Ключ к сердцу

Глава Ницавим

Толкование Рава Ицхака Гинзбурга на Сфат Эмет

«Ибо эта заповедь…» говорит Сфат Эмет[1]: в Торе есть открытая и скрытая часть: «не загадочна она для тебя»[2], то есть, скрытый аспект в Торе, письменная Тора, спускается с Небес непонятной и полной всяких тайн, о ней сказано в следующем стихе: «не на Небесах она». «Не далека она» – это аспект открытой Торы, устного учения, о котором сказано в дальнейшем «не за морем она». И концовка: «Но очень близко к тебе слово это: в устах твоих оно и в сердце твоем, чтобы исполнять его» — «в твоих устах» — это устная открытая Тора, גליא, «а в твоем сердце» письменная Тора, סתים.

Но чтобы «открыть» Тору (выражение из нижеследующего Мидраша) нужен соответствующий ключ, и это заповеди, «подобно тому, как каждый ключ имеет форму, подобную замку, которым можно открыть, так и ключ Торы — это 613 заповедей, «соблюдать ее», «мицва — свеча», обнаруживающая «свет Торы» (заповеди – это советы для раскрытия света Торы). Этот ключ дается Израилю, который также “סתים וגליא“, как Тора. Этот ключ является общностью заповедей, но в каждой частной мицве также есть связь со всеми заповедями, и в особенности такие равноценные всем остальным заповеди, как цицит и шабат.

В Мидраше сказано (в контексте наших стихов): «Тот, кто открывает и закрывает свиток Торы, благословляет до и после чтения»[3] — благословение «открывающего» о том, что Святой Благословенный удостоил его слов Торы и открывать «גליא» в ней, «в устах твоих», в то время как благословение «закрывающего» находится в измерении «סתים» — (аспект запечатанного и закрытого), внутренней сути, раскрывающейся при чтении, «и в твоем сердце» «сердце мудрого вразумляет его речь»[4].

Скрытый свет

«И увидел Б-г свет, что это хорошо»[5] – «ибо хорошо – скрыть»[6], «А где скрыл? В Торе»[7]. Посредством соблюдения заповедей открывается свет, скрытый в Торе. О шабате сказано: «У меня есть хороший дар в Бейт Ганзи»[8], и поэтому особенно силой заповеди шабата раскрывается и обнаруживается свет, скрытый в Торе.

«И в твоем сердце» означает раскрытие тайного в Торе, как сказано выше. Заповеди в целом являются ключом к свету Торы, чтобы открыть «тайны мудрости»[9], а особые мицвот «обязанностей сердца» (шесть постоянных мицвот[10]) являются ключом к «реута делиба», «тайнам сердца»[11], которые над тайнами мудрости — как объясняется, что ехида души находится во внутренней точке сердца. Это «ключ сердца»[12] и намек: гиматрия слова מפתח («ключ») = 528, «треугольник» לב, сердца (сумма всех чисел от 1 до לב, то есть 32).

«В твоих устах» — это גליא Торы, первое благословение открывающего, «и в твоем сердце» — סתים Торы, последнее «запечатывающее» благословение. И это два аспекта голоса, «внутренний неслышимый голос» в сердце и «слышимый голос», исходящий из уст. И вот в наше время «сердце не открывает устам»[13], внутренний голос остается скрытым и запечатанным. Но с приходом Машиаха «сердце откроет устам», чтобы открывать «скрытое» в Торе, и тогда мы будем полностью благословлять устами последнее благословение: «Который дал нам Учение истины» в раскрытии истинной мудрости, тайны тайн Торы.

 

[2] Зоар, часть 3, 73, 1.

[3] Дварим раба 8, 4.

[4] Мишлей 16, 23.

[5] Берешит 1, 4.

[6] Согласно Хагига 12, 1.

[7] Дегель махане Эфраим, глава Берешит и др.

[8] Шабат 10, 2.

[9] Ийов 11, 6.

[10] Введение к Сефер хинух (примечания составителя) и см. книгу «Жить в Б-жественном пространстве» (в нашем переводе – прим. переводчика).

[11] Теилим 44, 22.

[12] По языку Мишны Аhалот 1, 8: «ключ сердца».

[13] Мидраш Теилим, 9 (Санhедрин 99, 1).

Вам также могут понравиться

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.