От Тании к Эйтану

Объяснение 3

Из новой книги комментариев на Танию рабби Гинзбурга «Шаарей твуна»

Выбор слова Тания в качестве первого слова в этой книге — это выбор, который дал ему название — «книга Тания» — наставления посредством разных объяснений в толкованиях хасидизма. Следующее объяснение придает этим толкованиям ясный, единый, глубокий и жизненно важный смысл, представляющий сердцевину и сущность всей книги Тания: перелом всей клипы гордыни, посредством развития чувствительности и предоставления места Творцу и его творениям.

  1. Известное название книги — «Сефер Тания» по первому слову первой главы:

Сказано в Барайте (в конце гл. 3 трактата Нида): «Закликают его — будь праведником и не будь грешником. И даже если весь мир говорит тебе, что ты праведник, смотри на себя как на грешника».

Выбор Алтер Ребе начать именно с этого слова — Тания (буквально «сказано») — требует растолкования, особенно в книге, написанной с большой точностью и тщательностью при отборе слов и букв.

Выяснение смысла слова Тания кажется важным особенно в том свете, что в цитируемом здесь источнике, главе 3 трактата Нида, который перед нашими глазами, он не появляется под заголовком «Тания».

Хасидская традиция, от имени Цемаха Цедека (внука Алтер Ребе), объясняет начало книги со слова Тания согласно внутреннему смыслу этого слова:

Цитируется в книгах по Каббале, что есть так называемая скверна гордыни, имеющая место в сердцах ломдим-«учащихся», т.е. талмидей хахамим — учащихся мудрецов, имя которой Тания. Эта скверна уничтожается посредством изучения внутренней части Торы, на что намекает Алтер Ребе в его выборе слова Тания в начале книги.

Согласно дополнительному объяснению, выбор слова Тания в качестве первого слова книги заключается в перестановке букв: תניא — буквы איתן (Тания и эйтан — те же буквы). Эйтан в душе — это мощь, источник которого в сути Б-жественной души (как объясняется в статьях Алтер Ребе), и изучение книги Тания может пробудить и раскрыть эту силу.

И все же имеет место вопрос: каким образом убирает книга Тания скверну гордыни, которая свила себе гнездо в душах талмидей хахамим? И еще: каким образом связываются два объяснения с первым словом книги Тания? Что является сущностной точкой, из которой они проистекают?

  1. «Слова Торы бедны на своих местах и богаты в других». Для того, чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к другому месту в книге Тания — посланию «И благотворительность — как могучий поток», которое в «Заключительном послании».

В этом послании, «И благотворительность — как могучий поток», можно видеть смысловое окончание книги Тания в его полном объеме, объясняет Алтер Ребе подробно аспект «крепость души» (Эйтан шебенешама) и путь его раскрытия ]отсюда, что аспект «крепости души» связывает окончание книги с ее началом: «начало соединено с концом, а конец с началом»[.

Вот этот фрагмент Алтер Ребе:

«И благотворительность — как могучий поток» (книга Амоса, конец гл. 51). «Могучий (эйтан) поток» — это сфира Бина [«постижение»] — поток, исходящий из сфиры [Хохма — «мудрость»], называемой эйтан («могущество») и «точкой, расположенной во дворце, [символизирующем сфиру Бина]»2. Кроме того, эти две сфирот называются «двумя неразлучными друзьями»3. Буквы «алеф», «йод», «тав», «нун», из которых образовано слово эйтан, используются для образования будущего времени глаголов, и поэтому это слово как бы означает: «Я Тот, Кто раскроет Себя в грядущем». И так сказано [о Машиахе] «Обретет раб Мой мудрость»4 — ибо в те времена проникнет свет Эйн Соф [- Всевышнего], благословен Он, в самую глубину души, ибо «могучий поток», эманация высшей мудрости озарит ее, так что человек полностью сольется с Б-жественным единством, стремясь к этому всем сердцем, после того, как удалит «крайнюю плоть своего сердца»5 — земные желания.

И в настоящее время, когда народ находится в изгнании6, тоже есть возможность озарить частицей Б-жественного света глубину души, отчасти подобно тому, как это произойдет в будущем. Этого можно достичь, возбуждая в высших мирах великую жалость по отношению к Б-жественной искре, заключенной в душе человека.

…Известно, что откровение свыше приходит в результате соответствующих действий внизу. А именно [откровение высшей жалости произойдет] тогда, когда евреи, по природе своей милосердные и склонные оказывать помощь ближнему, пробудят великую жалость в своих сердцах и наделят тех, кто беднее их, материальными благами, золотом и серебром. Поэтому [наша] благотворительность вызовет могучий поток [Б-жественной милости к нам].

Таким образом, раскрытие аспекта крепости в душе связан с использованием самобытных качеств сынов «этой нации», сынов Израиля — «милосердия и благотворительности», то есть глубокой чувствительности к нуждам ближнего и его страданиям и реальное их использование для благотворительности.

  1. И в нашем контексте:

Скверна Тании, которая может поселиться в сердцах вышеупомянутых ученых, является полной противоположностью тех качеств, которые используются для раскрытия крепости в душе. Сущностью скверны эйтана является чувство самоудовлетворения и самодовольства, которые способствуют тому, что человек полагает, что от него ничего не требуется, кроме его учения.

Это хорошо выражено в высказывании мудрецов: «Тот, кто говорит, что ничего не имеет, кроме Торы … даже Торы нет у него»[1]: ученый мудрец может быть удовлетворен той Торой, которую он выучил, и из-за этого отсечь связь с остальными столпами мира — молитвой и благотворительностью[2].

Аналогичный смысл вытекает из Мишны в Авот[3]: «Если ты изучил много Торы, не считай это своей заслугой, ибо для этого ты создан», — поскольку есть тенденция среди знатоков Торы считать изучение своей заслугой.

]Иллюстрацию этого явления можно увидеть в следующем рассказе: у рабби Хаима Озера Гродзинского, одного из лидеров поколения до Холокоста и величайших людей своего времени, умерла его единственная молодая дочь. По слухам, сказал о себе рабби Хаим-Озер (или другой великий человек сказал о нем), что боль и страдание, которые он испытывает, — это то, что позволяет ему сочувственно руководить общиной. В основе этого заявления лежит страх, что великий лидер еврейского народа будет безжалостно относиться к членам своей общины, потому что величие в Торе и лидерстве может принести к высокомерию и во всяком случае к потере чувствительности к чужой боли.[

Это чувство самоудовлетворения — скверна Тании — доводит человека до отупения сердца, невосприимчивости и потери чувствительности ко всем остальным — к Б-гу (отказу от молитвы) и к ближнему (отказу от помощи людям).

  1. Мудрецы предупреждали нас об этом: «Пусть занимается Торой и благотворительностью»[4], так как верно и обратное: превращение и избавление от этой грубости зависит от развития глубокой чувствительности к окружающим, и в ее реализации в действии милосердия, являющемся актом, соответствующим глубоким объяснения в книге Тания.

[И вот корень и основа объяснения в том, что милосердие и благотворительность, приводящие к битулю-самоуничижению, как мы видим в Аврааме, нашем праотце Эйтане а-эзрахи[5], являются источником раскрытия твердости в душе каждого еврея, мерой которой была «доброта Авраама»[6], и все дни его жизни он занимался благотворительностью, как известно[7].

Аспект этот, что мера милости Авраама, которая привела его к полному битулю, когда он сказал: «Я прах и пепел», и это вынудило Яакова, праотца нашего, опасаться Эсава и сказать: «Слишком мал я, чтобы Ты проявил ко мне милость, чтобы Ты поступил со мной по правде»[8], — объясняется в другом ключевом фрагменте книги Тания — в послании «Катонти»[9].

И, как объяснялось в других местах учения хасидизма (эти два аспекта связаны между собой) мера битуля Авраама — это то, что заставляет его чувствовать другого и воздействовать на него еще сильнее, так же и в отношении душевной печали, уменьшающей эго и позволяющей человеку пробудиться с состраданием к ближнему.[

Таким образом, мы разобрали, что пробуждение еврейской природы, «сострадания и доброжелательности», предполагающее открытие силы-эйтан в душе, о чем говорилось выше, является одним из особенностей изучения книги Тания и само по себе лекарство от клипы-скверны «Тании«.

  1. Как объяснялось до сих пор, внутренняя работа, которая позволяет обнаружить силу- эйтан в душе и удалить оболочку Тания, необходима для развития чувствительности к другим, «сострадания и доброжелательности» посредством отмены эгоизма.

Для того, чтобы разбить эту внутреннюю работу на ступенчатую процедуру, мы воспользуемся здесь путем намеков на одну из особенностей ключевого слова эйтан — איתן.

Как мы видели выше в послании «И благотворительность — как могучий поток», «буквы слова איתן используют для будущего времени»[10]. То есть: общий знаменатель букв א־י־ת־ן в том, что эти четыре буквы используются для склонения глагола в будущем времени. א — в первом лице единственного числа (я) буду — אהיה; י — третье лицо, скрытое, (он) будет; תвторое лицо, настоящее, (ты) будешь, נпервое лицо множественного числа, (мы) будем.

И вот, поскольку слово תניא составлено из тех же букв, что употребляются для будущего времени, видится, что этот порядок наклонений: יהיה-אהיה — נהיה -תהיה- — будешь-будем-буду-будет, намекает на порядок внутренней работы — цели Тании — обретение твердости в душе через развитие чувствительности к ближнему, как указано выше:

Первое склонение — будешь (תהיה) — это обращение к 2-му лицу, переход от «я» к «ты».

Во внутренней работе обращение ко 2-му лицу есть не только механическое-внешнее выражение, но есть истинное, полное и совершенное обращение, при котором человек «выходит из себя» посредством смирения и самоустранения-битуля и отказывается от своего «я» (как и полагается согласно молитве: «Изливай как воду сердце свое перед Б-гом»)[11]. Когда человек оказывается в такой ситуации, он действительно способен обратиться к «ты» и отнестись к другому с чуткостью и преданностью.

Если так, то первое, чему учит порядок букв в слове «Тания», — каким образом правильно обратиться к ближнему — предварением «ты» перед «я». Такое обращение к другому есть пробуждение сострадания, от которого зависит освещение эйтана в душе.

Второе склонение — будем (נהיה) — касается единства и связи, способности соединить «я» и «ты» воедино, которые станут «мы», «и мы будем»[12].

Во внутренней работе здесь человек переходит от состояния индивидуума и обращения к индивидууму, к «нам», когда он присоединяется к другому и сливается с ним, пока не достигает полного отождествления с общиной Израиля, поскольку они «буквально братья со стороны корня душ в едином Б-ге»[13].

С позиции склонения נהיה — «будем» в порядке букв слова Тания, мы можем усвоить важный принцип в вопросах связи и единства: слияние и соединение между «я» и «ты» возможно только при предварении битуля (תהיה, быть). Только тогда, когда человек «выходит» за границы своего «я» и полностью поворачивается к другому, возможна истинная связь между ним и другим, ощущение «мы» (как в связи с частным лицом, так и в связи с общностью душ, как указано выше). Искусственное «мы», которому не предшествовал битуль «я» и полное обращение к «тебе», есть не что иное, как расширение и увеличение «я». И усвой важное правило: нет נהיה «будем» без תהיה «будешь».

Склонение третье — будешь — יהיה — направлено на стадию после битуля и единения, «он» в значении «скрытый», и его цель — раскрытие скрытого Б-жественного света на это время, «он»: «в тот день будет Б-г один (для всех) и имя Его — одно»[14].

А четвертый склонение — буду — אהיה — подразумевает более высокую ступень в раскрытии Б-га, раскрытие Его, Благословенного, сути и сущности, «Я Сущий, который пребудет»[15]. Уникальность этого раскрытия выражается в том, что оно возвращается к первому лицу, «я», так как раскрытие Сущности проникает и сливается с получателями откровения, и через «народ, среди которого Я нахожусь»[16] посредством «Шхины, говорящей устами Моше»[17].

А в работе человека: после того, как человек «выходит» за пределы своего «я», действительно обращается к «ты», соединяется и сливается с «мы» и обнаруживает скрытое «Он» — теперь ему позволено и нужно вернуться к «Я», что оказывается Б-жественным раскрытием, которое обращается творить добро всему миру, до тех пор, пока он сможет сказать, как бы, от имени Б-га: «Я, говорящий справедливо»[18].

[И все то, чему мы научились, как и в отношениях между человеком и Творцом, так и в отношениях между людьми — «я», «я буду», нужно отложить до конца процесса.[

Если так, то серия букв ת־נ־י־א дает нам подробный порядок работы по применению великого принципа работы хасидизма по методу Алтер Ребе: чуткость и милосердие к другим, а от этого и через это — открытие силы эйтан в душе, вплоть до открытия сущности.

Подведение итога:

יציאה מה’אני’ (בטול) אל ה’אתה’ ע»י רחמים וצדקה

Выход из «Я» (битуль) к «тебе» (посредством милосердия и благотворительности)

אתה — ты תהיה — будешь
אחדות — единство אנחנו — мы נהיה — будем
גילוי אלקות — раскрытие Б-жественности הוא — он יהיה — он будет
גילוי אלקות ב’אני’ — раскрытие Б-жественности во мне אנכי־אני — Я אהיה — я буду

 

  1. В соответствии со всем вышеизложенным мы можем прояснить здесь важную точность в языке Алтер Ребе, которая также является общей для начала книги Тания и его заключения (с точки зрения содержания, как указано выше) в послании «И благотворительность — как могучий поток»:

В целом в книге Тания и других своих книгах Алтер Ребе очень мало цитирует источники (и так же, и даже в большей степени, его сын, Средний Ребе)[19].

Поэтому везде, где Алтер Ребе отступает от своего обычая и приводит явный источник своих слов, это требует объяснения[20].

И вот 1-я глава Тании начинается с подробного указания источника к высказыванию мудрецов: «Сказано в конце главы 3 Ниды: заклинают его[21]» и т.д.

Подобное мы находим в послании «И благотворительность — как могучий поток», который, как мы видели выше (в пункте 1), открывается примечанием к источнику: «И благотворительность — как могучий поток» у Амоса в конце 5-го пункта.

В свете вышеизложенного кажется очевидным, что и ссылка на источник в начале 1-й главы, и ссылка на источник в послании «И благотворительность — как могучий поток» имели в виду один намек — левую ногу буква ה, которая висит в воздухе:

Слово Нида состоит из трех букв — נ, ד, ה. Ссылка «Глава 3 Ниды» указывает на третью часть («сегмент») слова «Нида», а именно на букву ה, а «окончание сегмента Ниды указывает на конец буквы ה, и это также то, на что намекает указание «в конце знака ה».

Как объясняется в Каббале и хасидизме[22], о букве ד сказано: к «далет — у нее нет ничего своего», бедность и нищета, а левая нога буквы ה, которая отличает ее от буквы ה, намекает на подаяние нуждающимся.

В соответствии с этим видимо будет верным сказать, что приведенные выше отрывки предназначены для того, чтобы направить ученых, «посредством намеков мудрецам», к объяснению вопроса о милосердии и благодеянии как объясняется выше в послании «И благотворительность — как могучий поток», которое является проверкой и выводом всего, что объяснено в Книге Тания, как подробно объяснено выше[23].

Подытожим:

А основном и по сути своей книга Тания стремится выявить и осветить Б-жественной искрой эйтан-мощь в душе, в сердце каждого еврея. Это освещение проявляется в отмене непроницаемой и грубой клипы-скверны Тания, через превращение ученика в милосердного, чуткого и дающего другим подлинное милосердие (на что намекает указание источников начала и конца Тании). Последовательность этой внутренней работы и некоторые важные элементы на ее пути мы узнали из группы букв будущего времени, как они упорядочены в слове «Тания».

[1] Йевамот 109, 2.

[2] См. Ликутей Тора, Ваикра 5, 1.

[3] Авот 2, 8.

[4] Санедрин 98, 2.

[5] Теилим 89, 1.

[6] Миха 7, 20.

[7]

[8] Берешит 32, 11.

[9] Святое послание 2.

[10]

[11] Эйха 2, 19.

[12] Форма благословений Торы.

[13] Тания, глава 32.

[14] Зехарья 14, 9.

[15] Шмот 3, 14.

[16] Бемидбар 11, 21.

[17]

[18] Йешаяу 63, 1.

[19]

[20]

[21]

[22]

[23]

Вам также могут понравиться

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.