Поднимите глаза вверх!

Рабби Симха Буним из Пшисхи

Нифлаот Ки Тицэ 83 г.

Рабби Симха Буним из Пешисхи[1] рассказал, что три раза ему улыбнулась удача сверхъестественным образом. И о двух из них он рассказал своим хасидам:

Его первый рассказ о том, что однажды ему довелось оказаться вместе с «немецкими» евреями [так называли образованных-маскилим и еретиков]. Они пили кофе с молоком, а он, Ребе Буним пил кофе без молока, поскольку молоку было «нееврейское». «Немцы» попросили его объяснить им, почему он не пьет кофе с молоком? И он ответил им – из-за боязни нечистого молока, по закону Гемары.

И они начали над ним насмехаться и сказали: «Молоко принадлежат деревенской женщине, от которой мы получаем кофе с молоком, в ее стаде пятнадцать чистых коров, и какая здесь связь с нечистым молоком?» Рабби  Буним помолился Б-гу, чтобы помог ему с Небес, и он мог доказать им это в лицо.

И действительно, они все еще разговаривают, и в их комнату вошел сельский житель и спросил, лучше ли сегодня кофе, и они оба согласно кивнули. Цадик тут же спросил его: «В чем особенность сегодняшнего дня? Почему вы пришли сегодня спросить, лучше ли сегодня кофе?» Крестьянин ответил: «Потому что сегодня я добавил в кофе верблюжье молоко и хотел знать, пришлось ли оно по вкусу»… И немцы пришли от этого в восхищение, потому что они увидели, насколько велики были слова мудрецов!

Вторая история, рассказанная им о помощи Небесной, полученной сверхъестественным образом, заключается в том, что во время своего пребывания в Германии с  купцами, еще до того, как он стал раввином, он увидел, что у одного купца есть сын, который был чрезвычайно мудр. Рабби Буним очень хотел его приблизить к Торе и хасидизму потому, что он видел, что тот является для этого одаренным инструментом, но ему это не удалось. Праведник всегда ходил с ним и общался с ним, и благодаря этому он надеялся привлечь его.

Однажды этот сын пошел играть в карты. Раввин Буним пошел с ним и также начал играть с ним и другими в карты. Когда Ребе Бунам рассказывал эту историю, он сказал: «Я ничего не знал, даже начала этой игры, но я добился успеха, отличного от естественного пути, и каждый раз я выигрывал игру. Я даже не знал, становился ли я победителем, пока я не видел, что никто из участников не брал те деньги, которые там лежали на столе, и тогда я понимал, что деньги, вероятно, принадлежали мне, и я каждый раз брал их…»

Когда купеческий сын увидел его большой успех, он подумал, что, должно быть, у него есть какой-то секрет или мудрость, как добиться успеха в этой игре, он стал умолять его выдать ему эту тайну, потому что карточная игра была для него дороже любых сделок на свете. Но Ребе время от времени отказывал ему в этом. И чем больше они отказывался, тем больше ему хотелось узнать секрет успеха.

Пока однажды он не пошел с ним гулять за город, в такое место, где не было людей, и купеческий сын подумал, что он идет с ним, чтобы рассказать ему секрет карточной игры. Внезапно Ребе начал кричать на этого купеческого сына: «Подними глаза и посмотри, Кто это создал!»

Купеческий сын испугался и стоял в трепете и страхе. «Итак — заключил Ребе Буним — я сообщил ему правду о том, что я ничего не знал об игре, и мой успех был не таким, каким он должен был быть — выше природы, чтобы я мог привести его под крылья Шхины. И я ему конечно объяснил, что все слова игры — ерунда и никакой мудрости в них нет. И я говорил ему то, что исходило из сердца, пока не вернул его к покаянию, и он стал совершенно раскаявшимся — бааль тшува.

В этой истории есть на что обратить внимание: особая помощь Свыше — Сията Дишмия, которой был награжден рабби Буним; глубокая забота о каждом еврее, заставившая его проводить время за карточными играми; А еще сам факт (один из ярких моментов его духовного портрета) он мог чувствовать себя как в собственном Бейт мидраше даже в игорных притонах Берлина. Из всего этого мы сосредоточимся на одном: огромном страхе перед Небесами, которым обладал рабби Буним. Где это можно увидеть? Не от его реакции, а от страха и трепета купеческого сына: такое влияние на другого может произойти только от сильного усиления в той же степени, какую праведник стремится возбудить в другом.

Только когда мы проникаемся трепетом настолько, что он становится естественным и наполняющим нас, он способен выплеснуться наружу и потрясти душу человека, стоящего перед нами.

Рассказывают, что однажды к нему пришла группа еретиков, чтобы поспорить о принципах веры. Цадик сказал им: Вы хвастаетесь, что вы еретики? Но я вам говорю, что в наше время настоящих еретиков не существует. Раньше были еретики: во времена фараона царь Египта, который даже после того, как Б-г нанес ему жестокие удары один за другим, твердил: «Я не знаю Б-га». Но сегодня, услышав только гром в небе, сразу же возложишь кипу на голову и закричишь: «Шма Исраэль!» Как только рабби Буним сказал им эти слова, они все надели себе на головы кипы и закричали «Шма Исраэль».

 

[1] Раби Симха-Буним бар Цви из Пшисхи (5527—5587 /1767—1827/ гг.) — выдающийся хасидский наставник.

Родился в г. Вадислав. Его отец, р. Цви, был магидом в Вадиславе.

Учился в ешиве венгерского города Матерсдорфа, а затем — в моравском городе Николсбурге (Брно).

Изучал также медицину и фармацевтику; сдав в Львове соответствующие экзамены, получил диплом провизора.

Возвратившись в Польшу, он работал аптекарем. В этот период под влиянием выдающихся хасидских наставников р. Исраэля Офштейна (Магида из Кожниц; см.), р. Моше-Лейба из Сасова (см.) и р. Давида из Лелова (см.) он приблизился к хасидскому движению.

Посетив по их совету «двор» р. Яакова-Ицхака Гурвица (Хозе из Люблина; см.), р. Симха-Буним вошел в число его последователей. При «дворе» Хозе, в Люблине, он познакомился с р. Яаковом-Ицхаком из Пшисхи, прозванным Аид Акадош (Святой еврей), и впоследствии стал его ближайшим учеником.

В 5574 /1814/ году, после смерти Святого еврея, р. Симха-Буним сменил его во главе хасидской общины Пшисхи. Под его руководством движение приобретало все более определенную направленность, связанную с углубленным изучением Торы. Среди его ближайших учеников были такие выдающиеся хасидские лидеры следующего поколения, как р. Менахем-Мендл из Коцка (Коцкер Ребе), р. Ицхак-Меир Алтер из Гуры (Хидушей Арим) и р. Ханох-Энох из Александра ).

Р. Симха-Буним часто говорил ученикам и хасидам, что главная задача человеческой жизни — обрести необходимый духовный уровень к тому моменту, когда душа расстанется с телом.

Предание рассказывает, что когда приблизился его смертный час, его жена разрыдалась. «Ну, что ты плачешь? — спросил р. Симха-Буним. — Всю свою жизнь я только и делал, что учился умирать. А теперь, когда этот час настал, ты вдруг плачешь?!». «Вот я и прошу Всевышнего, — сказала жена, — даровать тебе как можно больше лет жизни, чтобы ты научился умирать еще лучше» (Р. Йеуда-Менахем Баум, Аребе Реб Буним т.2, с. 605).

Р. Симха-Бунем из Пшисхи был призван в Небесную Ешиву тринадцатого элуля 5587 /1827/ года.

Толкования Пятикнижия, записанные на его уроках учениками, были собраны и изданы под названием Коль симха (Голос радости).

Большинство его хасидов перешло ко «двору» р. Менахема-Мендла из Коцка, ставшего его духовным наследником.

Рисунок Маргариты Левиной

с разрешения издательства Швут Ами

 

Вам также могут понравиться

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.