Б-г живой среди вас

Рав И. Гинзбург на комментарии святого Ор Хаима

В начале главы (Бемидбар) Ор Хаим спрашивает, почему в описании места общее предшествует («в синайской пустыне») частному («в Шатре откровения»), в то время как в описании времени в начале следует частное («в первый день второго месяца»), а затем общее («во второй год»).

Он отвечает, что порядок частного и общего относительно времени указывает, что тоже самое относится и к месту — «Шатру откровения», месту вдохновения Шхины, аспекту «вот, есть в МОЕМ мире одно место»[1], «это место мира»[2], а «синайская пустыня» является несущественной деталью по отношению к нему. В качестве иллюстрации бесконечного места, где обитает Б-г, он отмечает на расположение всего Израиля между двумя бадей hа-арон (два позолоченных деревянных шеста, на которых лежал Ковчег Завета).

О чуде месторасположения всего Израиля между двумя бадей hа-арон сказано: «из этого узнаете, что Б-г живой среди вас»[3]. Всевышний «сократил Свою Шхину между двумя бадей hа-арон»[4] — сокращение в значении концентрации, позволяющей соответствующее сокращение народа Израиля в ту же точку (способом, при котором «немногое содержит множество» («מחזיק את מועט המרובה«, по гиматрии אהבת ישראל (любовь к народу Израиля), которая позволяет это явление). Это тайна имени царя Давида Машиаха — דוד – буква далет (ד) – сокращение сверху и вторая буква далет (ד) – сокращение снизу соединяются посредством буквы вав (ו), форма которой намекает на Ковчег Завета с лежащими в нем скрижалями, размеры которых 6*6*6 (ו*ו*ו) тфахим[5] (бадей (בד) hа-арон также равны ו и намекают на две двери — ב דלתין).

Пятикнижие Бемидбар перечисляет всех сынов Израиля с симпатией и значительностью, начиная с намека на это явление, чтобы учить нас, что каждый еврей в аспекте «немногое, которое содержит множество» — он сын «…наименьшего из всех народов»[6], который содержит в себе бесконечность Б-га (подобно выражению Магида из Межерич о Алтер Ребе: «Б-г такой большой в теле таком маленьком!»).

Главу Бемидбар читают в конце периода отсчета Омера, накануне праздника Шавуот (в который родился и умер царь Давид, имеющий особое отношение к этим двум вышеизложенным сокращениям). Тайна «[בקרבכם] אל חי» по гиматрии 49 (מט) – цель периода отсчета Омера, в конце которого — «отсчитайте 50 дней»[7] — приходят к цели получения Торы в пустыне Синай, месте «אין, ничто» – с радостью и глубиной!

Перевод из Еженедельника «Веабита», Бемидбар, 5780 год, стр. 25

[1]  Шмот 33, 21.

[2]  Берешит раба 68, 9.

[3] Йеошуа 3, 10. Берешит раба 5, 7.

[4] Магид дварав ле-Яаков (Кеhат), Ликутей аморим 166.

[5]  Один тефах — около восьми сантиметров, см. об этом подробнее в Бава Батра 14, 1.

[6] Дварим 7, 7.

[7]  Ваикра 23, 16.

Вам также могут понравиться

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.