Устранение идолопоклонства трублением в шофар

Урок Рош а-Шана, часть 3

Рав Ицхак Гинзбург

Есть много намерений, связанных с трублением в шофар. Расаг говорит, что у трубления в шофар есть десять намерений[1], а теперь скажем еще одно намерение:

Обломки и обломки обломков при устранении идолопоклонства

В трактате Авода зара [2] есть обсуждение об запрете получения удовольствия от обломков обломков. То есть если есть астарта – от нее нельзя получать удовольствие. Вопрос в том, можно ли получать удовольствие от ее обломков и от обломков обломков? На практике постановлено, что обломки также запрещены, и основная дискуссия ведется об обломках обломков, идол, который превратился в обломки, следует ли упразднить «каждую щепку» или потому, что это не «путь его роста», то есть когда он в почитаем и величествен, он сам собой отменяется.

В душе идолопоклонство – это ощущение своего эго[3], вопрос в том, что происходит, если человек доходит до состояния «осколков» или «осколков от осколков» — утрачивает ли его эго свою силу или осколки не обязательно устраняют эго. Каково предположение того, что эго не сломлено? Согласно Гемаре, споры Амораим связаны с «идолопоклонством звеньев», которое даже простой человек может собрать заново. Во всяком случае, в душе это означает, что даже когда человек кажется полностью сломленным, он плачет и рыдает, заливаясь слезами, в нем еще остается какая-то гордыня — гордыня, от того, что ему удалось сломиться, подобно клипе «Реума», смотрите на мой битуль[4], мои унижения! – благодаря этой силе он воскреснет позже и заново соберет свое эго.

Осколки и осколки осколков при трублении в шофар

Выражение «осколки осколков» (שברי שברים) является редким выражением, он не появляется в другом месте в ШАС. В нашем случае, он просто связан с трублением в шофар[5]:

Трубный глас (ткия) цельный; «осколки» (шварим) – это по-простому «осколки» (причем сами «осколки» снова разбиваются, каждый фрагмент ткия разделяется на три части звуков-шварим). Чтобы также устранить остальную часть эго осколков и осколков осколков, повторяют и трубят простой звук ткия после шварим и труа (трубный звук). После того, как человек разбивается на куски и осколки в последнем ткия, он исправляет сущность своего эго.

Вдумчиво посмотрев на это, заметим что-то особенное: обычно Ãлаха говорит, что еврей не может отменить идолопоклонство[6], но только нееврей может отменить идолопоклонство[7]. Но здесь есть особая сила в трублении в шофар, с помощью которой даже еврей может отменить идолопоклонство.

Следует также сказать, что простая смысл заключается в том, что идолопоклонство было сломлено само по себе – при посредстве Неба — таким образом, сказано, что действие шофара на самом деле происходит не от силы еврея, а посредством действия трубления Б-г издает звук шофара, который ломает эго (и поэтому благословляют «слушать голос шофара», а не «трубить в шофар») – слово שופר заменяется словом שובר при смене букв ב־פ (см. примечание 5)[8].

Нужно отменить как идолопоклонство в его простом смысле, так и идолопоклонство внутри меня, эго и поклонение самому себе, которые на самом деле являются разновидностью идолопоклонства. Есть кто-то цельный, цельное эго — и нужно прекратить это его поклонение самому себе. Но может быть кто-то сломлен, и его сломленность также является идолопоклонством. Лучше всего, если у кого-то действительно разбитое сердце — ему не нужны все намерения Каббалы и т. д. (как объясняется во многих историях о великих хасидах[9]), но если он просто убит горем, это не правда, даже если он чувствует себя разбитым на куски, как приходившие к Р. Ушеру люди , — человек, полностью разбитый на куски, полностью развалившийся, полностью разрушенный — и Р. Ушер кричал на него, что это все его эго.

]Вопрос: как отменить «осколочное» эго? Просто трубят и оно устраняется?[ Да, трубление в значении: «И вобью я его, словно колышек (יתד), в прочное место»[10]יתד – инициалы יסוד־תפארת־דעת, срединная линия поднимается до внутренней части Атика, «место преданности», простая вера. Сущность того, кто сломлен и разбит, но полностью погружен в себя, может быть исправлена только простой верой в Б-га — обращения все обломков к Нему, на основе веры, что все приходит от нее, и разлом предназначен для того, чтобы позволить человеку встретиться с Ним, как учил Р. Ушер.

Отмена четырех видов идолопоклонства посредством трубления в шофар

Добавим еще одно намерение отмены идолопоклонства при трублении (идолопоклонство во внешней реальности, кроме внешнего эго человека) — как и положено в Рош а-Шана, времени Царства Б-га над всем миром:

Слова Яцива, алахического авторитета[11], в отличие от Рамбама[12], что ислам – идолопоклонство (об исламе наших дней он постановил, что он, несомненно, является идолопоклонством. Что было в период Рамбама –не знаю), хотя у них есть один «Аллах», но их концепция о нем, в сущности, идолопоклонство (אללה + עבודה זרה = שסה, то есть Аллах + идолопоклонство = 365 – общность заповедей Торы «не делай», корень которых в речении «да не будет у тебя иных богов, кроме Меня»[13]). Простое трубление отменяет клипу ислама – идолопоклонство, у которого есть подобие одному богу, согласно ложной силе воображения того «сумасшедшего», как его называет Рамбам. Поэтому нужно простое трубление, чтобы отменить то, что кажется на первый взгляд цельным, а не такое уж явное идолопоклонство, не понятно, что здесь есть двойственность.

Три шварим отменяют христианство — веру в троицу.

Что отменяет труа? Тех, кто едет на Восток, и встречают там настоящее идолопоклонство, множество кумиров — целый пантеон идолов, как в Греции, — которых отменяют посредством труа. Сколько звуков протрубил Ребе Маhараш в труа? [72]. Да, 72 звука[14], אליל, идол гиматрия которого вместе с «колель» равно 72 (посредством «колеля» он отменяет всех идолов). На самом деле может быть там даже больше идолов. У нас есть друзья в Индонезии, мать действительно праведница (Праведница народов мира), и она и ее сыновья хотят обратиться в еврейскую веру — верит только в Б-га Израиля, а не во весь ислам и идолопоклонство Индии, которое там есть. Это большая проблема — выбраться оттуда и добраться до места, где можно пройти гиюр. Но у папы, к сожалению, дома есть статуя слона, которой он кланяется. Нужно много звуков шофара, чтобы уничтожить всех идолов, которые там есть — сломать статуи, как наш праотец Авраам разбил статуи своего отца. Возможно, он просто зашел в магазин и протрубил в шофар как полагается…

Это намерение направлено на основное соответствие в Каббале Ташрата (תשר“ת תקיעה שברים תרועה תקיעה  — 3 вида звуков шофара), соответствующих Аврааму Ицхаку и Яакову[15]: Трубный глас (ткия) соответствует Аврааму, от которого произошел Ишмаэль и от него — ислам – «не как Авраам, от которого произошел Ишмаэль»[16]; шварим («осколки») – Ицхаку, от которого произошел Эйсав – христианство; Но Яаков, наш отец, был целен (буквально «его кровать была цельной»). Если так, то как можно связать его со всеми кумирами? В его доме было найдено много идолов (наследие тестя, обманщика Лавана) — Рахель украла трафим (домашних божков) своего отца, и Яаков также сказал своим сыновьям: «Удалите чужеземного бога, который внутри вас»[17].

]Вопрос: какому виду идолопоклонства соответствует последняя ткия?[ это особое намерение для наших учеников, которые занимаются Торой и наукой: последняя ткия исправляет идолопоклонство науки.

Даже у того, кто верит в науку, есть один «бог» — он ни во что не верит, только в свой разум (Эйнштейн сказал, что верит в бога Спинозы, который также является своего рода идолопоклонством). Надо сказать, что это тот вид идолопоклонства, от которого потерпел поражение царь Шломо, величайший из ученых …

И в заключении:

Ткия           Авраам      клипа ислама (кажущаяся единством)

Шварим    Ицхак          клипа христианства (вера в троицу)

Труа            Яаков         множество богов

Ткия                                клипа науки

————————————————————————————————————-

Сайт по книгам рава Гинзбурга на русском языке:  http://rabbiginsburgh.ru/

————————————————————————————————————————————————

Записано (по памяти) раввином Иялем Реувеном Маймоном и другими участниками. Рош а-Шана 5780 года — Кфар-Хабад.

[1]  Напечатано в Махзорах, и см. подробно в книге Том ведаат, дополнение к статье «Йом труа«.

[2] 49, 2.

[3] См. Сота 4, 2.

[4] Кетер Шем Тов (Кеhат) буквы 31 и 315.

[5] Два корня שפר и שבר взаимно заменяемы основной заменой букв уст בומפ – заменой букв  ב־פ. Еще одна особая связь между буквами выражается в форме буквы פ в написании свитков Торы, мезузот и тфилин — פ. Внутри черной буквы פ прячется белая буква ב (как объясняется в тайне большой буквы ב слова “בראשית“, которая окружена буквой פ, тайна “בראשית также является изречением“, которое выходит из скрытых уст Творца). Из связи двух корней следует, что «Имрей шефер» (благословение Нафтали — «Нафтали – лань прыткая, произносит речи изящные (Имрей шефер)», Берешит 49, 21) то есть произнесение букв, преломление голоса с целью комбинации, в которой есть правильное понимание и т. д.

[6] Осколок – от стих «есть хлеб в Египте» (“יש שבר במצרים“), в значении разлом, подобно » גבורות גשמים» («сильные дожди» – крупными каплями), разделение изобилия на мелкие части, чтобы его можно было принять наилучшим образом, то есть продолжение благословение для тела и души (подобно тому, как рабби Зуша «разделил» тайну тшувы, которую слышал от рава Магида – см. в Айом –йом дни, относящиеся к дням трепета). В Египте – в значении «Из теснин воззвал я к Б-гу -простором ответил мне Б-г» (Теилим 118, 5), стих, который произносят перед трублением в шофар. Для великих (праведников) возможно подать все блюдо сразу, то есть, ткия, простой звук, среднему следует разделить на три части, а грешнику (наименьшему) на девять осколков от осколков (см. Итваадут моцей шабат, Ки Таво 79).

[7] Авода зара 52, 2. Тур Шулхан арух, Йоре деа, 146.

[8] Таким образом, благословение на шофар — «слышать звук шофара» — слушать голос Б-га, разбивающего идолопоклонство, как в стихе «голос Ãвайе сокрушает кедры [ашера, как в Гемаре[, и сокрушил Ãвайе кедры Ливана» (Теилим 29, 5), то есть осколки идолопоклонства (шварим) и осколки осколков (труа). Этот голос является средним из семи голосов 29 главы Псалмов, то есть нужно начать с середины (как объяснено выше) и это соответствует нецахуУшпизине, то есть начать с Моше: «Тору заповедал нам Моше и т.д.», в которой написаны 7 заповедей сыновей Ноаха – отмена идолопоклонства!

[9] См. Сипурей хасидим лемоадим, р. Шломо Зевин, сипур 15.

[10] Йешаяу 22, 23.

[11] Диврей Яцив Ор хаим, симан 90, Йоре деа, симан 40.

[12]  Вопросы и ответы Рамбама, симан 448.

[13] Шмот 20, 3. Тания, глава 20.

[14]סה»ש תש»ד עמ’ 136.

[15] Зоар 3 230, 2; 232, 1.

[16] Шабат 118, 2.

[17] Берешит 35, 2.

 

Вам также могут понравиться

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.