Актуальный аспект урока «Стоите сегодня»

Рав Ицхак Гинзбург

При самоанализе конца года мы хорошо чувствуем насколько мы скатились вниз. Мы начали год с принятия на себя хороших решений, с чувством подъема и движением тшувы и обновления и с надеждой на хороший и сладкий год — и мы дошли до конца, во многих отношениях истрепанные и измотавшиеся. Кульминации праздников Тишрея не предназначены для того, чтобы оставаться на небесах — все должно быть воплощено в реальность — и нисхождение начинается уже в Рош а-Шана, нисхождение Творца, чтобы заново воссоздать мир и спустить в него души. Тем не менее, надежда на то, что упадок будет полностью свершением и осуществлением света и святости, не всегда соответствует реальности, которая ожидает нас в конце года … «Энтропия» разрушила хорошие порядки и решения, моральное устаревание приглушило молнию нововведений, мелкие неприятности (и, возможно, также крупные) причинили нам физический и духовный вред, и также несколько переродились во всевозможные похоти и грехи, как бороться с чувством спуска?

Готовясь к Рош а-Шана, мы читали упреки главы Ки Таво. Не для того, чтобы, как можно было подумать, усилить наш ужас от ожидания Суда — но, чтобы закончить главу о нисхождении года, «закончится год и его проклятия», и с радостью подготовиться к следующему подъему для нашего блага, «начнется год и его благословения». Но перед началом подъема нужно стабилизироваться: «Сегодня вы все стоите пред Ãвайе, Б-гом вашим». Если мы прошли через все это и все еще здесь перед Б-гом — может быть, все иначе, чем казалось. В то, что казалось линией упадка и спуска — от начала года до его разочаровывающего конца, от «ваших глав колен» до «дровосека» и «черпающего воду для тебя» — входит мера равенства. Когда стоят «пред Ãвайе, Б-гом вашим» и выполняют «всегда представляю Б-га перед собой» (“שויתי הוי׳ לנגדי תמיד“), видят равенство (שויון) во всех изменениях времени, поколений и статусов — у каждого, в любое время и в любом месте есть свое служение Всевышнему, и «все равны к добру».

И, успокоившись и немного приподняв склоненную голову, можно начать чувствовать, что это «спуск ради подъема»: во-первых, можно увидеть, что, на самом деле, даже в видимом спуске был спрятан невидимый подъем — по мере того, как мы удалялись от света и изобилия, сошедшего на нас в Рош а-Шана в прошлом году, мы продвигались к будущему свету и изобилию, подобным которым еще не было в мире. Это «естественный» прогресс во времени, а также прогресс, который накапливается благодаря работе и испытаниям года — независимо от того, насколько мы ими недовольны. Кроме того, наши собственные нисхождения пробуждают к нам милосердие Свыше, чтобы открыть врата для наших молитв и любви — даже если мы этого не заслуживаем — чтобы поднять нас из мусора (מאשפתֹ —  это буквы  תשפ“א— Нового 5781-го года). Наш стыд за наши грехи вызывает их прощение (засчитывается спуск в мир как усилие, которое само по себе нейтрализует чувство Наhама декисуфа, «постыдный хлеб») — и вкус похоти, на которую мы попались, научил нас, что нужно искать в служении Всевышнему. Из нашего катнут мохин (незрелого состояния разума) мы еще перейдем к пониманиям, которых мы не знали, и нанесенные нам удары, возможно, вплоть до банкротства, заставят нас изменить направление — отсюда начинается наш новый успех! «Начнется год и его благословения!».

Издательство Галь Эйнай — книги рава Гинзбурга на русском языке:  http://rabbiginsburgh.ru/
Вам также могут понравиться

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.