Если твой Рабби тебе друг…

Трактат Авот, глава 1, мишна 6

Йеошуа, сын Прахии, и Ниттай Арбельский приняли от них. Йеошуа, сын Прахии, говорил: «найди себе наставника и заведи друга; суди всякого с лучшей стороны».

На эту мишну приводят высказывание от имени рабби Натана Давида из Сидлавы, внука святого еврея:[1] «Пути чистоты. В хасидском мире, хасиды, у которых скончался их рабби (ушел для жизни в будущей мире), им трудно найти сразу и немедленно рабби, потому что, как им видится, не может сравниться только что избранный рабби, с тем праведным и великим рабби, который был у них прежде. Об этом говорит мишна: «найди себе наставника», несмотря на то, что по твоему мнению нет никого достойного, все же заставь себя это сделать. Если ты скажешь: что толку в наставнике, которой избран насильно, и твое сердце не готово, чтобы этот человек был твоим рабби! На это говорит мишна: «заведи друга» по крайней мере, подумай, что у тебя должен быть такой друг, как ты, и, по крайней мере, приобретешь хорошего друга для собственной целостности. И если ты все еще думаешь, что по твоему мнению, нет достойного рабби, а только хороший друг, но сам рабби подумает, что он рабби для тебя, а не друг, и ты действительно знаешь, что нет достойного быть рабби, если он не правдивый человек, то как ты можешь с ним подружиться? И это то, что написано в мишне: «суди всякого с лучшей стороны» — суди своего рабби, который также намерен подружиться с тобой только в учении друзей, а не в учении рабби. Хотя ты называешь его рабби, но в глубине души он не будет думать, просто хочет связаться с тобой в совместном учении друзей».

После ухода рабби появляется ощущение, что невозможно найти нового рабби, хасиды привязаны к рабби сердцем и душой, и им очень трудно найти ему замену. Вот почему говорят: «найди себе наставника», сделай также принудительно (как «великое дело»), особенно, чтобы не упасть духом и подумать, что все закончилось. «Сделай» себе рабби без сравнений и «настоящая слава» нового рабби [впереди] еще придет. » Найди себе наставника » сразу же, в тот же день[2], как принято, на похоронах рабби связываются с новым рабби. В случае задержки сомнение может начать грызть как червь и повредить будущую привязанность.

Но что хорошего в том, что человек найдет себе рабби против своего желания? Об этом сказано: «заведи друга» – поищи кого-нибудь, кто по крайней мере заслуживает быть твоим другом по общности взглядов (начинается «найди» – то есть, вынуди себя, а затем » заведи » – для этого нужен даат-познание). Примером этого может служить история, в которой после смерти рабби Бунима из Пешисха рабби Ицхак Меир из Гур принял своего друга рабби из Коцка в качестве рабби. В некоторой степени это отношение Алтер Ребе к рабби Менахему Менделю из Витебска, которого он принял в качестве рабби после смерти Магида (и, возможно, именно по этой причине Витебскер не принадлежит к династии ребеим Хабада). «Суди всякого с лучшей стороны»: суди о рабби, который чувствует то же самое. Его зовут рабби, но у него есть подлинное смирение и он хочет быть связанным с хасидами (даже теми, кто не знал предыдущего рабби и для которых он является рабби).

Комментарий, который произнесен в «Пути чистоты», хасидский ворт, стал прямым толкованием для наших поколений. В некотором смысле, мы возвращаемся к раннему периоду хасидизма Бааль-Шем-Това, когда они все были «друзьями», а не рабби и хасиды, с чувством, что «каждый (в чем-то) более исправлен, чем его товарищи».

[1]  Из книги Тиферет йеуди.

[2]  См. Ор Хаим а-кадош, Бемидбар, 27, 22 о том , что Моше поторопился немедленно передать свои полномочия Йеошуа.

Перевод Комментариев рава Ицхака Гинзбурга на Трактат Авот.

Из еженедельника Галь Эйнай «Нифлаот», Насо, стр. 45.

Вам также могут понравиться

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.