Воздержись от лживой речи

Рав Гинзбург «Факел перед рассветом»

Бааль-Шем-Тов сказал своим сопровождающим следующие слова: Сыны мои, вы не нуждаетесь в моем. Только вы должны быть очень, очень осторожны, чтобы не лгать, и, если это так — вы будете людьми.

Решимат дварим 4, стр. 80

Встаньте на ноги

Наставление Бааль-Шем-Това в этом высказывании является основой подхода Хабада на отношения между Ребе и его хасидами. Хасиды не полагаются на Ребе, чтобы он поднял их в его служении Б-гу. Они должны знать, что их судьба — быть слугами Б-га, каждый из них согласно его возможностям, и что Благословенный Б-г просит их служить «собственными силами».

В Ãлахе постановлено[1], что молящемуся не разрешается ни на что полагаться, а опора определяется как что-то, на что он опирается настолько, что, если убрать подпорку, — человек упадет. Такое опирание в нашем контексте означает, что человек остается в своей неполноценной реальности, в которой смешаны добро и зло, правда и ложь. Он вообще не начал меняться, потому что он никогда по-настоящему не стоял на ногах и не осознавал работу, которая стоит перед ним.

Можно утверждать (как в случае с польским хасидизмом), что таков порядок мира, Ребе является «главой», а все хасиды как бы являются частями его тела[2]. Один хасид — это «нога» Ребе, другой хасид — это его «рука», и, естественно, голова возвышает всех и каждого к Б-гу.

Но Бааль-Шем-Тов пошел другим путем, как у нас принято, согласно подходу Ребеим Хабада, и попробуйте вместе с ним: несомненно, есть большое преимущество в полном самоустранении перед Ребе, и у него есть сила помогать и возвышать своих приверженцев. Но не этого желал Творец! Б-г просит работу нижних своими силами, особенно тем, кому это трудно – они доставляют ему большее удовольствие.

Внутри и снаружи меры истины…

Перевод из Ор Исраэль (2, 116)

[1] Шулхан арух, Орех хаим 94, 8.

[2] См. Тания, глава 2.

Вам также могут понравиться

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.