Лестница подъема человечества

7-е Швата 5782 г. – Кфар Хабад

Первая часть урока рабби Ицхака Гинзбурга шлита

С тех пор, как несколько лет назад мы начали говорить о четвертой революции — Торе для неевреев — есть большой интерес и пробуждение со всех сторон. Видно, что оно все увеличивается — еще не создалась критическая масса для извержения, которая достигнет всего мира, но надеюсь, что это произойдет. Итак, давайте начнем сегодня с новой главы, относящейся к четвертой революции, «Свет для неевреев». Наша миссия, народа Израиля, — быть «светочем для неевреев», пока не исполнится предназначение «служили Ему единодушно»[1].

Хороших неевреев, соблюдающих семь заповедей, принято называть сыновьями Ноаха, который получил от Творца семь заповедей. У первого человека было шесть заповедей, а Ноаху был добавлена еще одна — запрет есть части животных, из тел которых еще не полностью ушла жизнь. Но реальность, в которой находятся все сыновья Ноаха, еще не является четвертой революцией, как мы объясняли несколько раз. Было бы хорошо, чтобы все неевреи стали сыновьями Ноаха, это конечно — лучше, чем сегодняшняя ситуация на деле. Казалось бы, самое подходящее имя для нееврея, который находится под влиянием духа иудаизма, согласно тому, что прямо написано в Торе, — «сын Авраама» — потому что Авраам, наш праотец, был благословлен быть «отцом многих народов», он духовный отец всех народов. Нееврей, который осознает это и получает вдохновение верить в Б-га — «в единственного Б-га» — от нашего праотца Авраама, казалось бы, является сыном Авраама. С другой стороны, когда нееврей по-настоящему обращается в прозелита, его настоящее имя Бен Авраам — Авраам сын Авраама – это принятое имя для праведного прозелита – «гер цедек». Опять же, в Торе, когда написано, что Авраам, наш отец, будет «отцом многих народов», простой смысл говорит, что он будет их отцом, в тот период, когда они все еще неевреи, еще до того, как они действительно обратятся в иудаизм — они будут принадлежать дому Авраама, и он позаботится о том, чтобы воспитывать их в соответствии с духом своей семьи, как написано: «Ибо Я знаю его, потому что заповедает он своим сынам и дому своему после себя: соблюдать им путь Б-га, творя милость и суд»[2], чтобы они шли путем нашего праотца Авраама. Как мы объясним, путь Авраама — это дополнение к семи заповедям сыновей Ноаха. Когда нееврей отождествляет себя с нашим праотцом Авраамом, все еще оставаясь неевреем, до того, как он полностью обратился, — он, несомненно, поднимается на более высокий уровень, чем сыновья Ноаха, выше семи заповедей. Необходимо лучше объяснить, что это за переход, этот аспект того, чтобы быть «сыном Авраама», который еще не стал истинным прозелитом. Опять же, после того, как он действительно будет истинным прозелитом — он снова сын Авраама. Возникает простой вопрос: почему мы не называем добрых неевреев «сынами Авраама»? В конце концов, это новшество в Торе относительно отношений между первым евреем и народами мира.

Можно было бы заострить еще немного и сказать, что, казалось бы, было бы достаточно называть хороших неевреев Бней Адам (сыновьями-потомками Адама, или в буквальном переводе, «людьми»). Всего на всего, у Ноаха добавилась одна заповедь, но шесть мицвот, которые включают в себя всю суть морали: не убей, не укради, не поклоняйся идолам, не развратничай, а также создание судов, все принципы исправленного общества — принял Адам. Если бы неевреи соблюдали эти шесть заповедей, даже не зная, что есть заповедь — запрет есть части животных, кашрут, на первый взгляд, уже были бы очень хорошими неевреями. Нееврею достаточно быть человеком, как принято говорить: «бен Адам» — «человек» — человек из населенного пункта. Надо сказать также, что есть ступень нееврея, которая не является самой по себе очевидной, что он человек.

У евреев тоже есть все эти уровни. Еврей тоже сначала должен быть человеком, а-менч. Откуда я знаю? Написано: «Дерех Эрец (воспитанность и принятые в обществе правила поведения) предшествует Торе». Быть человеком — это образ жизни, это требуется от каждого. Сначала будь человеком, затем будь сыном Ноаха, затем будь сыном Авраама, и так далее. Нужно понять, что будет дальше, где именно стоит четвертая революция, на каком перекрестке прогресса человечества, подъема неевреев. Б-г создал мир, в котором все народы — неевреи — даже Авраам, прежде чем ему выпала честь стать Авраамом, нашим праотцом, через десять испытаний, которые он выдержал. Б-г хочет подъема, поднятия миров.

Нееврей, который на самом деле изучает Тору — наш простой смысл, когда мы говорим о четвертой революции, — что, согласно простому смыслу (законов) Рамбама, ему не разрешается открывать Гемару и учиться как ученик ешивы, но есть в этом глубокое намерение зажечь и приблизить его искру, и сидят с ним, и изучают с ним вопрос в открытой части Торы, и тем более, глубокий вопрос в хасидизме. Кто он? Сын Адама? Сын Ноаха? Сын Авраама? Кто-то еще? Я бы сказал, что он становится кем-то другим — сыном Яакова. В конце концов, кто сидит и изучает Тору? О Яакове сказано: «И Яаков был человеком кротким, сидящим в шатрах»[3]. В каких шатрах? В Бейт Мидраше (Дом учения). Чей? Шема и Эвера, которые на самом деле были неевреями. Их Тора в Бейт-Мидраше Шема и Эвера — это Тора, которую изучают неевреи, и там усердствует в изучении Торы наш Яаков в начале своего пути, это его основа. Каждый нееврей, изучающий Тору как ешиботник, он, на первый взгляд, как сын Яакова, который получает вдохновение от Яакова Авину. Если у нас есть ступень сына Яакова, который особенно связан с четвертой революцией, нам нужна посередине еще одна ступень — сын Ицхака. Ведь есть три праотца, и среднего праотца упускать нельзя, тем более, что он будет главным в будущем — «потому что Ты наш отец»[4]. Нужно понять, что значит для нееврея быть сыном Ицхака. Ицхак любил Эйсава — знак того, что он был близок к неевреям. Эйсав, несомненно, видел себя сыном Ицхака, если он солидаризировался с ним — вопрос в том, что это за стадия в подъеме неевреев и подъеме миров, из которых мы объяснили ранее.

Об Аврааме написано: «Не как Авраам, от которого вышел Ишмаэль»[5]. Если говорят: «Бней Авраам», кто первым ловит тремп на этом определении[6]? Арабы — «Веселись и радуйся», это как раз их родословная. Кто ловит попутку на названии «Бней Ицхак»? Эйсав, «не как Ицхак, от которого вышел из Эйсав». Но, как мы уже говорили, Тора приписывает родословную всех неевреев от Авраама, а не только Ишмаэлю. К Ишмаэлю Авраам относится особым образом: «Хоть Ишмаэль жил бы пред Тобой»[7], «в страхе пред Тобой», но Тора говорит, что Авраам — «отец многих народов», всех их. Ицхак тоже имеет связь со всеми, только более высокую связь. Затем есть связь с Бен  Яаков . Затем, если он пройдет все эти ступени, все эти этапы, тот нееврей на самом деле удостоится пройти гиюр — и тогда он будет сыном Израиля. Бен-Яаков здесь еще не Израиль, как и сам праотец наш Яаков, который не был Израилем вначале — пока не победил ангела Эйсава и не обрел свое почетное имя, которое есть его собственное имя. Даже каждый нееврей, который в конце концов побеждает свой гоишкайт присущий ему, и тогда он становится «гером, который быть обращен в иудаизм, подобно новорожденному младенцу», — он становится частью новой реальности, которую представляет народ Израиля. Он становится полным евреем. Таким образом, Тора много раз заявляет, что «как гражданин и как гер», есть равенство. Нужно чувствовать равенство между гражданином и праведным прозелитом.

Что мы сказали до сих пор? Мы сказали, что на самом деле Б-г хотел, чтобы все в конце концов стали евреями. Он создал всех людей. Сам Адам находился на очень высокой ступени до греха, но Б-г знал — «страшный навет против людей», — что человек согрешит и мир падет, и тогда все нужно будет перестраивать заново снизу вверх. Сначала нужно быть человеком (на иврите «бен Адам» – сыном Адама), затем сыном Ноаха, затем сыном Авраама — Тора вкладывает в это особый смысл, это полный переход, от сына Ноаха к сыну Авраама — это несравненный (бесконечный) переход — и затем он восходит, чтобы быть сыном Ицхака, когда он уже изучает Тору (наш простой смысл) он становится сыном Яакова, а затем, благодаря Торе, всякий, кто достоин пройти процесс гиюра, как мы говорим, станет частью народа Израиля. У наших мудрецов написано, что все патриархи назывались Израилем — это имя общее, данное и Аврааму, и Ицхаку, и Яакову, все они Израиль.

Давайте вернемся к этому вопросу и поясним в двух словах: мы сказали, что быть человеком (бен Адам) можно «через воспитанность, которая предшествовала Торе», в которой также есть преимущественное предпочтение. Быть сыном Ноаха означает цельность заповеди, включая седьмую заповедь, которая на самом деле является заповедью о кашруте. Кашрут начинает быть чем-то специфически-еврейским. Еще раз, на первый взгляд, это не просто исправление общества. Можно сказать, что тот, кто не соблюдает осторожность в соблюдении заповеди о запрете есть части животных, из тел которых еще не полностью ушла жизнь, — варвар, а это нехорошо для общества. В любом случае, по крайней мере, согласно простому смыслу, это не так, это закон кашрута. Поэтому есть всякие тонкости относительно этого закона, и едва можно различить, что дозволено, а что запрещено. Это закон, как и все законы Торы. Безусловно, это некий переход к сверхъестественному, который является выше смысла и понимания. Все, что для исправления общества, все простые заповеди человечества, это природа — «мир, так поступает, как принято», чтобы мир мог существовать, чтобы он не разрушился. Весь иудаизм, вся Тора — это чудо, вещи, которые в природе не поняты на сто процентов. В заповедях неевреев оно начинается с запрета есть части животных, из тел которых еще не полностью ушла жизнь.

Что значит быть сыном Авраама, кроме этого? Две вещи. Прежде всего, мы сказали, что должно быть воспитание согласно пути Авраама — «держаться пути Б-жьего, творить милосердие и справедливость»[8]. Уж точно больше, чем соблюдение семи заповедей сыновей Ноаха. Согласно простому смыслу, три праотца — это три столпа, на которых стоит мир. Авраам, наш праотец, — это источник милосердного деяния —   бескорыстная доброта, при которой человек ничего никому не обязан. Глубина милосердного деяния – от сознания «мое — твое и твое — твое», истинное желание давать, что по-английски (и по-русски) называется альтруизмом. Это, конечно, не просто так встречается у неевреев. Когда он проникается добрым желанием влиять, отдавать, и это становится его образом жизни, — это, несомненно, огромный шаг вверх навстречу Творцу. Это одно, что для восхождения от сына Ноаха к сыну Авраама нееврей уже совершает милосердные поступки. Известно, что есть большой и серьезный вопрос, который касается каждого, у кого есть заведение, которое нужно содержать, — допустимо ли принимать милостыню от иноверца? Принято говорить, что, если иноверец не занимается идолопоклонством, соблюдает семь заповедей Ноаха, быть может, дозволено получать от него – так принято сегодня поступать, чтобы сделать возможным получение денег от иноверца. В любом случае, это очень серьезный вопрос о том, что «милосердие народов — грех» — относится к первой главе книги Тания. Что происходит с сыном Авраама? В какой-то мере это выходит из «милосердие народов — грех», что является чудесным новшеством. Так он уподобляется животной душе еврея, являющейся клипат нога[9] («прозрачной оболочкой «), согласно первой главе книги Тания, — он получает настоящее желание отдавать, не из интересов и побуждений, не из заносчивости и уж тем более не из-за идолопоклонства, потому что он уже оставил идолопоклонство. Ведь написано, что альтруизм есть в природе — он есть и у животных. Это очень большой вопрос сегодня в биологии — пожалуй, самый интересный вопрос, что есть в изучении науки о животных, что также полезно всем и каждому знать, есть ли альтруизм, делать добро друг другу, а не для того, чтобы получить награду. Написано «Вот родословие неба и земли при сотворении их (בהבראם[10], буквы באברהם — «в Аврааме», и если мир родился в качестве Авраама, то это маленький намек, прекрасный намек, ибо в самой природе должно быть заложено милосердие, истинное желание творить добро, Авраам, наш праотец, должно быть там. Нееврей, который солидаризируется с этим и отражает это — он сын Авраама. Все это, как мы сказали, является одним аспектом для того, чтобы быть сыном Авраама — колоссальным подъемом над сыном Ноаха.

Что во-вторых? Одна из семи заповедей сыновей Ноаха — не служить идолам — по Рамбаму это, безусловно, главное, а несколько раз у Раши и в Хазаль упоминается только, что сын Ноаха не должен служить идолам. Но что? Упоминается в хасидизме, и Ребе также цитирует из Рама, что некоторые думают — и так принято постановлять — что нееврею не запрещен шитуф (вера еще в кого-то, кроме Б-га). Всегда упоминают «Маим рабим», в которых Ребе упоминает этот уровень. Нееврей может быть хорошим неевреем, который соблюдает семь заповедей сыновей Ноаха и при этом верить в шитуф — его не называют служащим идолам по Рама, но для нашего праотца Авраама это уж точно не «подходит». Еврейский Авраам — для него нам нужно отказаться от шитуфа. Чтобы быть сыном Авраама, необходимо больше очистить веру. На самом деле каждый подъем должен сопровождаться все большей очисткой самой сути веры, и здесь происходит бесконечный скачок от сына Ноаха к сыну Авраама. Видимо эти две вещи связаны между собой — пока есть вера в шитуф сложно применить альтруизм. Желание делать добро, желание влиять нетто не сочетается с шитуфом. Шитуф, в конце концов, — это самопоклонение, а самопоклонение на его тонком уровне — это «милосердие народов ]которое[ грех», о котором мы говорили ранее.

До сюда восхождение нееврея от сына Ноаха к сыну Авраама. Пока мы объясняем это, мы думаем об упорядоченном курсе. Один из учеников, которого сейчас здесь нет с нами, делает курсы для неевреев, и можно провести упорядоченный курс: Где ты находишься? Ты – сын Адама? сын Ноаха? и т. д. Если здесь пять ступеней, пока они не станут сынами Израиля, что, несомненно, соответствует наранхай (пяти уровням души – нефеш, руах, нешама, хая и йехида). Получается что-то очень простое, что Адам и Ноах — корень и отцы, быть сыном Авраама, сыном Ицхака и сыном Яакова, это дополнение – дополнение, которое многочисленней основы, когда главное часть скачка – от Ноаха к Аврааму, «отцу многих народов». Хорошо, что Авраам-Ицхак-Яаков — это нехй (нешама, хая, йехида), нешама-душа нееврея — Авраам, его хая — Ицхак, а его йехида — Яаков. Если он пройдет через все это, в конце концов он сможет удостоиться стать Исраэлем — полным евреем.

Что значит быть сыном Ицхака (уровень души хая, как мы только что сказали)? В чем заключается новизна Ицхака в отношении Авраама? Точно так же, как Авраам — столп милосердия, Ицхак — столп служения. Так в чем же новизна сына Ицхака? Это тот, который уже «служит». Те, кто любит отдавать, и те, кто не верит в шитуф, все еще не являются «служителями». Что значит служить? Это сосредоточенное размышление. «Что такое служение сердца? Имеется в виду молитва». Столпом Молитвы является наш праотец Ицхак — Ицхак-Ривка по гиматрии тфила-молитва (יצחקרבקה= תפלה). Нееврей не молится, прежде чем стать сыном Ицхака? Он молится, но молится спонтанно, как и все. Молился и Адам — первый человек. Но молиться в «служении», хабадской молитве, в созерцании, чтобы возбудить любовь к Б-гу и страх Б-жий – это нечто особенное, хотелось бы, чтобы у нас был такой уровень, как написано в Тании. Спонтанная молитва, от души, это что-то очень и очень драгоценное — «Дай Б-г, чтобы человек весь день молиться» — но служить, быть в сознании раба Б-жьего, это особая ступень для праотца нашего Ицхака, столпа служения. Что об этом написано? Недавно мы многое узнали о том, что в одном стихе говорится «поклоняйтесь Б-гу с радостью», а во втором стихе говорится «поклоняйтесь Б-гу со страхом». Среди мудрецов есть такие, которых любим цитировать это, что «поклоняйтесь Б-гу со страхом» было сказано неевреям, а «поклоняйтесь Б-гу с радостью» было сказано евреям. Сейчас скажем, что нееврей, который возвыситься до уровня сына Ицхака, его можно обучать и воспитывать «поклоняться Б-гу с радостью», поскольку Ицхак – это и страх, и радость, это два его взаимосвязанные качества. Неевреи сегодня, которые вместе увлекаются какой-нибудь массовой молитвой, что ли, в Африке, если вы когда-нибудь видели фотографии или фильмы, а также в Китае, на Ближнем Востоке, могут совсем в экстаз войти – согласно простому смыслу, это не со стороны святости, но что-то в этом есть. Нужно научить нееврея служить правильно. Если это не просто развлечение или переживание, поездка, пикник — если это служение Б-гу с радостью, у неевреев есть большой потенциал, чтобы радоваться, танцевать и полностью выйти с себя. Это нужно направить, дать правильный ориентир, ради служения — и объяснить, что такое служение вообще. Опять же, Авраам — это не служение — «служение» — это наш праотец Ицхак, сознание служения.

Опять же, Ицхак — это служение благоговения и служение радости. «Нет лучше служения, чем служения любви» — и тот, кто знает, что такое служение, может принять его и в качестве служения из любви — кульминации всего, включение Авраама в Ицхака, но само понятие служения есть столп Ицхака, и для нееврея это, конечно, новинка, что он будет служить Б-гу.

Что такое Яаков? Который получает от Б-га Тору и усердно ее изучает — «И Яаков был человеком кротким, сидящим в шатрах» (см. выше источник). Что-то совершенно другое — столп Торы. В общем, чтобы удостоиться четвертой революции, чтобы стать сыном Яакова, нужно пройти все эти этапы. Это очень важное введение.

[1] Цефания 3, 9.

[2] Берешит 18, 19.

[3] Берешит 25, 27.

[4] Йешаяу 63, 16.

[5] Алтер Ребе, Тора ор, Лех леха, 12, 1. И в других местах.

[6] Тремп — бесплатная поездка на попутной машине.

[7] Берешит 17, 18.

[8]

[9] Клипат нога представляет собой промежуточное звено между тремя совершенно нечистыми «клипот» и категорией, и ступенью святости, поэтому она иногда оказывается включенной в три совершенно нечистые «клипот«… (Тания, глава 7)

[10] Берешит 2, 4.

Йорцайт мамы рабби Гинзбурга — госпожи Брайны Малки Гинзбург

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.