Доверие мудрецам

Трактат Авот 6, 6

Толкование Рава Ицхака Гинзбурга

 Человек постигает Тору при выполнении сорока восьми условий: … доверии к мудрецам.

Вот что сказал царь Давид своему сыну Шломо: «Познай Б-га отца твоего и служи ему… Если будешь искать Его, Он будет найден тобой»[1] — поиск Всевышнего и Его познание в доверии к мудрецам, посредством «Б-га отца твоего», душ праведников (отцов).  Хасидизм особенным образом возродил концепцию веры в мудрецов, веры в праведников (אמונת צדיקים — нутрикон – смелость, אמֹץ), которая начинается с признания того, что Б-г насаждает в каждом поколении души праведников, «Моше Рабейну поколения». Вера — это привязанность, верить в Б-га означает просто привязаться к Б-гу, а вера в праведников — это привязанность к праведникам.

Первое слово в Шулхан арух: יתגבר – «будь могуч ]как лев[» (יתגבר = אמונת חכמים, доверие мудрецам). יתגבר – буквы תרי“ג (613 заповедей) — чтобы выполнить все 613 заповедей Торы, нужно усиливаться, усиливать духовное над материальным, И в частности, и прежде всего, нужно укрепиться в вере в мудрецов, без которой нет ничего[2].

Рабби Нахман говорит: «Посредством веры в мудрецов мы можем выпускать в свет наши законы [связанные, конечно, с Рош а-Шана]. Поскольку закон — «Амуда деамцаита», то есть аспект среднего пути, который не отклоняется вправо и влево. И это достигается благодаря вере в мудрецов, которая является аспектом того, что «не отступай от того, что они скажут тебе вправо или влево»[3].

И поэтому, выходит ясный закон, как сказано выше, в аспекте истинного закона»[4]. И еще рабби Нахман объясняет, что споры возникают из-за недостатка веры мудрецов, и есть три типа этого: есть те, кто бросает вызов вере мудрецов, не принимая во внимание все существующие священные книги (также те, кто не согласно его пути и пути его учителей!) Есть праведники поколения, которые, со своей стороны, цельны в своей вере в мудрецов, но страдают от разногласий, потому что множество людей («мир») ослабляет веру в праведников (как написано, «и он понес грех многих»). И есть праведники, которым не хватает веры мудрецов в том, что они не верят в свои собственные открытия Торы.

1. Даврей а-ямим 1 28, 9.

[2] Слово יתגבר при его наполнении буквами – это «треугольник» יוד תו גימל בית ריש = 1431 = אבן – тайна камня Эвен Штия (на котором основан мир Торы), объясняется в продолжении Торы в Ликутей Моhаран, которая приводится ниже. Только буквы наполнения равны гиматрии слова «смирение» וד ו ימל ית יש = שפלות = или 8 раз «вера», אמונה.

[3] Дварим 17, 1.

[4] Ликутей Моhаран, 61.

Вам также могут понравиться

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.