Только любовь

Обработанный аспект урока "Превратить ненависть в любовь" (глава Берешит)

Рав Ицхак Гинзбург

В нашем поколении не любят ненавидеть. Сомнительно, чтобы на практике уменьшилась ненависть между народами, между секторами, а также «просто» личная беспричинная ненависть. Но как утверждение — хотят только любви и чувства ненависти воспринимаются как негативные и предосудительные или как искажение, требующее лечения.

На первый взгляд, это ошибочное отношение, поскольку любовь к добру и ненависть ко злу переплетаются — «ненавидьте зло и возлюбите добро», «возлюбленные Ãвайе ненавидьте зло» (а в Книге Тания объясняется, что истинная мера праведника — ненависть ко злу). Различие между добром и злом отмечает границы, а ненависть ко злу дает силу отвергать его и защищаться от него. Подход, разрушающий границы, предполагающий только любовь и открытость ко всем, проистекает из большинства отклонений, характерных для нашего поколения — размытия истины; Моральная и практическая слабость по отношению к врагам; И придание легитимности самым негативным страстям.

И все же подход любви является частью процесса приближения к искуплению и имеет большую мессианскую искру: у любви и ненависти противоположные эмоциональные заряды — любовь — это положительная энергия, а ненависть — отрицательная энергия. Основной эмоцией в сердце должна быть любовь — заряд хороших, позитивных и конструктивных эмоций. Чувство ненависти по своей сути негативно, и даже при его использовании по мере необходимости требуется большая осторожность при принятии его в качестве постоянной черты характера (поскольку обычно наши ненависти, правильные-оправдывающиеся включают беспричинную ненависть, которую следует превратить в любовь посредством размышлений, доброго взгляда и сострадания — как объясняется в главе 32 в Тании). От нас требуются ненавидеть, потому что в мире есть зло, но наше стремление состоит не в том, чтобы усилить ненависть ко злу, а в том, чтобы отменить реальность зла, чтобы ненависть нам больше не понадобилась. Это мессианское предназначение «и удалю Я дух нечистоты с земли» — заклание злого начала, которое также устранит потребность в ненависти. Тогда мы сможем своими глазами увидеть, «что все создано для славы Его», и полюбить всех и все.

Зоар описывает силу сделать мир лучше, силу особого «переворота» для праведников («и народ Твой — все праведники») следующими словами: “לאהפכא חשוכא לנהורא וטעמין מרירו למיתקא“- превратить тьму в свет, а горький вкус в сладкий. Теперь добавим к перевороту еще одно измерение — превращение ненависти в любовь. Три измерения переворота — это процесс прошлого-настоящего-будущего, который реализуется за «три праздника в году» (радостные времена, превращающие будни в праздники): Песах превращает тьму в свет — Исход из Египта, основа нашей истории, является выходом из тьмы к великому свету (когда «включается свет») и опознается добро, которое лежит в темном прошлом); в Шавуот горькое становится сладким — сладкие советы Торы, которые слаще меда и сотового нектара, они подслащают горечь реальности и исцеляют ее недуги (в настоящем, «сегодня выполнять их»); Но в Суккот Всевышний раскрывает над нами сукку мира, и радость, которая прорывается, позволяет превратить всю ненависть в любовь — как внутри нас (когда весь Израиль достоин сидеть в одной сукке), так и по отношению к другим народам (для пользы которых приносят в жертву семьдесят быков). Суккот — это будущий праздник, когда все народы соберутся в дом Б-жий, который показывает, что после отмены зла, когда тьма становится светом, а горечь становится сладкой, мы можем превратить все запасы ненависти в заряды любви.

 

Вам также могут понравиться

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.