Хасидская история

с толкованием рабби Ицхака Гинзбурга

«Эшель Авраам» из Бучача | Ежедневно обновляя

У «Эшеля Авраама» (раввина Авраам Давид, у евреев принято называть человека по названию его книги) из Бучача был обычай каждый день обновлять по 18 (хай) Ãлахот и изучать по 18 глав Мишнайот. Говорят, что этот обычай он принял от своего раввина Моше Лейба из Сасова как сгулу против безумия. Почему гений боялся сойти с ума? Из-за одного своего поступка: помимо раввина Моше Лейба, Эшель Авраам был очень привязан к рабби Леви Ицхаку из Бердичева, которого он считал величайшим рабби своего поколения. Однажды они вместе ехали в колеснице, и рабби Леви Ицхак начал совершать странные движения, как было у него принято. Хотя Эшель Авраам знал об этой практике рабби Леви Ицхака, но в той поездке действия цадика были настолько странными, что раввин из Бучача, который был молодым учащимся ешивы, не удержался и улыбнулся. Рабби Леви Ицхак заметил его улыбку, посмотрел на него и спросил: «Ты с ума сошел?».

Услышав это, Эшель Авраам испугавшись гнева цадика, сразу же спрыгнул с колесницы и побежал к рабби Моше Лейбу из Сасова, чтобы спасти свое здравомыслие. Когда он пришел к нему, рабби Моше Лейб дал ему эту сгулу, которую он соблюдал всю свою жизнь.

Опасения Эшеля Авраама были не напрасными, и в других версиях этой истории даже цитируется, что раввин Бучача действительно на какое-то время потерял рассудок. Помимо фразы, которую использовал рабби Леви Ицхак, существует множество историй о том, что те, кто насмехаются над праведниками, наказываются и страдают от безумия. Например, рассказывается, что Аризаль однажды сообщил своим ученикам, что он может спустить семерых пастырей в свой Бейт мидраш.  Ученики, разумеется, попросили это увидеть, но он предупредил их очень строго, чтобы они не смеялись. Ученики пообещали, и Ариэль пригласил семерых пастырей одного за другим, приглашая их подняться к Торе. Когда пришел черед «седьмого», появился царь Давид, причем он танцевал и плясал в честь Торы. Наблюдая за движениями царя Давида один из учеников рассмеялся и сразу сошел с ума, и Ариэль вынужден был исцелять его своими молитвами и уникальными помыслами.

В нашей истории ученик избежал безумия, но и сгула рабби Моше Лейба кажется не менее безумной … в конце концов, речь идет не о бесплодной казуистике, а о постановлениях Ãлахи, которые необходимо соблюдать на практике. Как же возможно обновить столько законов? Ответ заключается в том, что сколько бы Тора ни казалась конечной и ограниченной, скрытое в ней слово Б-га бесконечно. Среди прочего, это выражается в бесконечных законах, которые могут вытекать из каждого стиха и предложения в Торе [и согласно толкованию наших, благословенной памяти учителей, представленных в хасидизме: ««бесчисленное множество миров» – это Ãлахот, которые в Гмаре»[1]]. Как линия, имеющая начало и конец, содержит в себе бесконечное число точек, так Тора, которая начинается и заканчивается, содержит в себе бесконечное число законов. В самом деле, если человек не вкладывает всю свою энергию в обучение, он не может извлечь такой большой урожай из Торы. Как народное изречение, что надо над этим «ломать голову». Когда они это делают, они обнаруживают, что сломана не только голова, но и Тора: «Ведь слово Мое подобно огню – сказал Б-г – и подобно молоту оно разбивает скалу[2]«. Каждое предложение Торы становится необработанной скалой, которую необходимо разнести на части по заложенным в ней законам. Когда голова ударяется о камень, она, наконец, разбивается, и открывается множество новшеств.

И как в письменной Торе, так и в хасидизме: чтобы добиться реальных результатов в душе и родить в ней любовь и трепет, необходимо вкладывать средства в «усилия души и усилия тела». Усилия тела — это устранение помех со стороны тела и животной души, а усилия души на самом деле – это вдумчивое размышление. Здесь также можно сказать, что это две части советов рабби Моше Лейба. Усилия души при ломании головы от обновления законов и усилия тела – это запоминание Мишнаёт.

Нет никого цельнее сломленного еврея

Помимо разрушения головы в Торе, есть еще одно место в человеке, которое нужно сломать. Это, конечно же, сердце, разбитое из-за отдаленности от Благословенного Б-га, от ограничений и зла в мире. Подобно мозгу, именно тогда, когда сердце разбито на бесконечное число осколков, оно способно прикоснуться и быть зачерпнутым в Бесконечном Благословленном. Таким образом, если в Торе есть разбитая голова, а в служении Творцу — разбитое сердце. Можно ли добавить третий перелом?

Если преломление существует в Торе и в служении, мы, конечно же, можем найти его на третьей странице: «благодеяниях»: здесь в центре внимания находится не сердце или голова, а, скорее, ноги, стоящие на земле реальности. Чтобы сделать доброе дело, часто приходится бегать туда-сюда, бесконечно ходить и ломать ноги на бесчисленные кусочки … даже если это трудно сделать. Этим разрывом (шевер) — который на деле – удостаиваются быть «Машвир (кормилец) для всей земли», как Иосеф Праведник, а также и разрушению похоти, которая в йесоде (основе) – «третьей ноге» – подобно тому Иосефу, который устоял в испытании с женой Потифара, причем, в конце концов, в этом разбитом сосуде открывается сам Б-г-  нет никого цельнее сломленного еврея!

Перевод из Еженедельника Галь Эйнай «Нифлаот», Берешит 81

[1] Смотри в Ликутей Тора Шир а-ширим, 38 и Шир а-ширим раба на стих.

[2] Ирмияу 23, 29.

Вам также могут понравиться

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.