Странствия души – спуск ради подъема

Недельная глава Масей, комментарии р. И. Гинзбурга

Источник сада

«Вот переходы сынов Израиля, вышедших из земли египетской по своим ополчениям под предводительством Моше и Аарона. Моше записал начальные стоянки при переходах, [совершенных] ими по велению Б-га. Вот их переходы, с начальными стоянками»[1].

Глава Масей подробно описывает сорок два перехода сынов Израиля от Исхода из Египта до Земли Израиля. В Каббале и хасидизме объясняется, что эти путешествия отражают всю жизнь человека от рождения до его последнего дня. Человек — «путешественник», который проходит переходы и с ним все дни его жизни происходят приключения, и каждый может найти личное странствие своей жизни в этих 42-х путешествиях.

Источник и путешествие

Нужно понять смысл фразы «начальные стоянки при переходах», и почему позже в стихе написано наоборот: «вот их переходы с начальными стоянками».

Объясняется в хасидизме[2]: “מוצא“ («начальная стоянка») — источник «знай, откуда ты пришел». Душа каждого еврея — это «часть Б-га Свыше», она, так сказать, имеет вверху корень, в Благословенном Боге — это наш источник, наше «происхождение».

Само «путешествие» — это когда душа опускается в тело, а потом и вся история ее жизни. Роль и цель жизни каждого еврея заключается в распространении Б-жественности и провозглашении единого Б-га в мире, подобно Аврааму, нашему праотцу, но во время миссии есть много «историй», сипурей маасиёт, трудностей и кризисов — 42 путешествия в этом мире.

Продолжение и возвышение

И Моше записал начальные стоянки при переходах: все начинается с записи Моше. Запись является действием продолжающим. Моше притягивает свет в каждую душу, записывая каждому «его происхождение в его переходах». Из источника, корня души, Моше притягивает силу корня, чтобы корень засиял в душе, которая облечена в тело и проходит через все кризисы и путешествия жизни. Это продолжение приходит прямо от Б-га.

И это их путешествия к своим истокам: цель путешествия — возврат к истоку, вознесению. Поэтому, когда человек проходит все 42 путешествия жизни, от Египта до Земли Обетованной, он должен задуматься о том, что каждое такое путешествие возвращает его к истоку, в каждом путешествии он все ближе и ближе к своему корню. Но дело не только в возвращении к корню, к «происхождению», но и в том, чтобы стремиться еще сильнее достигнуть более высокого места! «Каждый свет, когда он возвращается, он возвращается к своему истинному состоянию»[3] когда свет возвращается снизу-вверх «и это их путешествие к своим истокам», он поднимается выше внутри «источника», выше первоначального раскрытия, до того, как душа спустилась в тело. Это «Спуск ради подъема»[4] (цель нисхождения души в мир, чтобы подняться на более высокое место, чем было раньше, иначе «к чему нам вся эта история»).

Письменная Тора и Устная Тора

Начало — «И записал Моше». Моше не просто рассказчик, но и писатель, аспект Письменной Торы. Моше, прежде всего, тот, кто передает Письменную Тору, «Тору Моше», Б-г говорит, а Моше записывает. Это нисходящее направление, «от их истоков к их путешествиям».

Заключительная часть стиха: «вот их переходы с начальными стоянками» — это относительно аспект Устной Торы. Письменная Тора была дана нам Б-гом сверху вниз, притяжение, в то время как Устная Тора восходит снизу-вверх, вознесение. Устная Тора — это то, что мы создаем. Более того, сама суть истории нашей жизни — Устная Тора. Вот что сказал рабби Давид из Лелова: В этом мире есть трактат Бава Кама, но в будущем будет трактат «Рабби Давид из Лелова». Все они будут учить трактат жизни рабби Давида из Лелова. Трактат цадика — его биография. Каждый еврей праведен, «и народ твой, все праведники»[5], и у каждого еврея своя биография, своя жизнь и свои путешествия, как он боролся, колебался и испытывал трудности, и как он старался и воевал, чтобы выполнить свою миссию, пока он не поднялся на более высокую ступень, чем до того, как душа спустилась в тело, в этом и заключается цель «и это их пути к истокам», Устная Тора.

Сотворение мира 32-мя путями мудрости

Мы видели, что наш стих «И записал Моше» очень общий, он включает всю Тору и всю жизнь всего народа Израиля, «и народ твой все праведники». И вот удивительный намек в этом стихе:

ויכתב משה את מוצאיהם למסעיהם על פי הוי׳ ואלה מסעיהם למוצאיהם = לב פעמים חכמה

«Моше записал начальные стоянки при переходах, [совершенных] ими по велению Б-га. Вот их переходы, с начальными стоянками» = 32*73 ](лев, «сердце») умноженное на (хохма, «мудрость»)[ = 2336.

Моше воплощает в себе мудрость мира Ацилут, и Тора – мудрость: «Тора из мудрости вышла»[6]. Лев — это «тридцать два пути удивительной мудрости», посредством которых Б-г создал мир (как написано в начале Книги Творения).

Более того, первое слово ויכתב = 6 раз хохма, и в любом случае все остальное равняется 26 (Имя Б-га Ãвайе) раз хохма, намек на «Ãвайе мудростью основал землю (Арец[7]. «Арец» — это народ Израиля, и Б-г мудро утвердил все души Израиля, начиная с их первоисточника, включая всю их жизнь в этом мире, пока они не вернутся к настоящей сущности.

Другой важный источник для числа 2336 — это первое слово в Торе, «בראשית») как написано в Тикуней Зоар, что вся Тора и все, что было, есть и будет сказано намеком в «בראשית»): при сложении гиматрий по принципу ахораим (и иногда называемым в Каббале рибуа), при котором слово формируется по стадиям ב בר ברא בראש בראשי בראשית  = 2336! Таким образом выражены намеком 32 пути мудрости в בראשית и в нашем стихе: от источника к пути и от пути к источнику.

Перевод с иврита статьи Маса нешама из еженедельника Нифлаот, Матот-масей, 5780, ст. 31-32.

Хотите узнать больше и подробнее о печатных материалах рава И. Гинзбурга? Нажмите на ссылку:

http://rabbiginsburgh.ru/

[1] Бемидбар 33, 1-2.

[2] Ликутей Тора, Масей 91, 1.

[3] Пелах римон ле-Ханука, со слов «ת»ר נר חנוכה».

[4] Ликутей Тора, Беар, 41, 1 по Макот 7, 2 и 24.

[5] Йешаяу 60, 21.

[6] Зоар, часть 2, 121, 1.

[7] Мишлей 3, 19.

Вам также могут понравиться

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.