Общий взгляд на четыре революции

Девятая статья из серии "четвертая революция"

В последние годы рав Ицхак Гинзбург обучает о четырех больших «революциях» в учении Талмуда: запись устной Торы, взимание оплаты за обучение Торе, обучение Торе женщин и обучение Торе народов мира, причем мы находимся в разгаре третьей революции и начале четвертой революции

Вкратце вернемся к четырем революциям и поставим им в соответствие основную структуру внутренней Торы из четырех букв собственного Имени Ãвайе. В общем, здесь происходит процесс восхождения, при этом каждая ступень возрастает и включается в ступень выше ее, как будет объяснено ниже.

Первая революция,

Запись Торы – от понимания к мудрости (от бины к хохме)

 «Устные вещи, которые тебе не разрешено записать»[1] — Устная Тора живет и дышит только внутри Бейт Мидраша и не имеет самостоятельного существования в книгах. Есть несколько причин для запрета ее записи, в том числе: письменная Тора — это точные слова, а устная Тора — это то, что существует в нашем понимании, которое невозможно ограничить записью; чтобы сохранить устную Тору в народе Израиля, без посторонних контактов извне; преимущество устного обучения; и прочее.

Все это до революции, которая началась с подписания Мишны и определения точной формулировки, а затем написания Мишны и Талмуда и всей литературы Торы, все «чтобы устная Тора не была забыта в народе Израиля»[2] и исходя из правила «Время действовать во имя Б-га – учение Твое нарушили!». Сначала разрешение было ограничено, но, в конце концов, «разрешили записать все книги и все благословения и молитвы, потому что сердце ослабевает, а забывчивость умножается»[3].

Более того, это стало мицвой — писать, печатать и распространять Тору в массы. И еще, при написании Мишны стало ясно, что устная Тора достигла стадии «созревания», на которой ее можно было бы записать и резюмировать, а также записывать в каждом поколении. Записывание также позволяет расширить круг учеников, обеспечить доступность Торы для всех (и особенно сегодня, при существующих технических средствах). На внутреннем уровне связь между письменной Торой и устной Торой — это связь между мудростью-хохмой и пониманием-биной. Написанная Тора — это «мораль твоего отца», самобытный свет хохмы (называемый отцом), буква йуд в Имени Ãвайе. Устная Тора — это «Тора вашей матери», бина, (называемая матерью), первая буква hей в Имени Ãвайе. Бина поглощает свет хохмы широкими инструментами понимания и углубления, развивает и рождает практические инструкции. Если это так, то написание устной Торы означает восхождение бины-матери для включения в хохму-отца (в понятиях Каббалы: има илаа, включенная в аба илаа).

Вторая революция,

обучение за плату – от мер-эмоций к бине

Вторая революция — получение оплаты за изучение и преподавание Торы. Мудрецы Мишны предупреждали не делать Тору «топором, которым можно рубить», и не наслаждаться словами Торы, и подавляющее большинство из них зарабатывали на жизнь своим трудом. Рамбам особенно обострил дело и написал: » каждый, положа руку на сердце, занятый Торой и не занятый ремеслом и живущий на деньги общины (должен знать) это то, что оскверняет Имя, и позорит Тору, и гасит свет веры, и причиняет зло самому себе, и лишает его жизни в будущем Мире»[4]. Учителям, даянам и т. д. также разрешалось брать только так называемую «зарплату безработного (׳שכר בטלה׳)».

Но на самом деле практика распространилась и на то, что ученые Торы получают регулярную поддержку (снабжение) от казны общины или благотворителей из народа, и раввинат становится оплачиваемой должностью. Такую Ãлаху постановило большинство мудрецов Израиля (не как Рамбам) во главе с Бейт Йосефом, который заявил, что даже если это запрещено принципом закона: «Время действовать во имя Б-га – учение Твое нарушили!». И Алтер Ребе объяснил[5], что, хотя на самом деле не следует изначально учиться, чтобы Тора использовалась «для своих нужд», но после того, как он изучил и теперь не имеет источников средств к существованию, можно получить поддержку «для расходов» Торы, чтобы он мог заниматься ей. На практике эта революция учитывает многочисленные инвестиции в Тору и рост множества ученых и раввинов. На внутреннем уровне изначально было «подозрение» на использование Торы в качестве средства к существованию, но из поколения в поколение стало ясно, что намерению учащихся можно доверять, что Тора является целью, а плата «для ее расходов». А также углубилось чувство взаимной ответственности между поддерживающими учение и учениками, подобно партнерству Иссахара и Звулуна.

Эта революция является возвышением мер, буквы вав в Имени Ãвайе, в область мохин-разума в целом и в особенности в бину, первую букву hей в Имени Ãвайе, в мерах-эмоциях есть ощущение себя и забота о себе, тогда как разум относится к занятию Торой ради нее самой. Даже в сфире тиферет (сути мер) есть разделение между верхней третью, покрытой (под «йесод има») и двумя открытыми нижними третями, источником отдельного самосознания и в соответствии с ним смысл революции заключается в ее подъеме в верхнюю треть, где частное самосознание включено в Б-жественное сознание и сознание общества.

Третья революция,

Женщины учатся – от малхут («царства») к мерам

Женщина освобождена от мицвы изучения Торы, а в Мишне даже говорится, что «каждый, кто обучает свою дочь Торе, как будто обучает ее вздору»[6]. В народе Израиля всегда были особые женщины, которые изучали Тору (и даже преподавали), но в целом не было принято упорядоченно обучать девочек Торе, как мальчиков, а только практическое обучение заповедям в кругу семьи. Однако в последних поколениях стало ясно, что священной обязанностью является обучение девочек Торе и создание школ для них, причем сами женщины принимают участие не только в обучении детей дома, но и в обучении детей Торе (включая маленьких мальчиков). С точки зрения внутренней Торы революция не только «ретроспективна», из-за необходимости (чтобы предотвратить отход от традиционного образа жизни и т. д.), но и отражает подъем женщины (нуква) в целом, «подъем малхута» априори навстречу Геуле.

Женщина принадлежит к сфире малхут, последней букве hей в Имени Ãвайе, которая получает от сфирот, которые над ней и, в особенности, от «зеир анпина», буквы вав в Имени Ãвайе, который соответствует влияющему мужчине. В третьей революции, повышения статуса женщины, буква hей поднимается, чтобы включиться в букву вав, — женщина обнаруживает силу влияния, которой она обладает. В Гемаре объясняется, что женщина освобождается от изучения, потому что она освобождается от обучения, поскольку она получает больше, чем оказывает влияние, но в подъеме женщины раскрывается ее сила влияния, и она и изучает Тору, и обучает (конечно, не стирая границы между мужчиной и женщиной и не нарушая границы скромности).

Четвертая революция, Тора для народов

Подъем в сферу Ацилута

В четвертой революции, мы узнали об обучении Торе неевреев, как для того, чтобы распространять веру в целом и семь заповедей сыновей Ноаха, так и для того, чтобы привлечь достойных быть праведными герами. В общем, отношения между народом Израилем и другими народами соответствуют отношениям между Б-жественным миром Ацилута и нижними мирами Брия, Йецира, Асия. Исправление народов через их поднятие на ступень праведников народов мира (и даже герей тошав, когда есть Йовель) — это их поднятие в мир Брия, где есть явное признание того, что творения созданы «есть из ничего», но главное — достичь великих душ тех прозелитов (как Шмая и Автальон[7]), которые входят через «Врата» сфиры малхут в Б-жественный мир Ацилут, чтобы быть, как народ Израиля. «Счастливы все богобоязненные, которые ходят по Его путям, это геры, которые трепещут перед Творцом, которые в Ашрей, как сказано о народе Израиля «счастлив ты, Израиль»»[8].

Четыре образа в революциях

Четыре революции относятся к четырем различным образам, точнее к четырем различным «типам» в народе Израиля[9]:

Первая революция предвещает появление образа «знающего книгу»[10]. Хотя еще до революции было двадцать четыре книги Танаха (Библии, а те, кто не знал алфавита, не мог по ним читать), но чтение Торы и Пророков не похоже на изучение Гемары, например. Тип еврея, сидящего и углубленно изучающего Гемару возле книжного шкафа в задней части Бейт-Мидраша, просматривающего ворох страниц, когда он идет по дороге, знакомый с литературой Торы и любящий ее — это «знающий книгу», рожденный от первой революции. Так был построен традиционный еврейский дом, в котором занимает почетное место книжный шкаф, с элегантным Шасом (шесть частей Талмуда), купленным накануне свадьбы, Шулхан Арухом и книгами по Мидрашам и хасидизму…

Вторая революция предвещает образ раввина. Звание «раввин» употребляется относительно мудрецов Гемары, но в последующих поколениях оно приобрело дополнительное значение регулярного занятия и «профессии», таких как раввин города и т. д. «В наше время, когда принимают раввина, который оставляет свой дом и приезжает сюда, ему устанавливают зарплату, подобно аренде рабочего»[11]. По словам Рамбама, величайшим мудрецам не разрешается быть такими «раввинами», поскольку им приходится усердно трудиться, чтобы заработать себе на жизнь, но Вторая революция в значительной степени «освободила» раввинов от «бремени власти и труда» и позволила им посвятить свое время и энергию, чтобы учиться и обучать.

Третья революция, конечно, предвещает появление женщины, которая учится, но давайте всмотримся в еще один образ, связанный с этим на более внутреннем уровне, — образ Ребе в хасидизме. Другими словами, хасидское движение, во главе которого стоит образ праведного Ребе, способствует наступлению исправленным образом третьей революции (и не случайно великим «революционером» здесь является Любавичский Ребе). Акцент хасидизма на служение Б-гу в радости, внутреннюю часть Торы и важность любви к народу Израиля и теплая община — все это позволяет женщинам связываться с образом Ребе и быть «хасидом» и посланником Ребе, как ее муж (и даже более него). Женщина, у которой есть Ребе — ее Тора не будет вздором! Иными словами, принадлежность к Ребе создает рамки, которые сохраняют благоговение и внутреннюю работу, и, таким образом, нет страха использовать знания Торы для отрицательной хитрости. И еще один главный момент: Рабби Нахман учил, что нужно «делать молитвы из Торот»[12], превратить знание Торы, которое приходит сверху вниз, в молитву, идущую снизу-вверх — это путь изучения Торы женщиной, которая ощущает содержание учебы внутренним «пониманием сердца» и сразу же «переводит» Тору в молитву. Превращение Торы в молитву спасает от вздорного отношения к Торе! Более того, самому Ребе нужны «хасидки», а не только хасиды — для того, чтобы цадик действительно стал Реби «Рош Бней Исраэль» (רבי), существует потребность в связи, исходящей снизу, в «возвращающемся свете» женщины.

Четвертая революция особенно связана с образом Машиаха. Во-первых, распространение Торы и веры среди всех народов мира является ясной мессианской целью, как подчеркивается в словах пророков, например: «И пойдут многие народы, и скажут: «давайте взойдем на гору Б-га, в дом Б-га Яакова, чтобы Он научил нас путям Своим ]Радак: учитель – царь Машиах[ и чтобы пошли мы стезями Его. Ибо из Цийона выйдет Тора и из Йерушалаима – слово Б-га. И рассудит ]Рава: судья – царь Машиах[ Он народы, и даст поучение многим народам; и перекуют они мечи свои на орала, и копья свои – на садовые ножницы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать»[13]. И по словам Рамбама: «Ибо царь тот из рода Давида будет в мудрости превосходить Шломо, и в пророчестве будет близок к уровню Моше, учителя нашего. И будет он учить весь народ и наставлять его на путь Всевышнего, и придут все неевреи слушать его слова»[14]. В то время как мы ищем «разрешения» для обучения народов Торе, Машиах видит в этом суть своей миссии: «установить мир в царстве Ша-дай, и всякая плоть призовет Твое Имя».

В какой-то степени народы мира ожидают Машиаха еще больше, чем мы! Хотя мы очень надеемся на полное искупление с приходом Машиаха и цельности в соблюдении Торы и мицвот, но в конце концов мы изучаем Тору и соблюдаем мицвот также в период галута (так, что кто-либо даже может ошибочно утверждать, что мы можем вернуться в Польшу, не дай Б-г), и без настоящего образа Машиаха, Храма и т.д., но нееврею необходим реальный образ Машиаха. Не с проста христианство (все еще доминирующая религия в мире) взяло образ еврея и сделало его «спасителем» — потому что неевреям действительно нужен образ спасителя, истинного спасителя из плоти и крови (который полностью отрицает язычество, что противоположно идолопоклонству тому человеку). Подобно тому, как образ Ребе приходит вместе с «возвращающимся светом» подъема статуса женщин, так и появление Машиаха происходит из «возвращающегося света» народов мира, ожидающих истинного Машиаха, как описывает Рамбам[15], что христианство и ислам подготовили мир к приходу Машиаха. И когда Машиах действительно придет, они признают свою ложь. Фактически, мы узнаем из этого, что распространение Торы среди народов мира сопровождается явным «мессианским» посланием: не прятаться и не извиняться, а просто и открыто говорить о Царе Машиахе, который скоро откроется в наши дни.

[1] Гитин 60, 2, версия Раши.

[2] Цитата из введения в Яд Хазака Рамбама.

[3]  Шулхан арух, Алтер Ребе 334, 12.

[4] Законы изучения Торы 3, 10.

[5] Законы изучения Торы 4, 15.

[6] Сота 3, 4.

[7] См. раздел Трактат Авот в этом номере.

[8] Бемидбар раба 8, 9, см. там.

[9] См. подробнее урок от 7-го Швата, 5775 года.

[10] Источник фразы согласно Йешаяу 29, 12, а и там имеются в виду те, кто умеет

читать. В книгах ришоним есть много о смысле базисного понятия «знающий книгу», по крайней мере, в Талмуде и в постановлениях мудрецов.

[11] Вопросы и ответы, Хатам Софер, Йере деа, 230.

[12] Введение в книгу Ликутей тфилот.

[13] Йешаяу 2, 3-4.

[14] Илхот тшува 9, 2.

[15] Законы царей 1, 4.

Перевод с иврита.

Еженедельник Галь Эйнай Нифлаот, Пинхас, 5780, стр. 29-32.

 

Вам также могут понравиться

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.