Малочисленная паства

Ко дню рождения Ребе Рашаба| 

Хасидская история

Когда Ребе Рашаб принял на себя роль Ребе, один из старых хасидов из Эрец-Исраэль приехал принять его в качестве Ребе. На одной из встреч молодой Ребе попросил старого хасида исполнить нигун «Зимрат Гаарец» в честь празднества [известное выражение, которое в его простом смысле относится к лучшим плодам Земли, но в хасидизме оно также интерпретируется как земер, внутренняя мелодия Эрец-Исраэль[. В Израиле существовала ашкеназийская община и община сефардов, и упомянутый хасид прибыл из Хеврона, где между этими общинами существовало большое сближение. Поэтому он сказал, что споет красивую сефардскую мелодию: «Мой друг, пастырь, поднимающий паству из попрания, расскажи мне теперь о том, на кого ты покинул малочисленную паству». Когда запели нигун, то молодой Ребе сильно заплакал. Когда хасиды закончили петь и Ребе вытер слезы, хасиды спросили: В чем источник этого плача? Ребе объяснил: «Когда я услышал слова: «на кого ты оставил немногочисленное стадо», я истолковал их себе следующим образом: Всевышний, на кого ты оставил эту великую задачу внедрять «малое» (מעט) в стадо?

«Не многочисленные среди всех народов, пожелал Б-г вас и избрал вас, потому что вы наименьший из всех народов». Этот стих, в котором говорится о численной неполноценности народа Израиля, был истолкован мудрецами, как относящийся к уменьшению самого себя, скромности и смирению, которые характерны для праведников и евреев в целом: Авраам говорит: «Я прах и пепел», Яаков говорит: «Я мал», а Давид говорит: «Я червь» и «и я в глазах моих буду еще смиренней». Сегодня «наименьший из всех народов» считается бедной и опасной ситуацией, которая может вызвать страх перед народами и чувство неполноценности по отношению к ним, но именно из-за той же малой численности и духа Б-г избирает народ Израиля.

Пик самоуменьшения и самоотречения воплощен в Моше Рабейну в его словах: «А мы кто?». Не немного, не маленький и даже не червяк. В нем нет ничего, кроме воли Б-га, действующей в нем. Поэтому только Моше Рабейну и, следуя за ним, искра Моше в каждом поколении, могут внушить это чувство и душам других евреев. Молодой Ребе, который сейчас вступает в должность «Рош Бней Исраэль» (сокращенно Реби или Ребе), задает вопрос Святому Благословенному: Кому вы дали такую ​​должность, которую может выполнять только Ребе?

Ребе интерпретировал только конец куплета, но и начало куплета очень важно для его образа: Ребе, основавший ешиву «Томхей тмимим», многократно сталкивался со многими еврейскими коммунистическими и просветительными организациями, которые в то время подняли голову. Те «люди Сиона» в куплете — не внешние враги с бомбами, а хулители, который хотят растоптать тех, кто боится Б-га в своем сердце и говорит о смирении, покорности и скромности.

Помимо занятия самоотречением и служением Б-гу, как и в прошлых поколениях, Ребе Рашаб также обновил мессианский аспект, который так характерен для Хабада сегодня: До того поколения в Хабаде акцент делался главным образом на интеллекте и углублении, а рабби Рашаб добавил акцент на действии: К широко известным аббревиатурам Хабада (хохма-мудрость и бина-разумение, даат-познание) рабби Рашаб добавил аббревиатуру солдаты Дома Давида (חיילי בית דוד).

В своих хасидах Ребе видел солдат, идущих в бой, чтобы приблизить души к своему небесному Отцу. Интересно заметить, что в Хабаде нет поколения, которое бы делало акцент на сплошные эмоции, то есть выполняется своего рода прыжок — прямо из поколения разума к поколению действия. Конечно, деятельность — это результат эмоций, а не только интеллекта, но очень быстро интеллект Хабада приходит к выводу, что «действие — это главное». Перед таким молодым Ребе, каким был в то время Рашаб, так же стоит трудная задача. Но он предсказал, что пришло время выйти в наступательную войну со всеми ее проблемами и превратить тысячи его хасидов в солдат, которые в конечном итоге приведут Давида, царя Машиаха.

Ребе Рашаб был военным министром для солдат Дома Давида и видел свою роль в том, чтобы внедрять «малое» в народ Израиля. Из этого мы можем узнать, что «малое», которое представляется как опасность для еврейского народа, на самом деле является ключом к искуплению. Это можно назвать методом войны, благодаря которому многие сдаются в руки немногих, несмотря на всех позорящих «пятки твоего Машиаха». Тогда роль немногих будет заключаться в том, чтобы оставаться немногими и знать, что Б-г борется за вас.

Перевод из Еженедельника Галь Эйнай «Нифлаот», Ваера 81, стр. 34-35

Вам также могут понравиться

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.