Десять сущностей сотворено было накануне субботы в сумерки: уста земли, устье колодца, уста ослицы, радуга, манна, посох, шамир, письмена, надпись и скрижали, и еще говорят: злые духи, гробница Моше, овен для Авраама, праотца нашего. И еще говорят: и клещи клещами сделаны (צְבָת בִּצְבָת עֲשׂוּיָה).
В Гемара[1] эта статья представлена словами рабби Иегуды: «Клещи клещами сделаны. А первые клещи как были сделаны? Но это было творением Небес», хотя ему возразили: «]Раши[ можно сделать литьем», и в любом случае, в Мишне это мнение представлено просто, то есть внутреннее намерение, которое состоит в том, что первые щипцы сделаны Небесами (согласно Ребе[2]).
В Тосефта[3] и в Йерушалми[4] цитируется эта статья в продолжении, ее простой смысл: подобно тому как первые клещи были сделаны Небесами, и от них были людьми сделаны все клещи, так многочисленные Законы шабата вытекают из «маленькой Торы», которая с Небес (как объясняет Ребе[5]).
И объясняет Ребе путь служения[6]: первые щипцы предназначены для подготовки вторых, и во всяком случае она посредством Небес. Отсюда мы учим важность разрешения мицвы и подготовки мицвы, что со стороны высшей воли Святого Благословенного нет разницы между действием мицвы и подготовкой к мицве.
И есть те, кто толкует «клещи» (цват, “צבת“) в значении воли (цви на арамейском). Так истолковано в Мидраше Шмуэль: «Если человек желает мицвы, пусть быстро исполнит Его волю и закончит мицву по принципу «Б-г закончит через меня», и тот, кто сказал, что цват — это желание, цватом же сделанное, то есть с одной лишь волей, которую мы хотим удовлетворить в этом, мицва будет выполнена и закончится тем, что Он поможет с Небес. И также возможно, что он имел в виду то, что сказали мудрецы: «добрую мысль Б-г присоединяет к действию», и в цвате, и одно желание засчитывается ему, словно мицва сделана и как написано: «сделано бецват, желанием»». А в «Аводат Исраэль» он истолковал: цват намекает на Имя Цва-от от слов желание и армии армий: «что Благословенный Творец – желание всех желаний, то есть и тогда, когда кажется, что человек выполняет свое желание по своей воле – это все сила Творца… что все желания и выборы в мире совершаются, бецват, по воле Творца».
И намек: צבת – инициалы «цадиким баалей тшува». Бааль тшува относится к кануну шабата, времени хлопот и работы, а цадик относится к шабату, времени удовольствий и отдыха, поэтому единение и встреча между ними происходят в сумерках накануне шабата. Канун шабата — это тшува Баалей тшува, в хлопотах и работе, а шабат- שבת буквы תשב — это высшая тшува из любви в удовольствия.
«Цват бецват» – клещи клещами — цадик становится бааль тшува, как написано, что Машиах вернет праведников к покаянию — он добавит им достоинство Баалей тшува, а с другой стороны Бааль тшува станет совершенным праведником[7].
Сайт по книгам рава Гинзбурга на русском языке: http://rabbiginsburgh.ru/
[1] Псахим 54, 1.
[2] Ликутей сихот 17, 340, прим. 6.
[3] Ирувин 8, 23. Хагига 1,9.
[4] Конец трактата Ирувин.
[5] Ликутей сихот 31, глава Итро, беседа 3.
[6] Ликутей сихот 17, цитируется сокращенно в объяснениях Ребе на трактат Авот.
[7] Итваадут от 19-го Кислева 5772 года.