«Народ твой — все праведники»

В сущности, сами грехи это "обвинение" на то, что в мире существует зло

Каждый еврей – праведник, и следует только выяснить, к какой категории праведников он относится: «праведник, которому хорошо» или «праведник, которому плохо»? В нашем поколении каждый еврей достоин всех благословений, в материальности и в духовности. Поэтому мы объясним, что «плохо ему» и «хорошо ему» говорит о его духовной позиции. Праведник, который мучается от болезней нашего мира, и чувствует боль Шехины – это «праведник, которому плохо». Праведник же, который видит в раскрытии Б-жественное благо в каждой вещи – это «праведник, которому хорошо».

(рав Ицхак Гинзбург, «Нифлаот» Шавуот 5780)

Алтер Ребе начинает книгу Тания с перечисления пяти ступеней в народе Израиля: праведник, которому хорошо; праведник, которому плохо; средний; грешник, которому хорошо; и грешник, которому плохо. Из дальнейшего объяснения следует, что большинство людей находятся на ступени «грешника, которому хорошо»: в поведении большинства людей перемешаны добро и зло, и следует стремиться достичь ступени «хорошо, если средний».

В нашем поколении, когда поколения опускаются все ниже и ниже, с одной стороны, а миры поднимаются все выше и выше, приближаясь к геула, с другой – уместно заново взглянуть на эту концепцию, и объяснить, что уже нет грешников! «И народ твой все праведники» – буквально, уже сегодня (и еще немного – «вовеки унаследуют землю»).

Каждый еврей – праведник, и следует только выяснить, к какой категории праведников он относится: «праведник, которому хорошо» или «праведник, которому плохо»? В нашем поколении каждый еврей достоин всех благословений, в материальности и в духовности. Поэтому мы объясним, что «плохо ему» и «хорошо ему» говорит о его духовной позиции. Праведник, который мучается от болезней нашего мира, и чувствует боль Шехины – это «праведник, которому плохо». Праведник же, который видит в раскрытии Б-жественное благо в каждой вещи – это «праведник, которому хорошо».

В действительности, когда раскрывается искра праведника в каждом еврее, выясняется, что в каждом есть эти два праведника, один внутри другого. Внешне каждый еврей «праведник, которому плохо», которому горько от зла и страдания, которые есть в мире. Но внутри он «праведник, которому хорошо», он чувствует волю Провидения и видит сокрытое благо во всем.

Можно спросить: Но ведь мы видим евреев-грешников, иногда совершающих самые страшные грехи. Разве даже такого еврея можно назвать «праведником»? И ответ: да, это «праведник, которому плохо»! В действительности, в глубине своей души и в самой своей сущности он праведник, и все его грехи – это «плохо ему».. Само то, что он грешит – это часть страданий этого мира: Вс-вышний сотворил дурное начало, и Он раскаивается в этом каждый день (ибо «я сотворил Тору, чтобы исправить его» – не достигает всех, и не всегда действует на них).

Если дурное начало такого человека побеждает его, значит, он один из тех, о ком сказано: «чем более высока ступень, на которой находится человек – тем выше его дурное начало», и поэтому его больно и горько из-за этого. В сущности, сами его грехи это «обвинение» на то, что в мире существует зло – и сокрытая молитва, чтобы Вс-вышний раскрыл свое истинное благое лицо.

«Праведник, которому хорошо», удостоившийся победить свое дурное начало, должен «одеться» в «праведника которому плохо», дурное начало которого огорчает его жизнь, судить его в лучшую сторону, и увидеть, что в действительности все его грехи по воле Провидения (как объясняется подробно в хасидизме).

А что же с «средними» и грешниками? Мы их не забыли. В процессе «подъема миров» народ Израиля оставляет эти ступени народам мира. Алтер Ребе объясняет в Тании, что средний – это тот, кто в точности исполняет Тору и заповеди. В нашем поколении это «сыны Ноаха», исполняющие в точности свои семь заповедей, что превращает их в «хасидов народов мира», у которых есть доля в будущем мире. (И если он удостоится – он поднимется еще выше, примет гиюр, и станет частью народа Израиля).

И есть из народов мира, которое не приняли на себя семь заповедей, и они — «грешники». Но сами эти грешники подразделяются на «грешников, которым хорошо», которые по-доброму относятся к народу Израиля, и ведут себя по законам справедливости, и «грешников которым плохо», ненавистники Израиля и морально испорченные.

Убирая негативные ступени из народа Израиля, и относя их к народам мира, в конечном счете, мы создаем лестницу для подъема всего человечества

Вам также могут понравиться

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.