечно, не все там было хорошо). Но эта мечта была разрушена. Еще до катастрофы европейского еврейства в местечках начался страшный духовный распад. Роль змея играло движение hаскала (соблазнявшее отведать вкус плода с Древа Познания), и евреи внезапно оказались за пределами Ган Эдена. Аура старого идишкайта исчезла, теплица взломана, и злые ветры проникли внутрь. Мы уже никогда не сможем побывать в том местечке, которое существовало до войны. Наша задача теперь – поправить то, что можно, в современном мире.

Второй кризис – это, конечно, ужасная катастрофа, когда весь еврейский мир был разрушен, целые общины стерты с лица земли, и уцелевшие от гибели должны были начинать с нуля, как после Потопа. Главная задача – не сдаваться и понять, что, если удалось чудом выжить (даже если и не знаю, чем я это заслужил), цель теперь – смотреть вперед и строить новый мир.

Параллельно тому, что происходило с еврейским народом в диаспоре, стала расти еврейская община в Эрец-Исраэль. При всем чуде возвращения в Сион – когда община Израиля, подобно ковчегу Ноаха, была спасена от Потопа замечательным Провидением, – создание самого государства напоминает разочаровывающее строительство Вавилонской башни. Почему? Потому что, вместо того чтобы построить страну на основе Торы и нашего выбора, открыто признавая, что «мы с Б-гом», пытаются создать нацию исключительно на основе внешнего сотрудничества между людьми, намеренно оставив Б-га Израиля «за кадром» (таким же было и восприятие действительности большинством строителей Вавилонской башни). Следующий кризис не заставил себя долго ждать: после первых лет, когда еще чувствовалось единодушие «спасшихся от меча», настали годы разочарований, и национальное единство начало разрушаться. Усилилась поляризация между различными группировками растущей нации; национальный кризис выразился в распространенном повсеместно тяжелом явлении йериды (эмиграция из Израиля), громогласно объявляющем: в эти игры играйте без нас… Исправление должно идти путем Авраама, Ицхака и Яакова: создать «национальный дом» на основе еврейской уникальности и поднять знамя Торы и веры как флага подлинного еврейского государства.

И, наконец, четвертый кризис, в самом разгаре которого мы находимся, это рабство. Мы не всегда чувствуем его – и иногда это самая большая беда, означающая, что мы усвоили чужой менталитет, говорим и думаем шаблонами, заимствованными из чуждой культуры, сковывающей нас и порабощающей. Одним из острейших проявлений этого стало опасение типа «что скажут другие народы», и это, возможно, самый «последовательный» принцип политики всех израильских правительств последнего времени.

Чтобы исправить сложившуюся ситуацию, мы должны начать недвусмысленно говорить о долгожданном настоящем лидере – Машиахе. Само это обсуждение научит нас думать и чувствовать по-еврейски. Ему предстоит освободить нас от рабской ментальности, и он возглавит настоящий переворот, чтобы нам стать «государством коэнов (всем сердцем служащих Б-гу) и народом святым». Исход из египетского рабства был «с гордо поднятой головой» на глазах у всех – такова будет и предстоящая Геула, скоро, в наши дни, и все станет на свои места. И так же, как Исход из Египта завершился дарованием Торы, так в период истинной и полной Геулы раскроется «новая» Тора, которая есть глубинная суть той вечной Торы, которую мы получили на горе Синай.

Из книги рава Гинзбурга «Искры из глубин»
Вам также могут понравиться

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.