Гиюр — оптимистичный риск

Вызов нашего поколения (1)

А. «И многие из народов страны стали йеудеями»

«И многие из народов страны стали йеудеями»

Лехаим, лехаим, хорошего месяца, радостного месяца.

Мы находимся в начале шестидесяти дней радости — двух месяцев Адар — в которых все нежелательные вещи отменяются в шестидесяти (чему мы и радуемся). Так учил нас Ребе[1].

Месяц Адар — это месяц праздника Пурим[2], и ближе к концу Мегилы написано: «И многие из народов страны стали йеудеями, потому что охватил их страх перед йеудеями»[3]. Это очень важная тема на Пурим. Вообще мудрецы спрашивают: «Кто такой еврей?» Написано: «В столице Шушане был йеудей, имя которого Мордехай» и стих заканчивается «из колена Биньямина»[4], так почему его называют «йеудей»? Мудрецы говорят[5], что тот, кто отрицает идолопоклонство — «а Мордехай не становился на колени и не падал ниц»[6] — он йеудей-יהודי, он признает- מודה Б-га, одного, единственного и особенного, а не верит в противоположное. Когда написано «И многие из народов страны стали йеудеями», то это знак того, что и они, по крайней мере, между собой, в сердце своем, почувствовали себя йеудеями, то есть теми, кто отрицает идолопоклонство и признает Б-га, признает Тору. Что касается их гиюра согласно Ãлахе, то тут нужно расследование, но внутри себя они, несомненно, так и почувствовали.

«Влекомые геры»

В книгах по Ãлахе[7], когда цитируется стих «И многие из народов страны сделались йеудеями», их называют «влекомые геры»[8] — не настоящие геры, принятые судом из трех мудрецов, судей. Они пришли сами по себе, «потому что охватил их страх перед йеудеями», и решили, что они йеудеи, принявшие иудаизм. Там это уподобляется вышедшему из Египта сборищу: «А также многочисленная толпа иноплеменников вышла с ними»[9]. С вышедшими из Египта было немного иначе, ибо написано[10], что их принял Моше Рабейну. Хотя не написано, что он пошел и всех обратил в еврейство, согласно Ãлахе – он принял их в массе: «А также многочисленная толпа иноплеменников». Не то чтобы он уговаривал их — они проснулись сами по себе. Как написано[11], что они увидели величие Израиля и захотели присоединиться.

Хотя они и огорчали нас во всех поколениях, и все беды, бывшие в пустыне, были из-за них, так и позже, до сего дня впечатление от них осталось[12] — во всяком случае, они ассимилировались внутри народа Израиля, их гиюр действителен. Поскольку Моше Рабейну принял их, написано[13], что сам Моше Рабейну должен инкарнировать в каждом поколении, должно быть «распространение Моше в каждом поколении»[14], и его основная функция каждый раз, когда он инкарнирует, — исправлять их. Мы могли бы подумать, что основная функция Моше — быть Ребе, что он — глава поколения, но в Зоаре написано, что главная необходимость в том, чтобы вновь появляться в каждом поколении, — это исправлять то, что он сделал, чтобы исправить эрев-рав (многочисленную толпу иноплеменников)[15].

Мы приводим еще один третий пример сомнительного обращения в Шулхан арух — прозелиты, которые тоже обратились по собственному желанию во времена Давида и Шломо. В Ãлахе написано, что во дни Давида и Шломо, когда все видели величие Израиля, обращение не было во имя Небес. Поэтому и не делали гиюры — официально раввинат того времени обращением не занимался. Тем не менее, написано, что многие пришли и обратились по собственной воле.

Наверняка они вошли и были включены — ассимилировались в народе Израиля[16].

Это три примера приводятся вместе. Их объединяет то, что они «влекомые геры», и в любом случае это своего рода обращение. Выражение «влекомые геры» (“גרים גרורים“) напоминает высказывание мудрецов[17]:  «Заповедь влечет за собой заповедь» (“מצוה גוררת מצוה“) и «проступок влечет за собой проступок» (“עברה גוררת עברה“), подобным образом можно сказать, что гер влечет за собой другого гера (как в высказывании: «посланник делает посланника»[18]) – гиюр «заразителен» (как в значении «Заповедь влечет за собой заповедь», так и в значении «проступок влечет за собой проступок»).

Геры – простолюдины

В Мегиле написано в похвалу «и многие из народов страны сделались йеудеями, потому что охватил их страх перед йеудеями». Можно уточнить, что обратившиеся таким образом — это простолюдины из народов, «и многие из народов страны стали евреями» — те из геров, которые не являлись мудрецами. Вероятно, быть простолюдином, является особой добродетелью, поскольку можно стать прозелитом таким образом. Не написано, что важные люди там обратились в иудаизм, только «и многие из народов страны». Подобно этому, и вышедшее из Египта сборище народов (эрев рав – означает самый простой народ, что может быть). И во времена Давида и Шломо те, кто стали прозелитами по собственной воле, были простолюдинами[19].

Есть также пример, который кажется немного противоположным: мы любим говорить[20] о рабби Хасдай Крескас, автор книги «Ор Ã-шем». Хасид Явец пишет о нем, что «Его разум выше, чем разум философов его времени, даже мудрецов Эдома и Ишмаэля, и также мудрецов Израиля, и велик для Б-га был, потому что он взывал к Всевышнему, и Он отвечал в общинах десятков тысяч народов, и Имя Б-га освящалось им[21], и многие из важных царства обратились в сердцах, и любим был он королем Аниабилем, королем Испании и величайшим из всех его советников, потому что без него король не поднимал бы руки, чтобы делать малое, или великое»[22]. Прежде всего, мы видим здесь связь между рабби Хасдай и Авраамом Авину, качеством которого является

хесед-доброта, и его стремлением озарить светом Б-га весь мир[23] (в выполнении «»И возлюби Ãвайе, Б-га твоего»[24], да будет небо через тебя любимо»[25]) — воздействовать на других, из Израиля и народов, и сблизить их с любовью, посредством «Его правая рука обнимает меня»[26] (и чем больше есть милосердия и любви в сердце, тем больше стремление, а также возможность достучаться до тех, кто дальше[27]). Но здесь есть небольшая трудность по поводу того, что мы сказали — здесь написано не «и многие из народов страны стали евреями», а «и многие из важных царства стали евреями». Это действительно не проблема — здесь есть еще одно слово, «в их сердце». «Народы страны» могут позволить себе открыто обратиться в иудаизм, им нечего терять, а «великие царства» обращаются в иудаизм только в сердце своем[28]; — они не становятся «влекомыми герами», у которых низкий статус (а если они обращаются официально и открыто — это уже не народное обращение в иудаизм, а официальное обращение[29]). В любом случае, мы получили здесь важное описание рабби Хасдая, которое связывает его с нашей четвертой революцией[30].

Рабби Ицхак Гинзбург

Урок «Вызов нашего поколения» (часть1), Гиюр — оптимистичный риск

Еженедельник Нифлаот, Тецаве 82 г.

Перевод Адасса Кочубиевская

[1] Сефер а-сихот 5752 г., стр. 374-378 (из беседы главы Мишпатим от 2-го Адара 1).

[2] Эстер 9, 22 и Йерушалми Мегила 1, 1.

[3] Эстер 8, 17.

[4] Там же 2, 5.

[5] Мегила 13, 1.

[6] Эстер 3, 2.

[7] Арух а-шулхан Йоре деа, 268, 9 согласно Тосфот явамот 24, 2, со слов «не в дни». См. также комментарий А-рокеах на Эстер 8, 17.

[8] По Авода зара 3, 2; 24, 1 (и см. также Йевамот 79, 1). На языке мудрецов «Герим герурим» (“גרים גרורים“) есть намек на то, что сказано про Авраам-Авину, первой гера и первого обращающего (как: «и души, которые сделали в Хароне»),ויגר בגרר (Берешит 20, 1) – гиматрия этого выражения  равна трехкратной гиматрии имени Ицхак, о котором позже сказано: «И Ицхак стал жить в Граре» (там же, 26, 6), что равно 931, Олам-Шана-Нефеш, 49 раз 31. Об Яакове сказано: «И поселился Яаков в стране проживания отца своего, в земле Кнаан» (там же 37, 1). И мудрецы толковали (Берешит раба 84, 4), что он обращал в иудаизм, как его отец (и его дед). Гиматрия выражения «И поселился Яаков в стране проживания отца своего, в земле Кнаан» равна 1554 (и равна сумме гиматрий город-земля-Грар-земля палестинская! העיר והארץ — גרר ועוד ארץ פלשתים -)=  37*42 и вместе с 931 = 2485 = треугольнику 70, намек на гиюр 70-ти народов мира. От «и проживал Ицхак в Граре» (“וישב יצחק בגרר“ = 931) и «и проживал Яаков в стране проживания отца своего, в земле Кнаан» («וישב יעקב בארץ מגורי אביו בארץ כנען» =1554) есть «ויגר בגרר» 624 числа!

[9] Шмот 12, 38.

[10] Шмот раба 42, 6.

[11] Арух а-шулхан там. См. также При цадик 13.

[12]  ראה תקו“ז ע (קלח, א; קמ, א)

[13] Сефер ликутим Шмот, глава 2.

[14] По Тикуней Зоар, тикун 69 (112, 1) и см. также Зоар 3 216, 2.

[15] Эрев-рав по гиматрии равно даат–познание. Древо познания включает в себя и добро и зло — Моше есть добро в даате, как написано о его рождении: «и увидела, что он хорош» (Шмот 2, 2), а эрев-рав является злом в даате, а про них сказано «добавляя знания увеличиваешь скорбь» (Коэлет 1, 18). Моше Рабейну, привлекающий категорию даат ко всем вместе душам Израиля (Тания, глава 42), должен превратить эрев-рав, зло, которое в даате, в престол для блага (см. Кетер Шем Тов, пункты 26 и 70), его задача состоит в том, чтобы выделить истинное благо и, в конечном счете, включиться в него.

[16] См. Законы запрещенных связей, главы 13, 15 и далее.

[17] Авот 4, 2.

[18] Кидушин 41, 1.

[19]  И см. Йевамот 76, пункт А, что еще во времена Давида и Шломо можно было априори обращать важных, которые не нуждались в царском столе, и в любом случае «влекомые геры» на самом деле являются именно простыми (и см. в Кцот шулхан, 147 примечание относительно “ושרותיהם מניקותיך“).

[20] См. подробнее книгу «Хохма миаин темаце«, урок от 20-го и 25-го Тевета (в еженедельнике Нифлаот глав Ваэра и Бо).

[21] Здесь он намекает на историю, представленную в Црор мор на Ваикра 26:19: Я уже писал, что наш гений, и слава, и сила в его руке наше возвращение, так как он имеет власть вовремя низвести дожди посредством сила нашей молитвы. И известно то, что на этом условии мы были приняты в землю народов, когда мы были изгнаны из нашей земли. И уже бывало, что в царстве Арагона во время засухи всех евреев выгоняли из города и закрывали за ними ворота, пока не приводили воду. И рабби Н. Хасдай Крескас, благословенной памяти, потребовал… и так он сказал в начале своего выступления, «дай нам воду»! И Святой Благословенный повелел и его народ получил воду.

[22] Ор а-хаим (хасид Явеец), глава 12.

[23] О связи между рабби Хасдай со свойством «Хесед Авраама» (Миха 7:20) см. также урок от 20-го Тевета, напечатанный в выпуске главы Ваэра. Подобно тому, как наш праотец Авраам появляется на фоне тьмы, который предшествовал ему (см. Берешит 1:3), а фоне мира, который прежде был во тьме (см. Берешит раба 2, 3), так и рабби Хасадай освещает светом знания позитива на фоне предшествующей тьмы знания отрицательного – как подробно объяснялось в приведенном выше уроке в прим. 20.

[24] Дварим 6, 5.

[25] Йома 86, 1.

[26] Шир а-ширим 2, 6. «Правая рука» намекает на приближающее и обнимающее сознание со стороны приближающей правой руки, которое будет снова упоминаться в части 3 – время которого буквально вскоре в наши дни. “ימינו“ («его  правая рука») = двухкратному חן (симпатия), тайна «а Ноах-נח понравился-חן», как будет объяснено ниже.

[27] Как написано у рабби Пинхаса из Кориц (см. Имрей Пинхас, часть 1, врата עולם ומלואו 72, стр. 474), что полный праведник любит полного грешника – он любит раша гамур (רשע גמור — полного грешника) и превращает его в гера… (а остальные буквы равны  יתרו- Итро, гер, появляющийся «как преимущество-итрон света над тьмою» перед дарованием Торы, как объясняется подробно в субботнем уроке Итро этого года – напечатано в Нифлаот Мишпатим).

רשע גמור = אחדות פשוטה = (“דוד מלך ישראל חי וקים“ וכו׳) (законченный злодей = простое единство = «Давид царь Израиля живой и сущий» и т.д.). То есть, тайна силы, данной нашему праотцу Аврааму, «один был Авраам» (Йехезкель 33:24), быть «отцом многих народов» (Берешит 17, 8) и дойти до законченного злодея, чтобы обратить его в праведного гера (гер цедек, и как известно, что звезда Юпитер (а иврите: Цедек-справедливость) является звездой Авраама, в тайне: «Кто побудил от востока (того, который) правду призвал в спутники себе, предал ему народы и покорил царей?», Йешаяу 41, 2).

[28] А также во времена Мегилы, по сравнению с «и многие из народов страны стали евреями, потому что на них напал страх перед евреями», ведь о важных сказано: «И все правители областей, и сатрапы, и начальники областей, и исполнители дел царских поддерживали йеудеев, ибо охватил их страх перед Мордехаем [главнейшим среди йеудеев[ (Эстер 9:3) – после того, простые гои становятся евреями важные возвышаются (подобно «Б-жественный президент ты среди нас», как объясняется ниже) и вдумайся как следует в сказанное.

[29] См. примечание 19.

[30] Как говорилось в Итваадуте от 24 Тевета 5775 года (о связи между занятиями философией и обращением к народам см. также предисловие к книге החכמה מאין תמצא («Мудрость откуда возьмется») и др.).

Вам также могут понравиться

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.