Силу Своих деяний

Серия: Золото Шломо

Объяснение Рава Ицхака Гинзбурга на Раши | Глава Берешит

«В начале сотворил Б-г небо и землю».

В начале — рабби Ицхак сказал, что Тора не должна была начинаться иначе, как с «этот месяц для вас»[1], что является первой мицвой, которая была заповедана Израилю, и какой смысл начинать с Берешит (с сотворения мира), потому что «силу Своих деяний сообщил Он народу Своему, чтобы отдать им удел народов[2].  Ибо если скажут народы мира Израилю: «Разбойники вы, захватившие земли семи народов», то (сыны Израиля) скажут им: «Вся земля принадлежит Святому, благословен Он, Он сотворил ее и дал ее тому, кто Ему угоден, по воле Своей Он дал ее им, по воле Своей Он отнял у них и дал ее нам».

Раши начинает свой комментарий к Торе (своего рода «всеобъемлющее введение») по словам рабби Ицхака (источник которого в Танхуме[3]). Вопрос можно еще больше заострить: в конце концов, суть Торы — это мицвот, Тора от слова hораа[4] («наставление»), и, следовательно, нужно начать с «этот месяц для вас» при Исходе из Египта (и мицвот, записанных в книге Берешит, такие как обрезание и седалищный нерв, можно написать после дарования Торы, в особенности потому, что источник обязанности всех заповедей именно в Синайском откровении[5]). И хотя Сотворение мира — это основа веры, но этого достаточно в общем объявлении в Десяти заповедях: «Ибо в шесть дней создал Б-г небо и землю» и т.д.

И ответ, что Акт в Берешит, и во всей книге Берешит, написаны, чтобы научить ответу на претензию народов «грабители вы» (и, отсюда Ãлаха для выполнения: правильное признание и объяснение нашего права на землю — это только в силу обещания Б-га, Создателя мира, как написано в Торе). И несмотря на то, что слово «Тора» от слова «hораа«, Тора и мицвот, во всяком случае, наследие Земли относится, по своей сути, к мицвот, которые связаны со страной и с Храмом, и те заповеди, которые, в основном, выполнимы в земле Израиля[6]. И это «силу Своих деяний поведал Своему народу» — Б-г рассказал об Акте Творения «своему народу», для своего народа. И вот знак: в первом стихе «Берешит» есть 28 (כח, сила) слов, и в стихе «Берешит» (בראשית…«“) есть также 7 слов, а в предложении «Вся земля Святого, благословен Он … дал нам» — 21 слово — вместе 28 (כח, сила) букв.

Из комментариев Ребе на Раши

И вот это означает, что земля Израиля принадлежала в начале кнаанеям: «По Своему желанию отдал им», но позже Б-г передал ее нам: «По Своей воле взял ее у них и отдал нам». Но в главе Лех-Леха («а кнаанеи уже были тогда в той стране»[7]) объясняет Раши, что, когда Ноах делил землю между сыновьями, страна досталась Шему, и Ханаан завоевал ее, и Б-г обещал Аврааму, что она вернется к ему, и если так, то разбойники – это кнаанеи!

Есть два мнения у мудрецов (кому земля принадлежала в начале). Есть утверждение, гласящее, что «Разбойники вы» — это Израиль, который забрал свою долю у остальных сыновей Шема[8], но оба эти объяснения являются неудовлетворительными натяжками. Поэтому Ребе истолковал[9]: существует концепция завоевания на войне, и, таким образом, земля переходит от нации к нации, но земля Израиля, после ее получения Израилем, приобрела сущностное изменение (и не как обычная передача собственности, которая является внешним изменением) и с тех пор она принадлежит только Израилю, а не другому народу (даже когда Израиль находится в изгнании). И это претензия народов мира: «грабители вы» — сначала эта земля была как все земли, и все народы имели принадлежность к ней (силой), и вы полностью экспроприировали ее из власти народов.

И еще одна трудность есть у Раши: поскольку Б-г дает землю тому, кто в его глазах этого достоин, точно так же, как Он взял у них и дал нам, также он мог бы забрать у нас и отдать язычникам, и как это было сделано на самом деле при разрушении и изгнании! Действительно, по словам Ребе, трудность ясна, поскольку даже когда мы находимся в изгнании — это наша страна навечно, во веки веков, и мы всегда возвращаемся и забираем свое.

От тьмы к свету

И вот «силу Своих деяний сообщил Своему народу» — это не просто действие Берешит («И Он создал») и не только рассказы об Адаме и Ноахе, но и все рассказы о патриархах до начала Исхода из Египта — во всех них толкуется передача земли Израилю, начиная с «Лех леха» нашего предка Авраама и обещания земли ему и его потомкам, через отбор между Ицхаком и Ишмаэлем, Яаковом и Эйсавом, до реализации изгнания, установленного между частями завета, как условие для наследования страны. «Сказал рабби Ицхак» – намек на праотца Ицхака: «Ибо лишь потомки Ицхака будут называться потомством твоим»[10] (Ицхак, а не Ишмаэль. «В Ицхаке, а не во всем Ицхаке»[11], кроме Эйсава) — фигура, наиболее отождествляемая с даром земли, «Поживи в этой стране»[12] (цельная ола (поскольку он лежал на жертвеннике, он освятился на нем), которая не вышла за пределы Эрец Исраэль. ארץ ישראל = 4 פעמים יצחק, Эрец Исраэль = 4 раза Ицхак).

И это «в чем смысл начать с Берешит … силу Своих деяний сообщил Своему народу»: действие Берешит начинается с «невообразимого хаоса и тьмы», а затем «да будет свет» — «Как создание мира в начале тьма и великолепный свет»[13], как мир хаоса-тоhу, предшествовавший миру исправления-тикун — а также земля была сначала дана кнаанеям, в аспекте тьмы и хаоса, а затем перешла к Израилю, начиная с Авраама, нашего отца, «Авраам начал освещать»[14] мерой милосердия, которой был создан мир (и все выражено намеком: “בהבראם, באברהם“[15] – «при сотворении» — буквы «в Аврааме»), все находится в заранее определенном порядке хаоса и исправления. Бааль-Шем-Тов истолковал:[16] «Сказал Своему народу», «сказал» в значении продолжения («вытекает и протекает»[17]) – следовательно, Всевышний продолжил нам силу создавать мир, нести свет исправления после тьмы и хаоса, и отсюда наша сила завоевать Землю Израиля (по сей день)[18].

И вот, Авраам начал светить, но цель света была в Исходе из Египта, начиная с «месяц этот для вас», заповеди освящения месяца в начале его света («Он показал на луну в ее обновлении (в фазе новолуния) и сказал: «когда увидишь такую — благословляй»[19]), и во всей Торе и мицвот, «свеча — мицва и Тора — свет»[20]. Все сказания Торы до того времени все еще относительно мрачны, мир природы אלהים = הטבע) — Б-г, в то время как при Исходе было раскрыто полностью Имя Ãвайе). Но в книге Берешит Святой Благословенный открыл нам тайну тьмы и дал нам (сказал-продолжил) «силу Своих дел» унаследовать даже саму природу тьмы (и это вопрос наследования Земли Израиля)! Хотя в трудном вопросе рабби Ицхака цитируется, что Тора имеет дело только с мицвот света, но в «силе Своих деяний» обновилось продолжение раскрытия силы тьмы. Само понятие силы- כח выражает тьму-חשך, «силу сути» (на языке хасидизма), которая до открытия «сущностного света». Действие Берешит — это реальность, а заповеди Торы — сущность, и «мощь Своих деяний сообщил Своему народу» унаследовать саму реальность (сила его деяний (כח מעשיו) – буквы חשך עמו, тьма народа, сообщил Своему народу тайну тьмы). В концепциях Каббалы: «Этот месяц для вас» — это раскрытие нового Имени מה, что принадлежит миру тикуна-исправления (сущность), а «сила Своих деяний» принадлежит имени בן мира тоhу-хаоса (реальность).

Предусмотренная эволюция

Из слов следует, что «предысторией» всей Торы является конфронтационный спор, в котором народы выдвигают «моральные» претензии: «вы — грабители» и кажется, что мы, сыны Израиля, совершаем несправедливость, грабим и действуем нечестно. Точно так же, как «община не утверждает себе главу общины, кроме как из тех, за кем числятся прегрешения (буквально «ящик с гадами»)»[21], так и Израиль не удостоится малхута до тех пор, пока на него не повесят этот «ящик с гадами», согласно которому, кажется, они воры-грабители, пока не выяснится, что ограбление только для видимости[22]. И тогда удостаиваются Земли Израиля, аспект малхута. Позже Раши объясняет, что слово «начало» всегда связано с чем-то, и примеры — «начало царств», «начало его царства» — следовательно, «в начале» связано с царством: в начале царства Израиля происходит отбор нашего права на землю. Зачем нужен такой «ящик с гадами»? Для того, чтобы унаследовать саму тьму, причислить себе «силу Его деяний» (как силу грабителей).

Споры между народами и Израилем — это фундаментальный конфликт между мировоззрениями. Восприятие народов таково, что «Б-г покинул землю»[23], и все измеряется в соответствии с реальностью, видимой глазом (также моральным стандартом). И Тора пришла, чтобы научить нас с самого начала тайне и основе чистой веры: «Вся земля принадлежит Б-гу», не только «Он создал», но и наблюдает за ней посредством частного надзора: «и дал тому, кто прям в Его глазах» (провидение, особенно выраженное в Земле Израиля, в которой: «непрестанно глаза Ãвайе, Б-га твоего, на ней от начала года»[24]. Б-жественное провидение — это раскрытие Его воли (а не слепая законность мира природы), «по Своей воле он дал им, и по Своей воле он взял у них», и это полностью раскрывается в Его выборе Израиля, начиная с Авраама, нашего отца — это потому, что Авраам сам выбирает Б-га, а выбор Б-га, вместе с тем, раскрывается в нем (и еще главный момент: тот факт, что это заранее спланированный порядок, «в начале тьма, а затем великолепный свет», означает, что и изменение воли «по Его воле … и по Его воле» также находится в изначальной воле Б-га, а не изменение воли в его худшем значении). Это связь между концом Торы и ее началом: «на глазах всего Израиля Берешит (в начале)» — в глазах Израиля есть оправдание для наследования земли, чего нельзя сказать о воззрении народов (и наша работа — показать им истину до тех пор, пока и они ее не признают).

Это касается самого понимания акта Берешит: «Каков смысл начала с Берешит», и слова Раши здесь действительно являются глубоким обсуждением тайны акта Берешит[25]. То есть светская концепция гласит, что мир развивается путем «естественного отбора» после случайных изменений (мутаций) когда «выживают сильные» (как это принято в эволюции в ее атеистических одеяниях), все неопределенно, без направляющей руки. А также в человеческих отношениях: нация завоевывает чужую землю, все участвуют в игре грабителей, и все заявляют: «вы — грабители» … Но вера Торы в том, что рука Б-га все направляет: также как земля переходит по воле Творца от Ханаана к Израилю, от тоhу к тикуну, так и все творение развивается и совершенствуется под Б-жьим контролем (в последовательности неслучайных мутаций). И не только Б-г хочет и выбирает прогресс, но это делается посредством выбора творений! Подобно тому, как Авраам выбрал Всевышнего, каждая форма жизни «выбирает» преобразоваться в более исправленную форму — выбор, который появляется на вершине лестницы творения и подталкивает ее вперед (как порядок в Акте Сотворения в Берешит, от неодушевленной природы до растительной, животной, говорящего-человека и Израиля).

Перевод из еженедельника ГальЭйнай «Нифлаот» Берешит 81, стр.29- 31

[1] Шмот 12, 2.

[2] Теилим 111, 6.

[3] Танхума Бубер (Старый Танхума) Берешит 11, а также цитирует Раши в своем комментарии к Теилим 111, 6.

[4] Радак в книге «а-Шоршим» – корень ירה, цитируется здесь в Гур Арье.

[5] По словам Рамбама в толкованиях мишны Хулин 7, 6.

[6] По Гур Арье.

[7] Берешит 12, 6.

[8] См. Ра»ам и еще.

[9] Ликутей сихот, часть 5, глава Берешит, беседа 1.

[10] Берешит 21, 12.

[11] Раши на Берешит 28, 15.

[12] Берешит 26, 3.

[13] Шабат 77, 2.

[14] Шмот раба 15, 26.

[15] Берешит раба 12, 9.

[16] БеШТ на Тору Берешит, 17.

[17] Даниэль 7, 10.

[18] Подробно обо всем этом можно прочитать в статье «Сила завоевать землю Израиля» в нашей книге «Дух Машиаха» («Рухо шель Машиах»).

[19] Раши на Шмот 12, 2.

[20] Мишлей 6, 23.

[21] Йома 22, 2.

[22]  מראית עין = תשפא  (для видимости = 5781) – (5781 наш год, намек, который относится к малхуту, как объясняется в парцуфах намеков года).

[23] Йехезкель 8, 12.

[24] Дварим 11, 12.

[25] Все это подробно объясняется в нашей книге по эволюции, которая скоро сБп выйдет на иврите.

2 Комментарии
  1. Михаэль Калманович говорит

    Яшар коах! Замечательный комментарий! Спасибо за отличный перевод!

    1. Адасса Кочубиевская говорит

      Спасибо Вам!

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.