Алтер Ребе. Избранные рассказы (из лика сфирот)

Нифлаот Шмот 81, Стр 19-28

Рабби Ицхак Гинзбург

Мудрость-хохма: смышленый хорошо устраивается в грядущем мире

Еврей должен быть умным (клюг)

Известно от Бааль-Шем-Това[1], что есть три вещи, о которых не написано, что это мицва в Торе, но они являются основой всей Торы: что человек должен быть «клюг» (мудрым, благоразумным), всегда должен быть радостным (принимать с радостью все, что с ним происходит) и следует действовать ловко и умеренно (все время быть проворным, но никогда не быть опрометчивым). Алтер Ребе, духовный внук Бааль-Шем-Това, также высказался о клюгере.

Предварим рассказом о том, что Ребе Рашаб (мягко говоря) не любил умного сына из Агады пасхального седера[2]. Простота мудрого сына в Агаде — это не тот, кто лукавит, но в поколении Ребе Рашаба были умники, лукавые, которых он не любил, и он напал на них, когда доходил до этого в Агаде. Однако Бааль-Шем-Тов сказал, что первая черта, которая должна быть у еврея – это быть смышленым. Имеется в виду не только быть мудрым в Торе, но и в мирских вопросах — что-то вроде продолжения «Тайн мира» — тот, кто всегда умеет ладить с людьми, и т. д. Алтер Ребе продолжил говорить на идише: «Хорошо быть смышленым, тот, кто умен, умеет ладить даже в том мире».

Мудрец ладит в любой ситуации

В этом мире есть люди, которые внезапно оказываются в ситуации и не знают, как ею управлять. Например, иногда кто-то оказывается в тюрьме. Мы видим, что праведный Йосеф — мудрый еврей — где бы он ни был, он умеет хорошо ладить. Не то, чтобы ему там нравилось, он умоляет вызволить его оттуда, но он знает, как ладить с людьми – он не чувствует себя там несчастным. Даже когда он оказывается в месте, в котором он никогда не мечтал быть, когда его туда бросают, он умудряется там прекрасно устраиваться — становится там самым уважаемым, он нравится там начальнику тюрьмы, и он выполняет все функции начальника тюрьмы.

Еще раз, Алтер Ребе говорит, что быть умным — хорошо, и умный всегда находит способ ладить, даже в будущем мире. В этом мире есть ситуации, в которые вы попадаете, вы не знаете, что это за ситуация, не знакомы с ней — но, если вы умный, вы прекрасно уживаетесь. Алтер Ребе говорит, что тоже самое и в будущем мире — человек не знает, что его ждет в будущем мире, но если ты умен, это не имеет большого значения, потому что ты разберешься, как уживаться. Попадаешь в ситуацию, ад или не важно что, ты всегда знаешь, как уживаться. Поэтому, говорит, Алтер Ребе, стоит быть смышленым.

Это высказывание Алтер Ребе — знак того, что оно своего рода «руководство» хасидизма Хабада. Есть один, кто думает, что он умен – но посмотрим на тебя, когда ты вдруг попадешь в какую-то совершенно неожиданную ситуацию, это тест. Тест на мудрость в том, что ты можешь ладить в любом месте, где бы ты ни находился, даже в будущем мире. Конечно, это ворт сфиры хохма — мудрость — нужно быть умным.

Понимание-бина: радость на Небесах от того, что

на одно прегрешение меньше

Не отталкивать тех, кто сошел с дороги

Бина — это тшува в Каббале, как и во всей книге Зоар, и в свете этого мы объясним еще один короткий рассказ[3].

Известно, что в каждом центре хасидов, в каждой общине, в каждом городе существует особый фонд благотворительности для содержания дома рабби — денежный статус («маамад гелд«). Существуют все виды благотворительных фондов, но это особый фонд, пожертвование в который является особой привилегией, поскольку оно предназначено для обеспечения средств к существованию рабби и его семьи. Конечно, если рабби получает много денег, он не берет их все себе, но деньги принадлежат ему, и он распоряжается ими так, как считает нужным. Этот вид цдаки, «денежный статус», является самым драгоценным видом цдаки для хасида. Как это делали раньше? Каждый год все хасиды в каждой общине вносили свой вклад через одного из старых хасидов — который был габаем в том месте. Тот же габай каждый год ездил к рабби и привозил ему составленный им список с именами всех жертвователей и их семей, а также сколько они пожертвовали. И так было принято.

Однажды Габай приехал к Алтер Ребе со списком жертвователей. Ребе, который все помнит, посмотрел и сказал, что здесь не хватает одного жертвователя. Есть тысячи и десятки тысяч хасидов, но Ребе, конечно, помнит каждого из них и говорит, что здесь кого-то не хватает: «А что с ним?» Габаю было неприятно отвечать, но все же он признался Ребе: «Мне очень жаль, но этот несчастный сошел с дороги. Просто оставил хасидизм, и он больше не выполняет мицвот, а совершает противоположные заповедям поступки. Поэтому после того, как этот еврей испортился, мы удалили его из внутреннего кворума — он также больше не молится в нашем миньяне, и, конечно, мы не брали у него статус, потому что он находится «снаружи».

Этот габай был не просто хасид, а один из старейших хасидов Алтер Ребе — они не действовали исходя из эмоций, а в соответствии со своим разумом. Алтер Ребе стал очень серьезным и сказал ему: «Ты не можешь себе представить, что делает с душой нахождение в четырех амот хасидского Штибля! Это еще не суть ворта, а суть — «Ты не можешь себе представить, сколько удовольствия есть Наверху, когда еврей совершает на одно прегрешение меньше». Он не сказал: «верни его к Б-гу», но «ты поступил нехорошо, что ты удалил его, потому что, даже если он сошел с дороги и совершает прегрешения, все же, если он останется в миньяне, может быть, он совершит на одно прегрешение меньше. И ты не представляешь, какое удовольствие приносит Б-гу, когда еврей совершает на одно прегрешение меньше. Допущение- השערה — это свойство понимания-бины, как пятьдесят врат- שערי бины.

Внешняя и внутренняя мать по отношению к грешнику

Алтер Ребе учил здесь способу тшувы-раскаяния, который не является явным. Написано о бине-понимании, что «от нее все суды пробуждаются»[4] — хасиды отдалили еврея с внешней бины, со стороны «от нее все суды пробуждаются». Но слова Алтер Ребе о том, что невозможно представить величину удовольствия от того, что еврей совершает на одно прегрешение меньше, проистекают из внутренней сущности матери-има, где происходит гармонизация всех судов в корне. Из такого осознания нужно приблизить этого еврея.

Тут имеет смысл сделать короткое дополнение к Святому послания книги Тания[5], где говорится, что настоящая тшува состоит в том, что человек уже не вернется к тому же прегрешению, а если нет, то это не тшува. Средний Ребе пишет в Дерех хаим[6], что даже еврей, который хорошо продвигается в тшуве, но как бы не совсем преуспевает — каждый раз он падает заново, но «семь раз упадет праведник и поднимется»[7], «и народ твой все праведники»[8], «хотя упал я, но встану»[9] доставляет безмерную радость Б-гу. По Тании, а также по мнению Маймонида[10], всякий, кто раскаивается и снова впадает в грех, не раскаялся на самом деле, по-видимому, невозможно засвидетельствовать, что не он никогда не вернется к греху, но Алтер Ребе говорит, что все же Б-г очень доволен.

Во всяком случае, ворт здесь намного сильнее – речь идет об еврее, который вообще не думает о раскаянии, но когда его оберегают, хасиды приглашают его на какой-нибудь ужин, и в то время он совершает меньше на один грех (который он бы сделал в другом месте), невозможно переоценить величину удовольствия, вызванного этим на Небесах.

(стр. 25) Красота-тиферет: лекарство от лихорадки

В каждой сфире, особенно в сфирот сердца, есть ангел. Ангелом сфиры тиферет является Рафаэль[11], ангел исцеления. Корень тиферет — это פאר, буквы רפא-исцеление, и поэтому написано[12], что там место исцеления. И мы расскажем одну историю о том, как Алтер Ребе выполнил функцию ангела Рафаэля:

Превращение неизлечимой лихорадки в обычную

Однажды[13] один из крупных хасидов Алтер Ребе отправился по торговым делам и по дороге почувствовал себя плохо. Он приехал в Шклов и попал на прием к одному очень известному в те времена профессору. Профессор внимательно осмотрел его, чтобы понять, почему он внезапно почувствовал себя плохо, и после осмотра сказал ему: «Я очень жаль Вам об этом говорить, но у вас смертельная болезнь, и я предлагаю вам немедленно отправиться домой, чтобы попрощаться с семьей, потому что делать тут нечего».

Он хасид Алтер Ребе, поэтому, у него он поехать домой означает поехать к Ребе. Перед тем как ехать домой, он проехал через Лиозно или Ляди, где находился Ребе, вошел к Алтер Ребе и рассказал ему историю: «Я плохо себя почувствовал, и поехал к известному профессору, последний сказал, что делать мне нечего, что я смертельно болен и что мне нужно немедленно отправиться домой». Алтер ребе посмотрел на него и сказал: «Что ты имеешь в виду? У тебя лихорадка!» Что такое лихорадка? Высокая температура, грипп. Нужно быть сообразительным, поэтому хасид отвечает Ребе: «Что ты мне говоришь, лихорадка? Ведь признак лихорадки — трясется все тело от жары, а я совсем не дрожу. Как ты можешь мне говорить, что у меня лихорадка? В ответ Алтер Ребе сказал ему: «Ты что, не дрожишь ?! Так начни дрожать!» В тот момент, как Ребе сказал ему об этом, что все тело хасида начало дрожать, что-то страшное, а через несколько дней он исцелился и встал на ноги — потрясся, пока не спал жар, а затем встал с кровати.

Но хасид не хотел сразу же ехать домой, а решил вернуться к тому профессору, сказать, что у него всего на всего была лихорадка. Он вернулся к профессору и рассказал ему всю историю, и профессор ответил: «Я объясню вам об этой болезни. Есть два типа лихорадки. Есть лихорадка, о которой знает весь мир, когда у вас поднимается высокая температура и вы дрожите, пока все не пройдет — грипп. Но есть внутренняя лихорадка, от которой нет никакой дрожи снаружи, и от этого вида лихорадки нет лекарства (так было тогда), и это смертельная болезнь. Я диагностировал у вас второй тип лихорадки, от которого нет лекарства, потому что у вас нет дрожи, поэтому я сказал вам то, что сказал. Это было великим чудом, что Ребе превратил не дрожащую лихорадку в дрожащую, и тогда все наладилось!

 Сила милосердия — облегчать в рамках существующих данных 

Внутренним аспектом тиферет является мера милосердия, которая в сердце. Сила тиферет в том, чтобы взять существующие данные и произвести работу милосердия. Это не что-то совершенно сверхъестественное, но можно увидеть силу Алтер Ребе, который берет некоторые данные и с помощью небольшого изменения он может превратить их из смертельной болезни в совершенно легкую болезнь того же рода. Мы еще встретимся с этим явлением позже. Здесь есть сила превратить лихорадку, от которой нет лекарства, в простую лихорадку, от которой нужно немного подрожать, пока жар не спадет и не наступит полное излечение.

По мере того, как мы рассказываем эту историю, она снова будет работать благодаря Алтер Ребе, поэтому любой, у кого есть что-то, кто думает, что кто знает, насколько это плохо — вы можете взять что-то, что выглядит плохо, и с небольшими изменениями все пройдет, и ничего не было, и выяснится, что все, что врачи говорят, — это преувеличения! У тебя простой жар, а если тебя не трясет — немного потрясись, и все пройдет.

продолжение:

Предсказания могут измениться к лучшему

 

[1] Дополнения к КШ»Т (Кеhат, 3-й выпуск), 205. Мудаут тивьит, статья «בכל לבי דרשתיך», гл. 5 и далее. И в нескольких местах.

[2] Беседа первого седера Песаха 5702 г., разделы 9-10.

[3] Решимат дварим, раздел Алтер Ребе, 30.

[4] Зоар 2 175; Эц хаим 313, 8 (א“א), 8; 614, 2 (א“א).

[5] Глава 1 (по словам мудрецов и поским).

[6]

[7] Мишлей 24, 16.

[8] Йешаяу 60, 21.

[9] Миха 7, 8.

[10] Илхот тшува 2,2.

[11] Кэhилат Яаков, статья «Рафаэль», буква ג.

[12] Работа Израиля в начале главы Вайера. См. Кэhилат Яаков, статья «рефуа»

[13] Решимат дварим, раздел Алтер Ребе, знак 21.

Вам также могут понравиться

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.