Выдержать испытание

Р. Моше Файнштейн

Еженедельник Нифлаот Пурим 84 г. Ст. 34-35

Р. Моше Файнштейн (1895-1986)— выдающийся законоучитель, один из духовных лидеров последнего поколения. родился седьмого Адара 5655 (1895) года в белорусском городке Узда, что под Минском.

Был назван в честь нашего наставника пророка Моше, родившегося и умершего седьмого Адара…

В 5696 (1936) году власти реквизировали его маленькую квартирку при синагоге, а синагогу закрыли. Некоторое время семья жила в доме приютившего их старого сапожника, в специально отгороженном для них углу кухни, около печи (Аадом, аадом азе с.80).

Убедившись, что дальнейшая деятельность в СССР становится невозможной, р. Моше отправился в Москву, чтобы добиться разрешения на выезд из страны. Добраться до Москвы было для него очень сложной задачей — ведь даже для передвижения внутри Советского Союза были необходимы определенные документы, которых «пораженный в правах» раввин не имел. Весь путь он проделал под видом направленного в столицу колхозника, искусно ускользая от постов и проверок. В Москве р. Моше снял комнату у нееврея, который за соответствующее вознаграждение согласился пренебречь обязательной пропиской постояльца в отделении милиции. Р. Моше провел в Москве несколько недель, питаясь лишь картофелем и водой. Через знакомых религиозных евреев ему удалось установить связь с некоторыми правительственными чиновниками, готовыми «заработать», — началось оформление документов. Значительную часть суток р. Моше проводил в местной синагоге, изучая Тору.

Однажды, исследуя сложнейшую талмудическую проблему, он не заметил, как летит время, и засиделся в синагоге до поздней ночи — а посмотрев, наконец, на часы, решил, что уже неудобно беспокоить хозяина комнаты. На следующий день р. Моше узнал, что именно в эту ночь чекисты нагрянули в его комнату и устроили засаду, до утра дожидаясь «беспаспортного жильца». «Великое чудо произошло с тобой этой ночью! — возбужденно сказал ему хозяин. — Твое отсутствие спасло и тебя, и меня от многих лет лагерей»

В 5697 (1937) году р. Моше Файнштейн прибыл в США.

В Америке у р. Моше спрашивали, почему он, рискуя собственной жизнью, так долго оставался в России. «Пока у меня была хотя бы малейшая возможность выполнять свою миссию, мне не хотелось оставлять огромную страну без алахического руководства, — отвечал р. Моше. — К тому же, я видел, что каждый раз, когда очередной раввин оставлял свой пост, в советских газетах писали: “наконец, и бывшему раввину такому-то открылся свет истины”. Мне казалось, что этим публично оскверняется Имя Б-га». «Кстати, — добавлял р. Моше, — ирония судьбы заключалась в том, что большинство раввинов, пошедших на компромисс с властями, вскоре оказались в сибирских лагерях, а многим из тех, кто, вопреки всем опасностям, продолжил свое служение, в конце концов, удалось покинуть страну»  И все же, когда в 5699 (1939) году, Америку посетил один из духовных лидеров европейского еврейства р. Эльханан Вассерман, р. Моше спросил у него, имел ли он право покинуть российских евреев при сложившихся обстоятельствах. Р. Вассерман ответил, что р. Моше поступил верно, и в доказательство привел высказывание своего учителя Хафец Хаима: «Государство, в котором запрещено произносить слова Торы, похоже на туалет (т.к. в туалете, согласно еврейскому закону, запрещено даже размышлять на темы Торы), — и невозможно требовать от человека, чтобы он провел всю свою жизнь в таком месте».

Р. Моше Файнштейн умер тринадцатого числа месяца Адар-бет, в канун праздника Пурим 5746 (1986) года, — на девяноста втором году жизни.

В момент его смерти лампа, горевшая над его стулом в учебном зале ешивы — за много километров от госпиталя, внезапно с легким треском ярко вспыхнула и погасла.

Из сайта https://toldot.com/MosheFainshtein.html

***

Раввин Яаков Камницкий однажды встретил своего друга раввина Моше Файнштейна, когда тот был в очень приподнятом настроении. Рабби Моше рассказал ему, что в тот день ему предстояло испытание, посланное ему с небес:

«Несколько месяцев назад я работал судьей по закону Торы, и после вынесения решения в пользу одной из сторон мне позвонил один из друзей проигравшего. Он грубо обвинил меня в том, что я ошибался в своем видении ситуации  и т. д., а значит приговор суда недействителен.

Сегодня я был поражен, увидев в своем доме того самого человека, который так постыдно меня обидел. Оказалось, что он пришел просить меня о «каббале» (разрешении) быть шойхетом. Помня о том, что я не должен ни на кого держать обиду, я пригласил его в свою комнату, дал ему тест на знание законов кашерного забоя животных, и после того, как он сдал экзамен, я выдал ему соответствующий документ, разрешающий ему работать резником. Когда он собирался уходить, я сделал ему выговор за поведение и сказал, что он совершил серьезное преступление, заключающееся в бесчестии талмидей хахамим. Однако молодой человек заявил, что не понимает, о чем идет речь, что это не он мне и позвонил! Его слова, очевидно, были правдой, и я с ним сердечно распрощался. Очевидный вывод, видимо, заключается в том, что другой человек скрывался под вымышленным именем и разговаривал со мной от его имени».

Рассказав это, рабби Моше описал своему другу огромную радость, которую он почувствовал после прохождения трудного испытания, проигнорировав свое личное оскорбление, хотя он думал, что человек, стоящий перед ним, был тем, кто причинил ему боль.

***

В один из будних дней Суккота 1958 г. в малом зале 770 было объявлено, что Ребе приглашает зайти к нему всех недавно прибывших из России. Пришло около двадцати пяти человек. Ребе был в очках и читал книгу. Через некоторое время Ребе обратился к секретарю раввину Хадакову и спросил, все ли здесь, и, получив утвердительный ответ, Ребе обратился к присутствующим и сказал, что хочет, чтобы они поехали к раввину Файнштейну и рассказали ему о своей жизни в России. Между прочего он сказал: «Расскажите ему все, без излишней скромности»…

Когда они вышли из комнаты Ребе, их ждали секретари раввин Йерахмиэль Биньямин Кляйн и раввин Хаим Йегуда Кринский каждый с такими двумя машинами, на которых ездил Ребе, и они направились к раввину Файнштейну. Раввин Файнштейн был очень поражен, увидев молодых мужчин, большинство из которых родились через много лет после советской революции, все они бесстрашные, цельные и умеют выучить страницу Гмары не хуже, чем средний парень в Соединенных Штатах. Когда ему сказали, что раввин Яаков Нотик выучил половину Талмуда, он спросил его: «Как ты это сделал? Как тебе удалось выдержать испытания?!». Р. Нотик ответил ему: «А был ли у нас выбор?…». После этого рабби Моше повернулся к молодым людям и спросил, что они изучают, и стал задавать вопросы из главы «а-Омер» в трактате Кидушин. Когда они бегло ответили на его вопросы, раввин Файнштейн начал плакать и вытирать глаза.

[Выпуск 99 «а-Томим», 2016 г.]

Раввин Моше Файнштейн прекрасно знал, что означает советская власть в России, которая началась, когда ему было около тридцати пяти лет: его брат раввин Мордехай был убит злодеями, а сам он снова и снова рисковал своей жизнью, когда преподавал Тору, и спасал жизни других евреев.

Когда он увидел молодых ребят, которые упорно изучают Тору, хотя всю свою жизнь подвергались гонениям, он почувствовал, что это удивительное явление, затрагивающее глубины сердца. В хасидизме объясняется, что это называется «Мутарей мохин» — плач — реакция человека на переживание, которое его разум не может вместить. Сила Б-жественного откровения переполняет голову, и «льется», как слезы… Здесь откровение в том, насколько «Тора, Благословенный Б-г, а народ Израиля – одно целое»: «Израиль» — это сумевшие выбраться из железного занавеса учащиеся йешив, «Тора» — это та Тора, которую они изучали, и Святой, да будет Он благословен, проявляется в их огромной преданности изучению Б-жьей Торы.

В других историях, которые мы привели, снова видно, насколько рабби Моше, как истинный Талмид-хахам (мудрец), был чрезвычайно чувствителен ко всем тонкостям Ãлахи — и особенно к чувствам других (согласно Ãлахе). И интересно, что когда он оставил в стороне мысли о своей чести, вдруг выяснилось, что перед ним был вовсе не тот обидчик! Это чем-то напоминает высказывание раввина Нахмана: «С кем они [спорящие стороны] не согласны, с тем и я не согласен [и это вовсе не я]». Когда раскрывается внутреннее, скрытое за внешними масками, становится ясно, что все евреи едины с Б-гом и друг с другом – и споры возникают только из-за ошибки в идентификации.

Еженедельник Нифлаот Пурим 84 г. Ст. 34-35

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.