Если твой Рабби тебе друг…
Трактат Авот, глава 1, мишна 6
Йеошуа, сын Прахии, и Ниттай Арбельский приняли от них. Йеошуа, сын Прахии, говорил: «найди себе наставника и заведи друга; суди всякого с лучшей стороны».
На эту мишну приводят высказывание от имени рабби Натана Давида из Сидлавы, внука святого еврея:[1] «Пути чистоты. В хасидском мире, хасиды, у которых скончался их рабби (ушел для жизни в будущей мире), им трудно найти сразу и немедленно рабби, потому что, как им видится, не может сравниться только что избранный рабби, с тем праведным и великим рабби, который был у них прежде. Об этом говорит мишна: «найди себе наставника», несмотря на то, что по твоему мнению нет никого достойного, все же заставь себя это сделать. Если ты скажешь: что толку в наставнике, которой избран насильно, и твое сердце не готово, чтобы этот человек был твоим рабби! На это говорит мишна: «заведи друга» по крайней мере, подумай, что у тебя должен быть такой друг, как ты, и, по крайней мере, приобретешь хорошего друга для собственной целостности. И если ты все еще думаешь, что по твоему мнению, нет достойного рабби, а только хороший друг, но сам рабби подумает, что он рабби для тебя, а не друг, и ты действительно знаешь, что нет достойного быть рабби, если он не правдивый человек, то как ты можешь с ним подружиться? И это то, что написано в мишне: «суди всякого с лучшей стороны» — суди своего рабби, который также намерен подружиться с тобой только в учении друзей, а не в учении рабби. Хотя ты называешь его рабби, но в глубине души он не будет думать, просто хочет связаться с тобой в совместном учении друзей».
После ухода рабби появляется ощущение, что невозможно найти нового рабби, хасиды привязаны к рабби сердцем и душой, и им очень трудно найти ему замену. Вот почему говорят: «найди себе наставника», сделай также принудительно (как «великое дело»), особенно, чтобы не упасть духом и подумать, что все закончилось. «Сделай» себе рабби без сравнений и «настоящая слава» нового рабби [впереди] еще придет. » Найди себе наставника » сразу же, в тот же день[2], как принято, на похоронах рабби связываются с новым рабби. В случае задержки сомнение может начать грызть как червь и повредить будущую привязанность.
Но что хорошего в том, что человек найдет себе рабби против своего желания? Об этом сказано: «заведи друга» – поищи кого-нибудь, кто по крайней мере заслуживает быть твоим другом по общности взглядов (начинается «найди» – то есть, вынуди себя, а затем » заведи » – для этого нужен даат-познание). Примером этого может служить история, в которой после смерти рабби Бунима из Пешисха рабби Ицхак Меир из Гур принял своего друга рабби из Коцка в качестве рабби. В некоторой степени это отношение Алтер Ребе к рабби Менахему Менделю из Витебска, которого он принял в качестве рабби после смерти Магида (и, возможно, именно по этой причине Витебскер не принадлежит к династии ребеим Хабада). «Суди всякого с лучшей стороны»: суди о рабби, который чувствует то же самое. Его зовут рабби, но у него есть подлинное смирение и он хочет быть связанным с хасидами (даже теми, кто не знал предыдущего рабби и для которых он является рабби).
Комментарий, который произнесен в «Пути чистоты», хасидский ворт, стал прямым толкованием для наших поколений. В некотором смысле, мы возвращаемся к раннему периоду хасидизма Бааль-Шем-Това, когда они все были «друзьями», а не рабби и хасиды, с чувством, что «каждый (в чем-то) более исправлен, чем его товарищи».
[1] Из книги Тиферет йеуди.
[2] См. Ор Хаим а-кадош, Бемидбар, 27, 22 о том , что Моше поторопился немедленно передать свои полномочия Йеошуа.
Перевод Комментариев рава Ицхака Гинзбурга на Трактат Авот.
Из еженедельника Галь Эйнай «Нифлаот», Насо, стр. 45.