Б. Сын Израиля, праведный гер и гер-резидент  

Вызов нашего поколения (1.2)

Гиюр — оптимистичный риск (продолжение 1)

Израильтяне и геры — небо и земля

Мы начнем эту тему красивым и известным намеком, который также написан в наших книгах[1]:

Принято предварять изучение каждой главы в трактате Авот мишной: «Есть у каждого израильтянина доля в будущем мире»[2]. Есть статья мудрецов о том, что праведники народов мира тоже имеют долю в будущем мире[3]. Поэтому, когда нееврей, сын Ноаха, приходит обращаться — ему говорят, что ты можешь быть хорошим сыном Ноаха, из праведников народов мира, и тебе тоже будет доля в будущем мире[4]. При подсчете гиматрий этих двух выражений: «Каждый из народа Израиля имеет долю в будущем мире» и «праведники народов мира имеют долю в следующем мире», мы получаем точное значение первого стиха в Торе — «В начале сотворил Б-г небо и землю»[5].

Подразумевается, что «небо» — это «каждый из народа Израиля имеет долю в будущем мире», а «земля» — это «праведники народов мира имеют долю в будущем мире». Мы, народ Израиля, относительно, «небеса» («небеса» (“את השמים“) равно по гиматрии «души» (נשמות), то есть, души Израиля), а о герах, которые растут снизу, из земли, написано «истина от земли произрастет»[6]. «Истина из земли произрастет» описывает истинного гер-цедека, о котором написано «подобно вам пришелец»[7], и у него есть особая мицва — кроме любви к народу Израиля — «Любите же и вы пришельцев, ведь вы и сами были пришельцами в земле египетской»[8]. Это «В начале сотворил Б-г», Он сотворил два вида, сын Израиля и гер.

Праведный гер и гер-резидент

Сейчас у нас седьмой год – год шмиты (седьмой год святости, в который по закону иудаизма прощаются долги, не обрабатываются поля и т.д.), много говорят о растениях — есть всякие растения, к которым относится святость седьмого года (которые для нужд человека, или для пищи или иной нужды, как поясняется в Ãлахе)[9] есть еще и колючки. Как мы уже говорили, есть геры, которые более «влекомые» и есть геры более «вкусные», более превосходные, но все они геры, на которых распространяется святость Израиля.

Кто такой гер? В значении жить на земле — «Пожить в земле этой пришли мы»[10]. Но на самом деле есть два общих вида геров – Гер цедек[11] (праведный гер), который принимает на себя все 613 мицвот, и на нем написано «подобно вам пришелец», и есть еще гер-тошав (резидент), который несколько раз упоминается в Торе. Несколько раз встречается словосочетание «Гер-тошав»[12], и Раши пишет[13], что «гер» — это праведный гер, а «тошав» — это гер тошав, кто принимает на себя только семь заповедей сыновей Ноаха, главная из которых не заниматься идолопоклонством, и он ест не кашерную пищу (в оригинале: «невелот-падаль»). У нас также есть мицва для гер-тошав — «И будет жить он с тобой»[14].

Согласно Ãлахе, особый закон о гер-тошав практикуется только во время Юбилейного года[15], что он также в период, когда действует шмита по Торе[16] — эти две вещи связаны. Сегодня есть только гер-цедек из Торы — это тоже новинка, потому что есть мнение их не обращать, когда нет Храма и гер не может принести жертву (в Храм). Как мы еще скажем[17], есть много методов относительно статуса гера сегодня. В любом случае, хоть гер-тошав сегодня и не принимается, реальность гера резидента — это по сути праведники народов мира[18] — любой, кто принимает и соблюдает семь заповедей сыновей Ноаха, а главное, что он отказывается от идолопоклонства. Как только он отказывается от идолопоклонства, он уже как бы начинает ощущать запах идишкайт — он уже еврей, это ступень к тому, чтобы стать полным евреем. В лестнице подъема человечества, о которой мы недавно упоминали[19], видно, что гер-тошав, который по сути является праведником народов мира, является очень важной ступенью — перед гер-цедеком. Опять же, в Торе есть мицва давать его возможность жить в стране.

Опять же, у нас в Ãлахе нет ничего о гер-тошав, но по существу он есть – это уровень праведника народов мира, у которых есть доля в будущем мире, и существует уже сегодня. И в последнем поколении, в поколении Холокоста, были праведники народов мира. Даже сегодня есть праведники народов мира. Нет необходимости отрицать то, что есть праведники народов мира, что, если бы только было возможно, мы могли бы принять их в качестве постоянных жителей, и тогда они имеют полное право жить с нами здесь, в стране, и мы несем ответственность за них – беречь их и давать им возможность жить здесь. Опять же, они в каком-то смысле евреи, в том, что отказываются от идолопоклонства, но они едят не кашерную пищу.

«Пришелец-старожил я у вас»

В любом случае, гер-цедек и гер-тошав появляются вместе во фразе «гер ветошав (пришелец-старожил)». Где эта выражение впервые появляется? Наш праотец Авраам говорит его сынам хэта, когда он хочет купить у них могилу, чтобы похоронить нашу праматерь Сару, начало владения народа Израиля на Святой Земле. Он говорит о себе: «Пришелец-старожил я у вас»[20].

Простой смысл, первый комментарий Раши, о том, что он пришелец, переехавший на постоянное жительство. Раши приводит в качестве второго толкования также толкование[21] — простой смысл Торы, но не первое толкование — что, если вы согласны, я признаю себя пришельцем, если вы будете добры ко мне и решите отдать мне по добром воле, а если вы не хотите, я буду держаться как старожил, поскольку Б-г обещал мне землю, тогда я получу через суд. Что мы видим здесь? Согласно этому мидрашу, «тошав-старожил» сильнее, чем «гер-пришелец». В продолжении Торы, каждый раз, когда написано «гер ветошав», «тошав» меньше, чем «гер», несмотря на то, что есть мицва заботиться о нем.

Интересно, что наш предок Авраам на самом деле говорит: «Пришелец-старожил я у вас». Как они ему отвечают? Нет, «Б-жественный вождь ты среди нас»[22]. Видимо одно зависит от другого. Безусловно, его ценят, это простой смысл, но видимо провозглашение «Б-жественный вождь» в них самих возникает из-за его самоуважения, его смирения: «Пришелец-старожил я у вас». То, с чем я связан здесь, с вами, связано с ощущением моего переселения — я приехал сюда жить, я пришел поселиться, и я «пришелец-старожил». И тогда они отвечают — нет, ты «Б-жественный вождь». Очевидно, у настоящего гера искрится какое-то особое президентство, «Б-жественный Президент».

«Я создал его, сотворил его и даже сделал его»

Если так, то мы теперь имеем тройку — Исраэль, гер-цедек и гер-тошав (которые дополняют до 1849, 43 в квадрате[23], так как известно, что квадрат есть признак целостности и соответствия). Нечестивцы из народов мира, не являющиеся праведниками народов мира и тем более не герами резидентами — безусловно вне порядка развития святости[24]. Но в порядке развития святости есть место для народа Израиля — для нас, родовитых евреев, душ «неба», — и есть место для геров, душ «земли». Сколько гиматрия Исраэль-гер? 744, то есть троекратный Авраам, общий отец гера и сына Исраэля[25]. Внутри гера есть два типа геров, между ними наверняка есть самобытное различие — гер-цедек подобен Израилю во всем, по сути, и гер-тошав (резидент), который не подобен Израилю — но в любом случае они пишутся вместе, «Гер и тошав» (это внутреннее объяснение деления на три части Авраам – первый Авраам как отец народа Израиля и два Авраама как отца двух типов геров, «Гер и тошав», как он сказал о себе).

Мы хотим заняться построением нескольких структур сегодня вечером. Какова структура родовитого из народа Израиля, праведного гера и гера-резидента?

Написано: «Каждого, названного именем Моим, и во славу Мою» — все человечество должно быть «именем Моим, и во славу Мою» – «сотворил Я его, создал Я его и даже сделал Я его»[26]. Гер-резидент конечно соответствует «даже сделал Я его».

Начнем с самого начала: Какова ступень «сотворил Я его»? Написано[27], что «карьер» душ Израиля находится именно в мире Творения-Брия. У каждого еврея есть корень в мире Эманации-Ацилут — «И народ Твой — все праведники»[28], корень точки праведности в Ацилуте. История обращения всего народа Израиля, из которой мы узнаем[29], что наши праотцы вступили в завет в трех вещах, находится в конце главы Мишпатим[30]. Появляется также выражение «Ацилей-избранники сынов Израиля»[31], наш источник — мир Ацилут, а «карьер» душ — мир Брия, называемый טהירו-теhиру[32]  — «Душа, которую Ты дал мне, теhора-чиста»[33]. Еврей чист, и его теhиру здоровое. Существует также общее творение «теhиру илаа»[34]— Бесконечный свет до сжатия[35].

Гер-цедек, как мы объясним, принадлежит миру Создания-Йецира. Отождествление праведного гера с миром Йецира – гера-цедека нашего времени, когда нет Храма и нельзя приносить жертвы — будет нашей главной темой сегодня вечером.

Гер-резидент, праведник народов мира, это хорошая часть мира Действия-Асия[36] в мирах святости. В целом большая часть мира Асия плоха, и лишь малая — хороша. Доброта гера-резидента (благодаря которому есть мицва ему помогать) является хорошим меньшинством мира Асия, то есть, что он отвергает идолопоклонство и соблюдает свои семь мицвот (из веры в Тору Моше Рабейну[37]). Это называется «также (аф) сделал его» — там есть аф[38], ярость-гнев (еще одно значение слова аф), как в месте под названием Харан[39] — но это часть структуры, ее нельзя удалить из структуры.

В будущем действительно есть мнение[40], что все станут полностью евреями, все полностью пройдут гиюр согласно Ãлахе, то есть мир Асия поднимется до мира Йецира. Так написано в писаниях Аризаля[41], что до грехопадения первого человека все миры были одним более высоким миром. Грех в том, что наш мир Действия пал — он пал в такое место, большая часть которого плоха, но в нем есть еще хорошее меньшинство — и в будущем он снова поднимется, все станут праведными герами.

Гер – самый родовитый

Почему эта тема так важна для нас? Прежде всего, эта тема месяца Адара – внутренняя тема Пурима – правильный гиюр, «Кто такой еврей?», и Ребе говорил об этом каждый год. Кроме того, в последнее время[42] мы много говорим о Четвертой революции[43] и о том, что нерешенный вопрос обращения отдаляет приход Мессианского Царя вскоре в наши дни[44] — для того, чтобы пришел Машиах, необходимо, чтобы все потенциальные геры, искры, ожидающие того, чтобы укрыться под крыльями Шхины, пришли, встали на пороге и удостоились стать евреями, полностью равными родовитым.

Есть письмо Рамбама, ответ[45] тогдашнему геру-цедеку, рабби Овадии, в котором он пишет очень сильную фразу. Он очень хвалит его за переход в еврейство, за то, что он такой праведный гер, как и должно быть. Основная проблема гера – это его родословная. Сегодня это также может быть проблемой для баалей-тшува среди ортодоксов — может быть, у бааль-тшува возникнет проблема с его родословной, когда он захочет найти себе подходящий шидух. Рамбам говорит ему — знай, что ты более родовитый, чем самый родовитый еврей, более, чем первосвященник, чем любой еврей, который является сыном Авраама, Ицхака и Яакова. Он не говорит более праведен, но более родовит. Почему? Все родовитые евреи действительно ведут свое происхождение от наших святых праотцов Авраама, Ицхака и Яакова — их иудаизм обусловлен тем, что они потомки патриархов. Но ты ведешь свое происхождение не от Авраама, Ицхака и Яакова – ты назван в честь Авраама[46], но главное — ты происходишь от Того, по слову Которого возник мир, ты прямой сын Властелина мира! Быть сыном Властелина мира — это большая знатность, ты более родовит, чем сын, который ведет свое происхождение от Авраама, Ицхака и Яакова. Действительно замечательно сказано! Можно добавить красивый намек: сыновья Авраама, Ицхака и Яакова плюс праведные геры равно по гиматрии «Слушай, Израиль, Ãвайе, Б-г твой, Ãвайе один»

(בני אברהם יצחק ויעקב + גרי הצדק = «שמע ישראל הוי׳ אלהינו הוי׳ אחד»)[47].

Когда Ребе цитирует это предложение[48], он говорит, что, не дай Б-г, сказать, что Рамбам льстит геру. Он не использует слово «лесть», но говорит, что можно подумать, что он только подбадривает гера — запрещено обманывать гера и мицва ободрять его[49]. Но, говорит Ребе, не дай Б-г подумать, что он пишет только для того, чтобы подбодрить гера и поднять его дух. Если он что-то пишет — он пишет это на сто процентов по Ãлахе, как он думает. Маймонид считает, что гер более родовит, чем самый родовитый еврей в народе Израиля.

[1] Тева йеуди, стр. 204, прим. 45.

[2] Санедрин 11, 1.

[3] Тосефта Санедрин 13, постановлено Рамбамом в Законах о царях 8, 11.

[4] Смотри, что написал об этом раввин Йоэль Шварц в своих книгах «Доктрина человечества», глава 4 и «Искусство сыновей Ноаха», гл. 4.

[5] Как известно, первый стих в Торе равен 2701, треугольнику חכמה-мудрость (см. Эйнаих брехот бахешбон, Лех леха, стр. 105 и в нескольких местах), тайна «кто такой мудрец? – тот, кто видит зарождающееся» (Тамид 32, 1) — мудрец видит глазами разума, что в сердце, того, кто имеет долю в будущем мире и того, кто ее не имеет. В общем, как «каждый из народа Израиля имеет долю в будущем мире» и «праведники народов мира имеют долю в будущем мире», так «нечестивцы народов мира не имеют доли в грядущем мире».

[6] Теилим 85, 12.

[7] Бемидбар 15, 15. И см. подробнее 2-ю часть урока (которая будет напечатана сБп в продолжении).

[8] Дварим 10, 19.

[9] См. также Двар а-шмита в еженедельнике Нифлаот Мишпатим.

[10] Берешит 47, 4.

[11] Фраза «Герей а-цедек» появляется в 13-м благословении в просьбах молитвы Восемнадцать: «Над праведниками… и над герами… Благословен Ты, Б-г, опора и надежная защита праведников». Герей а-цедек включены здесь в «И народ твой весь праведники» (Йешаяу 60:21); огласовка этого благословения – шурук, огласовка йесода, тайна праведников в отраженном свете и этого достаточно для понимающего) среди перечисленных здесь шести типов: «над праведниками, и над благочестивыми, и над старейшинами народа Твоего, дома Израиля, и над уцелевшими из собрания его мудрецов, и над герами, и над нами самими» (и это следует объяснять в соответствии со сфирот: «праведники» в йесоде-основе: «праведник –основа мира»; » благочестивые» а хеседе-доброте; «старейшины народа Твоего, дома Израиля» в тиферет-гармонии, тайна «старец, исполненной милосердия», и, в частности, «старейшины» намекают на два аспекта дикны, Арих-анпин и Зеер-анпин, в тиферет; «уцелевшие из собрания его мудрецов», обучащие младенцев в нецахе-вечности, аспект образования и вечности Торы, и есть те, кто толкуют, что это переписчики букв в Торе, хранители традиции, которые увековечивают буквы Торы, и отсюда мы узнаем, что воспитатели должны считать буквы Торы, чтобы сделать их дорогими ученикам; «Герей цедек», становятся евреями в hоде-величии, корне опоры геров — ветви гвуры-силы и корне построения малхута-царства, «она в hоде»; «наш долг» в царстве — и вдумайся в это как следует).

И несколько намеков: это благословение: “על הצדיקים ועל החסידים ועל זקני עמך בית ישראל ועל פליטת בית סופריהם ועל גרי הצדק ועלינו“ равно 64 в квадрате (4096), 2 в 12-й степени, א умноженная на ח в степени ד — тайна «один-אחד«! Заключительная часть благословения «Благословен Ты, Б-г, опора и надежная защита праведников» = 1469, число октаэдра 13 (то есть, сумма 13 первичных чисел вдохновения-ашраа, пирамида 13 на вершине пирамиды 12. (Особое слово «поддержка-משען» намекает на тайну מש-Моше и ען-ענו-скромный («а человек этот, Моше, очень скромен») – причем буква ה от משה и буква ־ו от ענו должны дополнить здесь тайну “דעהו“ («познавай (волю) Его», Мишлей 3, 6), דע ה־ו – которая является тайной уверенности – внутреннего аспекта нецаха-вечности.

[12] Там же 23, 4; 25, 35; там стих 47.

[13] Раши на Ваикра 25, 35.

[14] Ваикра 25, 35.

[15] Рамбам, Законы об идолопоклонстве 10, 6.

[16] Тур, Йоре деа 331, 2, согласно мнению рабби в Йерушалми швиит 10, 2 и как решение большинства арбитров.

[17] См. далее во второй части урока.

[18] Законы царей 8, 11.

[19] Урок от 7-го Швата этого года: https://gal-einai.ru/chetvertaya-revolyutsiya/gde-ty-nahodishsya/

[20] Берешит 23, 4.

[21] Ликутей сихот, Берешит, намек 102.

[22] Берешит 23, 6.

[23] 43 это гиматрия слова חלה – акроним “חלק לעולם הבא“ («доля в будущем мире») – см. также Мегале амукот, Шлах, Ир миклат, мицва 381 и объяснение 2, 1 со слов “להבין ענין תחית המתים“ (Тшура Калиш 5780).

[24] Во всяком случае, если прибавить к 2701 — «Весь Израиль имеет долю в будущем мире» и «Праведники народов мира имеют долю в будущем мире» – и также «Злодеи народов мира не имеют доли в будущем мире » — получится 4343, חלה־חלה (хала-хала как в предыдущем примечании в тайне 43).

[25] Как толкуют (Рабейну Бехайе на Дварим 26, 1 и Даат зкеним, там, стих 3) стих «отцом многих народов» (Берешит 17, 5) «отцом геров» (по Йерушалми Бехорим 1, 4 и см. также Тосефта Недарим, глава 2)

[26] Йешаяу 43, 7.

[27] Шаарей кдуша часть 3, врата 2.

[28] Йешаяу 60, 21.

[29] Критот 9, 1.

[30] Глава 24.

[31] Стих 11.

[32] Согласно понятиям Эмек а-мелех, и здесь не место для подробного объяснения.

[33] Благословение «Б-г мой, душа». Введение к Ликутей Тора на 3 главы. תו“א משפטים עז, א  (То есть, Брия, что в Ацилуте и вдумайся в это как следует).

[34] Зоар 1 15, 1.

[35] נובלות חכמה עלה ג. וראה עמק המלך ש“א פנ“ז.

[36] И намек גר תושב עשיה (гер-тошав асия) = 1296 = 36 в квадрате = 6 в 4-й степени и т.д.

[37] Как видно со слов Рамбама в Законах о царях 8, 11: «Что принял их и сделал им, потому что Б-г заповедал это в Торе, и сообщил нам посредством Моше Рабейну, что сыновьям Ноаха ранее это было заповедано».

[38] Шла, Введение (11) к 10-ти Речениям. Шефа таль, хелек таль, врата 1, глава 1.

[39] Раши на Берешит 11, 32. חרן-Харан = троекратному אלהים-Элоким (אלהים – это среднее значение трех букв (חרן, тайна 3-х малых мозгов (что в горле, гнев простолюдинов) мозг мира Действия выражен намеком в конце главы Ноах (перед тем, как Б-г говорит нашему праотцу Аврааму: «Уходи из страны и т.д.») «И умер Терах в Харане» (Берешит 11, 32) — в конце своей жизни Терах, отец Авраама Авину, сделал тшуву (Танхума Шмот, 18), то есть отказался от идолопоклонства и т.д. (тшува мира Асия) и там, в аспекте Харана, он умер (и потом он инкарнировал в Ийоваאיוב, буквы «его отец»- אביו— намек на отца Авраама и даже исправился в тайне «Харон — гнев Б-га» — «אף עשיתיו»(«даже сделал его» — в значении исправления).

[40] Брахот 57, 2. И см. Авода зара 24, 1, и в Йерушалми Авода зара 2, 1 (но смотри там в продолжении, что в будущем вернутся к Б-гу).

[41] См.  Шаар маамарей Рашби, глава Кдушим.

[42] Начиная с 7-го Швата (напечатано в нашей газете Нифлаот Бешалах).

[43] Об этом много сказано, начиная со Итваадута от 24-го Тевета 5775 г.

[44]לקומ“א יז, ו .

[45] Ответ Рамбама (Иерусалим 5720), том 2, סרצ“ג (Опубликовано Шолзингером, дополнения לח“א סי“ט).

[46] См. Хагига 3, 1 (и в Раши); Рамбам, Законы первых плодов 3, 4. И еще.

[47] Дварим 6, 4. См. Раши на главу и подробнее субботний урок главы Итро этого года (часть 1), напечатано в Нифлаот Мишпатим.

[48] Ликутей сихот 26, Мишпатим 3 (статья 2).

[49] См. Рамбам, Законы продажи 14, 13 и дальше. Теилим 146, 9. Хинух, мицва 63. סהמ״צ לאוין רנב; סמ״ג לאו קעג. И в комментариях.

Вам также могут понравиться

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.