Женщина будет ухаживать за мужчиной

Урок Рава Ицхака Гинзбурга от 15-го Ава

Известно, что «Пятнадцатое Ава» по гиматрии «Новая Тора»[5], и в свете танца девушек в этот женский праздник уместно интерпретировать, что «новое» здесь подразумевает стих: «Доколе будешь ты избегать (Меня), дочь заблудшая? Ведь сотворил Б-г (нечто) новое на земле: женщина будет ухаживать за мужчиной»[6] (причем «Новая Тора» — это Тора, восходящая снизу, от земли», «истина из земли будет расти»[7].

15-е Ава — «Женщина будет ухаживать за мужчиной»

«Не было лучших дней у Израиля, чем пятнадцатое Ава и Йом Кипур», когда девушки «выходят танцевать в виноградники и говорят: «юноша, подними глаза и смотри, кого ты выбираешь»[1].  Оба дня, Йом Кипур — относительно мужской (продолжение и совершенство Дня Памяти от Рош а-Шана[2]) «Шабат Шабатон»[3] в прямом свете Сверху вниз, а пятнадцатого Ава — относительно женский, свет возвращается снизу Вверх, «совершенство света Луны»). Поэтому в Йом Кипур сватовство происходит «с Небес», а пятнадцатого числа Ава сватовство происходит «с земли»[4].

Известно, что «Пятнадцатое Ава» по гиматрии «Новая Тора»[5], и в свете танца девушек в этот женский праздник уместно интерпретировать, что «новое» здесь подразумевает стих: «Доколе будешь ты избегать (Меня), дочь заблудшая? Ведь сотворил Б-г (нечто) новое на земле: женщина будет ухаживать за мужчиной»[6] (причем «Новая Тора» — это Тора, восходящая снизу, от земли», «истина из земли будет расти»[7].

Восхождение женщины в простом толковании

Есть три интерпретации простого толкования этого стиха: Раши и Радак интерпретируют, что до сих пор Б-г ухаживал за нами, как мужчина, который ухаживает за женщиной, когда он посылал пророков, чтобы разбудить нас (без особого успеха …). В самом деле, «В последние времена Израиль вернется ]ко Всевышнему[ в конце изгнания своего, совершив тшуву, и сразу же будет спасен»[8], и новизна в том, что он пробуждается, чтобы вернуться самому (без видимых помощи-ухаживаний Сверху) и ухаживания снизу за Б-гом («и будут искать Ãвайе, Б-га своего, и Давида, царя своего»)[9]. Ухаживание-кружение женщины за мужчиной — это новизна Геулы.

Автор книги Мецудот объясняет, что в этом мире народ Израиля, женщина, порабощенная народами мира, которые являются дурным мужем, правит нами и глумится над нами. С приходом Геулы творения поменяются местами — народ Израиля, женщина, станет доминирующим мужчиной по отношению к народам мира (пол слабый-халаш становится полом господствующим-холеш), с тенденцией «и будет установлена в мире власть Всемогущего»[10] вплоть до их возвращения в покаянии и исполнения предназначения, «Ибо тогда изменю Я язык народов (и сделаю его) чистым, чтобы все призвали Имя Б-га, чтобы служили Ему единодушно»[11].

Мальбим толкует, что мужчина и женщина здесь — это народ Израиля и Земля Израиля (по гиматрии «Женщина будет искать мужчину»! ארץ ישראל = «נקבה תסובב גבר«), и в стихе «Как сочетается юноша с девушкой, сочетаться будут с тобой сыновья твои»[12]. мессианская новизна состоит в том, что пустовавшая около тысячи лет земля пробудится сама по себе, тоскуя, чтобы ее сыновья пришли и заселили ее мирным путем. В прошлом народ Израиля ухаживал за этой землей и завоевывал ее («в обычае мужчины завоевывать»[13]), и мессианская новизна состоит в том, что земля, пустовавшая без ее сыновей две тысячи лет, пробудится сама, жаждая, чтобы ее сыновья пришли и заселили ее мирным путем[14].

В трех комментариях, согласно порядку поколений, есть порядок «восхождения женщины» (соответствующий тайне восхождения нуква-женщины на протяжении поколений[15]): в первом комментарии женщина — народ Израиля — остается женщиной, за исключением того, что она ухаживает за своим мужем (который из-за ее злодеяний отдалился от нее). Во втором толковании женщина — народ Израиля — становится мужем, мужчиной (по отношению к народам).[16] В третьем комментарии народ Израиля — женщина в предыдущих комментариях – он изначально муж-мужчина по отношению к Земле Израиля. В конце концов, в «Новой Торе», Торе Машиаха, женщина, непослушная дочь, становится главным фактором влияния на реальность и «доблестной женой, венцом на голове своего мужа»[17], и «какая женщина кошерная, כשֵׁרה ] כשֵׁרה — как наша праматерь Сара[? Та, которая делает ]формирует, строит[ желание своего мужа»[18].

Три комментария к Ту би-Ав

Три комментария относятся, в первую очередь, к «женскому дню» — пятнадцатому Ава, (больше, чем к «мужскому» Йом Кипуру) :

Тшува Пятнадцатого Ава является сущностной без открытого пробуждения Сверху (в отличие от открытого пробуждения Сверху о необходимости вернуться к нему в Йом Кипур, один раз в год[19]).

Как объясняется в «Ãйом йом» на Ту Бе-Ав, в этот день «слабеет сила Солнца»[20], власть народов мира над народом Израиля, и во всяком случае, «Луна в полную силу» светит — «ее свет становится постоянным» – как мера влияющего мужчины (а не как периодичность женщины-получателя, которая поднимается и опускается).

Именно в Ту би-Ав (15-го Ава), земля пробуждается со страстным желанием по своим сыновьям, ее мужу.

И что касается сватовства «добрых дней Израиля»: в Йом Кипур, когда девушки говорят: «Юноша, подними свои глаза и смотри, что ты выберешь для себя, и т. д.»[21], девушка побуждает юношу выбрать ее – но он еще по-прежнему размышляет и выбирает, решает по своему желанию, сватовство делается «Сверху» (со стороны мужчины). С другой стороны, в Ту би-Ав девушка не только пробуждает молодого человека, чтобы он захотел выбирать сам, но и полностью, неосознанно для него, руководит им и «вынуждает его выбрать ее (как рассказывается[22] о «похищении» Шауля его невестой из числа молодых людей колена Биньямина пятнадцатого Ава[23]), будучи главной ухожоршей, (согласно последним исследованиям, сфокусированные ухаживания действуют на обхаживаемого, даже в тех случаях, когда естественным образом обхаживаемый не хотел бы выбирать и даже чувствовал к другому отвращение). Сила святого обольщения, פתוי[24] (согласно Торе, обольщение подписывается и освящается Хупой и Кидушин) принадлежит нукве, малхут (מלכות по гиматрии פתוי) и его пробуждение пятнадцатого Ава является подготовкой к כתיבה וחתימה טובה – хорошей записи и хорошей подписи посредством «Пробудит нас шофаром»[25] в приближающемуся к добру Рош а-Шана.

 

[1] Таанит 84, 48.

[2] И в Йехезкель (40, 1) Йом Кипур назван Рош а-Шана.

[3] Ваикра 16, 31; 23, 32: «Суббота покоя».

[4] И см. во многих местах в книге «Махоль бакрамим«.

[5] Ваикра раба 13, 3.

[6] Ирмияу 31, 21.

[7] Теилим 85, 12.

[8] Илхот тшува 7, 5.

[9] Ошейя 3, 5.

[10] Из молитвы Алейну лешабеах.

[11] Цфания 3, 9.

[12] Ишаяу 62, 5.

[13] Ликутей сихот, Берешит 247, 16.

[14] Точно так же Мальбим интерпретирует это относительно восхождения Эзры из Вавилона, в котором наследование земли было правом на владение, не завоеванием, но второе восхождение является лишь своего рода намеком на то, что в целом произойдет в грядущем будущем (посредством стиха: «Великой будет честь этого последнего Храма по сравнению с первой», который сказан о втором Храме, но в основном намекает на вечный третий Храм), в котором будут сочетается право на владение с завоеванием, (как подробно объясняется  в уроках 13 — 23 Хешвана 5870 года) — Народ Израиля будет совершенным «мужчиной», который откликнется на пробуждение-ухаживание своей невесты, Земли, силой отвоюет ее от врагов, которые хотят изнасиловать ее, и будет владеть ею истинно и мирно.

[15] Эц Хаим, шаар Миут а-Яреах.

[16]Смена полов во второй интерпретации намекает на феномен смешения видов в поколении Геулы перед приходом Машиаха: путаница юноши, думающего, что он девушка, — выраженное внешне — является отражением истощения силы народов мира и их превращения в девушку-нуква в отношении к «Израилю будет сопутствовать успех» (Бемидбар 24, 18) как «сыну храброго мужа» (Шмуэль 2 23, 20). Превращение дочери во влияющего сына — во внутреннем сознании, без физического выражения — это изменение, которое происходит в народе Израиля, в тайне «Такой-то родился там» (Теилим 87, 5) в порождении Геулы.

[17] Мишлей 12, 4.

[18] Тана девей Элияу раба, часть 9.

[19] Шмот 30, 10; Ваикра 16, 33.

[20] Таанит 31, 1 (с добавлением по Зоар 3 281, 2 и в другим местах).

[21] Таанит 4, 8.

[22] Раши на Шмуэль 1 20, 30.

[23] Таанит 30, 2.

[24] פתוי и פתוח (соблазнение и яблоко) – слова со схожими корневыми буквами, тайна «Под яблоней пробудила я тебя» (Шир а-ширим 8, 5) – соблазнение женщинами своих мужей в Египте, как явно указано у мудрецов (Шмот раба 1, 12.).

[25]Утренняя молитва в Рош а-Шана.

Вам также могут понравиться

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.