Порядок Торы – исправление сосуда
глава Насо. Комментарии рава Ицхака Гинзбурга на Сфат Эмет
О высылке ритуально нечистых из лагеря Мидраш[1] цитирует стих «Отдели примеси от серебра, и выйдет у плавильщика сосуд»[2].
Сфат Эмет объясняет[3], что Б-г при сотворении мира создал сосуд (об этом вспоминают каждую субботу: «память о Сотворении мира»), но позже «когда земное было невообразимым хаосом», и добавились шлаки, закрывшие внутренний свет и посредством «света Торы»[4] (намек в «Да будет свет!» — Письменная Тора и «Да будет свет!» — Устная Тора)»[5] можно пересортировать – упорядочить сосуд (кли)[6]. Кли состоит из трех ступеней – Коэн, Леви, Исраэль. Ступени в душе (еврейских душах) отражаются также в шана (время) – шабат (относящийся к Коэну, служащему «тайно и с любовью в сердце»[7]) праздник (радостное время, служба Леви с радостным пением) и новомесячье (тайна «Израиля исчисляет по Луне»[8]) и в мире (место) в трех лагерях, в лагере Шхины (предназначенном для Коэнов), лагере Левитов и лагере Израильтян.
«Благословенный Б-г не нашел лучшего сосуда для благословения, чем мир»[9], и Тора заключает мир в верхних и нижних мирах – как мы учим из стиха[10] «Разве что будет он держаться твердыни (Торы) Моей, примирится со Мной, заключит мир со Мной»[11]. Тайна «Ãвайе даст мощь народу Своему» [и «Нет мощи, кроме Торы»[12]] Ãвайе благословит народ Свой миром»[13], — таким образом очищается сосуд.
Сфат Эмет добавляет, что и в душе человека есть примеси по стороны тела и Тора их очищает и освещает — в тайне «мудрость человека [«Тора из мудрости нисходит»[14], «мудрость (חכמה) буквы כח—מה, по гиматрии אדם, человек, который очищает и исправляет тоhу-хаос] просветляет лик его»[15] – и благодаря «совершенной Торе Б-га»[16] не было в народе Израиля при даровании Торы מום (физических недостатков) по гиматрии אלהים, Б-г, сокрытие в природе (הטבע) тоhи, и это последнее Имя среди 72-х (עב) Имен, цели спуска). Работа человека состоит также в том, чтобы отделить замутненность физического тела, основой которого является прах, — обнаружить, «что ничто так не идет на пользу [человеку из] плоти и крови, как сдержанность в словах»[17], как бездыханный прах (אבן דומם — сокращенно אדם) характеризующийся тяжестью и ленью, достойных дел этого мира – что не собьет с толку духовную душу, которая состоит из элементов огня-воздуха-воды)[18]. Так, в нашей главе, появляется сота [19], у которой усиливается элемент земли (и ее исправление посредством земли Скинии Завета), и в качестве ее исправления [20] глава о назарее, который дал чудесный обет и стал святым, усиливая возобладание духа над плотью [21] (служение, о котором Ребе выразился, что оно его особое «занятие»).
[1] Бемидбар раба 7, 1.
[2] Мишлей 25, 4.
[3] 5662 год по еврейскому летоисчислению.
[4] Мишлей 6, 23.
[5] Берешит 1, 3.
[6] Три ступени — шабат-тоhу-ор – по гиматрии равны двукратному «спуск ради подъема» (спуск с первой ступени, наступает шабат — все очищенно, к тоhу, а от него подъем к ор, 207, который отражает шабат, 702).
[7] Зоар, часть 3 39, 1-2.
[8] Бемидбар раба 10, 1; Психта рабати, часть 15; Мехилта Бо, часть 1.
[9] Окцим 3, 2.
[10] Санhедрин 99, 2.
[11] Йешаяу 27, 5.
[12] Шир а-ширим раба 1, 23.
[13] Теилим 29, 11.
[14] Зоар часть 2 121, 1. И там же 85, 1.
[15] Коэлет 8, 1.
[16] Теилим 19, 8. Искренность является внутренним аспектом hода – источника всех болезней, когда «исказилось лицо мое» (Даниэль 10, 8), но, когда hод исправлен, иммунная система функционирует и лечит (см. нашу книгу «Тело разум душа», часть 3 — http://kabbala2all.ru/). «Тора Б-га совершенна» – то есть женский порядок (Бемидбар раба 13, 15), тайна «она в hоде» (Шаар клалим, глава 1, стр. 8 в нескольких местах), называемый также «хосен (сила)» (см. Шабат 31, 1), в силу которого удостаиваются «царственного великолепия» (Диврей ямим 1 29, 25), как сказано о царе Шломо, от слова шлемут (совершенство) и тмимут (искренность) (с 1000-ю женщин в святости – тайна «эта тысяча – тебе, Шломо»).
[17] Трактат Авот 1, 17.
[18] Поэтому в книге Йецира появляются только элементы огня-воздуха-воды, элементы мира Йецира (творения), отдельно от земли, которая является основой мира Асия (действия).
[19] Женщина (буквально «свернувшая с пути»), подозреваемая мужем в измене, поскольку она уединилась с неким конкретным мужчиной, несмотря на подозрения мужа и его предупреждения этого не делать.
[20] См. Брахот 63, 1. «Почему раздел о назорее расположен в непосредственной близости от раздела сота, чтобы сказать тебе, что каждый, кто видит соту в ее испорченности, пусть примет на себя обет не пить вино».
[21] החומר על הגברת הצורה («возобладание духа над плотью»)=треугольник 50, совершенство нун (50-ти) врат бины.