В поисках потери

Толкование Рава Ицхака Гинзбурга

Сфат Эмет глава Ки Тице

Сфат Эмет[1] расширяет тайну мицвы возвращения потери в нашей главе, так как все дары, которые еврей получает с небес, находятся в мире, но были потеряны им — и они вернутся к нему, если только он будет их искать (потребность, которую пробуждает голос Свыше (Бат кол), он раздается каждый день, и звучит во всех душах, особенно в шабат, напоминая человеку о том, что он потерял, способствуя возвращению потери (ашеват аведа). Ярким примером такой «душевной» потери является женщина — «принято, что мужчина ухаживает за женщиной … потерявший ищет свою потерю»[2] — как намек в начале нашей главы, в тайне «красивой женщины». В хасидизме объясняется, что «красивая женщина» — это корень: основная потеря, которую нужно искать, с ощущением «Заблудился я, как овца потерянная, взыщи раба твоего»[3] «как востребованная потеря»[4].

Сфат Эмет заканчивает словами Гемары[5], что «даже выкрест, если не злит, объявляют о его потере» — чтобы учить, что даже тот, кто зашел очень далеко и потерял все свои духовные сокровища, может удостоиться возмещению утраты. Выкрест скатился из сокрытия в сокрытие — в тайне: «И Я совершенно сокрою мой лик в тот день»[6] — до тех пор, пока он «не продает себя» идолопоклонству, но «после того, как он будет продан, выкуп у него будет … либо его дядя, либо его двоюродный брат выкупят его (“דדֹו או בן דדֹו“)»[7]. Большая часть потерь — корень малхута-царства в каждом (тайна нуква— женщина, за которой нужно ухаживать, как указано выше) — в конце «ее ноги нисходят к смерти»[8], к месту преисподней и гибели, и ее корень находится в начале, о котором сказано: «глава, которая не знает саму себя и не известна другим», то есть, она потеряна-исчезает в сущности. Это точка Машиаха в каждом — по гиматрии «проигранный случай» (מקרה אבוד = משיח), как известно — и его искупление – возврат посредством Давида и Машиаха, сына Давида (“דדֹו או בן דדֹו“).

В следующей Торе Сфат Эмет объясняет, что принятие всей Торы народом Израиля – в рамках обета или пожертвования: принятие из страха — это как обет «вот я должен», возлагаемая на плечи человека, а принятие из любви — как пожертвование-נדבה «вот эта» от силы Торы, явленной человеку ясно, а не его собственной силой и ответственностью (что тогда «нет в ней смеси отбросов», а намек: נדבה = אין, от полной отмены эго, без примеси эгоизма — отходов). Как пропажа в предыдущей Торе, также пожертвование из любви – «вот эта» — можно уподобить Кидушин, поскольку произносят: «вот ты посвящаешься мне этим кольцом согласно закону Моше и Израиля», который сплошная любовь.

Перевод из Еженедельника Нифлаот, Ки тице 80, ст. 27

 

[1]5661 год.

[2]Кидушин 2, 2.

[3] Теилим 119, 176.

[4] Санедрин 109, 2.

[5] Авода зара 26, 2.

[6] Дварим 31, 18.

[7] Ваикра 25, 48-49.

[8] Мишлей 5, 5.

Вам также могут понравиться

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.