Невежда и простолюдин

Комментарии рава Ицхака Гинзбурга на Трактат Авот (Глава 2, Мишна 5)

Он говорил: «Невежда не боится греха. Простолюдин не благочестив»…

(В связи с жутковатыми событиями во всем мире эта статья приобретает еще большую актуальность в наши дни, невежда не просто пуст сам себе, но и потенциально очень опасен окружающим  — прим. переводчика)

Бартанура: «Невежда – пуст от всего, даже не разбирается в том, как правильно заниматься делами. И он хуже, чем простолюдин…

«Простолюдин не благочестив»… но он может быть боящимся совершить грех — потому что он хорошо разбирается в деловых вопросах». То есть невежда — это человек, который не понимает в делах мира, в бизнесе, он как поле, которое не вспахано. Человек должен быть как вспаханное поле, «пахать» также означает глубоко мыслить, мысль, создает «борозды» в мозгу. В отличие от него, простолюдин здесь — хороший человек, вовлеченный в общественную жизнь и имеющий добрые отношения с людьми, хотя он и не изучал Тору. Поэтому простолюдин может быть Б-гобоязненным, потому что страх означает чувствительность, а чувствительность к греху по отношению к Б-гу начинается с чувствительности к другим людям!

בוּר = יצחק (невежда=Ицхак). У Ицхака мы учимся как превращать дикое поле в поле вспаханное: «И Ицхак вышел погулять в поле»[1] (Ицхак назвал место Храма полем) — Ицхак выходит в поле, чтобы сделать самоанализ (оценку своих собственных поступков и переживаний), «пахать» в глубине души и молиться Б-гу от всего сердца. Так вспахивают поле, превращаясь в боящегося совершить грех. С другой стороны, от Ицхака происходит Эйсав, «человек поля», он дикое поле, которое не боится греха.

Чтобы завершить эту тему, посмотрим, что пишет Бартанура о 10-й мишне (главы 5) «Мое – твое, а твое — мое» – простак, тот, кто получает удовольствие и извлекает пользу в равной степени, что (так сказать) способствует заселению земли, но он не знаком с изречением: «ненавидящий дары будет жить». И это язык простолюдинов, упоминаемый повсюду, который хочет исправления существующего положения, но у него не хватает мудрости для нахождения подобающих решений. И здесь, простолюдин — хороший человек с добрыми намерениями, но ему не хватает мудрости Торы, чтобы понять правильно, что именно необходимо исправить (как и многие хорошие люди, которые сегодня занимаются политикой …). В любом случае, необходимо понять, что быть истинным хасидом означает понимать, как исправлять общество и государство в соответствии с Торой!

Толкование «творящий добро»

Рабби из Камарна в его толковании «творящий добро» толкует совершенно иным образом. Невежда — это тот, кто изучает Тору, молится и выполняет все заповеди, но он подобен стоячему колодцу с водой, «как вчера, так и сегодня», без обновления в своей работе. Такой простолюдин не боится греха — грех означает нехватка, и те, у кого нет внутреннего ощущения промаха-«скисания», от того, что он не обновляется, не смогут почувствовать другие грехи в служении Б-гу, потому что они совершенны в своих собственных глазах. В этом комментарии также упоминается Ицхак, יצחק [=בור, невежда], обладающий Б-гобоязненностью, потому что служение Ицхака заключалось в том, чтобы рыть колодцы и находить живую воду.

А кто такой простолюдин? Это «истинный праведник, святой и чистый», но он не дошел до уровня «буквального ничто»! После всей своей святой работы, где-то очень глубоко внутри у него есть «пристрастие» к себе (он чувствует: «Я служу Всевышнему») и он не пришел к полному битулю (самоустранению). Такой человек не может быть хасидом! Хасид – это тот, кто творит добро своему Творцу, без пристрастия к своим нуждам, даже к самому малейшему пристрастию, все его служение заключается только в том, чтобы увеличить имя Б-га в мире.

Еженедельник Нифлаот,   Беhаалатха 5780, ст.29

[1]  Берешит 24, 3.

Вам также могут понравиться

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.