Душа человека обучает его

Перевод из книги Ор Исраэль

(2, 188)

Ребе Раяц рассказывал:

Бааль-Шем-Тов сказал своим ученикам, что истинный путь состоит в том, что все, что человек слышит или видит, – это не случайность, а наставление Небес, и нужно пробуждать милость Небес, чтобы удостоиться понять, что видит.

Еще он сказал, что истинное служение состоит в том, чтобы увидеть истину, – что каждый еврей является посланником раскрытия Б-жественности, а простые евреи в своей безыскусственности являются истинными слугами Б-га. И велел своим ученикам смотреть на водоноса р. Песаха, когда тот входит в синагогу, чтобы помолиться.

Ученики Бааль-Шем-Това наблюдали за р. Песахом, когда тот входит в синагогу для дневной молитвы, как он несколько раз омыл свои руки и вытер их об одежду, и как его лицо изменилось от благоговения, когда он открыл дверь синагоги и вошел. И когда он взглянул на ковчег Торы и сказал стих: «Всегда представляю я Б-га пред собой»[1], его лицо несколько раз поменяло цвет.

Бааль-Шем-Тов был настоящим наставником, он знал, что показать Святому братству, и у его святых учеников было истинное зрение, чтобы увидеть с его помощью.

Сефер а-сихот 5700 г., стр. 133.

Будь прост

В рассказе «Чуткость к происходящему» (см. том 1, стр. 87) мы подробно разъясняли различные способы, которыми человек может размышлять о намеках, посылаемых ему с Небес, и разгадывать их цель, желая делать добро и выполнять волю Всевышнего в любой момент и в любой ситуации.

Однако там мы оставили за рамками нашего рассказа великий принцип, который нам передал сам Бааль-Шем-Тов[2]:

Бааль-Шем-Тов сказал, что все, что человек видит и слышит, является наставлением и указанием с Небес относительно служения Всевышнему, однако он должен понять то, что видит и слышит, и не ошибиться относительно смысла этого, не дай Б-г. Правильное понимание приходит от «душа человека обучает его».

«Душа человека обучает его» – это когда разум человека освещает, и в его сознание «падают» разные понимания, – что может сказать ему то, что он увидел и услышал в служении.

Бааль-Шем-Тов сказал, что самый верный путь к «Душа человека обучает его» – (прочитать) главу из Псалмов с пылающим сердцем, сделать добро еврею через физическое усилие, а не только с помощью своих денег, и всей душой любить народ Израиля. У еврея, читающего Псалмы, «Душа человека обучает его» раскрывается больше, чем у ученых мудрецов, которые находят нечто новое и изощряются в толковании Торы.

В рассматриваемой нами истории Бааль-Шем-Тов велит своим ученикам наблюдать за простыми евреями, восстанавливая таким образом меру истины, необходимую для понимания слова Б-га, стучащегося в двери каждого.

Простота простого еврея открывает Б-жественность. Если человек не искажает и не подделывает безыскусность и истину того, что «Душа, которую Ты мне дал, чиста», она сама открывает волю Б-га самым ясным образом.

«Душа человека обучает его» – это не та способность, в которой обыкновенный еврей отдает себе отчет. Вероятно, он не претендует на то, чтобы интерпретировать намеки и получать указания на основании того, что с ним случается. И тем не менее, это происходит с ним на каждом шагу и самым естественным образом.

Именно ученые мудрецы, которые привыкли развивать свои способности и подниматься с их помощью, могут испытывать трудности в этом внутреннем служении, которое представляет собой полную самобытную безыскусность, и острота ума и казуистика ничего к ней не добавляют. Однако в каждом ученом мудреце есть также простой еврей, так что у каждого есть надежда.

[1] Теилим 16, 8.

[2] Из Сефер сихот 5700 г., стр. 73 (в свободном переводе).

Из книги «Факел перед рассветом», том 3

Блог

Вам также могут понравиться

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.