Совет обрезания

Золото Шломо

Объяснения Рава Ицхака Гинзбурга на толкования Раши |глава Вайера

И явился Б-г [Аврааму] у дубравы Мамре, когда тот сидел у входа в шатер, во время полуденного зноя.

И явил Себя ему – чтобы навестить больного… в Элоней-Мамре это (Мамре) дал ему (Аврааму) совет в связи с обрезанием, поэтому Он открыл Себя (Аврааму) в его (Мамре) уделе.

Источник совет обрезания исходит из Мидрашей и в Книге Берешит раба, «когда Всевышний сказал Аврааму сделать обрезание, он пошел советоваться с тремя друзьями». Анер сказал ему: тебе уже 100 лет, и ты собираешься причинять себе страдания? Эшколь сказал ему: ты что собираешься прикончить себя среди своих ненавистников ]Матнот кэhуна: язык конца и отвращения… когда они услышат, что ты болен, они нападут на тебя и убьют тебя. Другие варианты: и кастрируют, и будут гнушаться [! Сказал ему Мамре: твой Б-г, который спас тебя в испытании огненной печью, и войне с царями, и в голод, и Он повелел тебе сделать обрезание, ты не послушаешься Его?! Всевышний сказал ему: «Ты дал ему совет обрезания, клянусь твоей жизнью, что Я не откроюсь ему ни в дворце Анера, ни в дворце Эшколя, но в твоем дворце»[1]. И в Книге Памяти от имени Мидраша «Анер и Эшколь сказали ему: «Если ты обрежешься, все народы немедленно отойдут от тебя и скажут, если он не пожалел себя, то тем более нас».

И комментаторы задались вопросом: какой смысл принимать советы после явного приказа сделать обрезание?

Есть толкования, что Авраам хотел испытать Анера, Эшколя и Мамре, которые были «союзниками Авраама», действительно ли они Б-гобоязненные (Хизкуни и др.). И есть толкования, что Мамре дал ему совет о том, как исцелить рану обрезания, [2]ממרא = רפא (Мамре = исцелить). И по мнению старейшин баалей Тосфот есть три трактовки: А. Авраам сомневался придавать ли гласности свое обрезание, и Мамре посоветовал ему да придавать гласности[3]. Б. Авраам сомневался, на каком органе нужно делать обрезание, и Мамре толковал, что это место полового члена (как слова Раши в предыдущей главе: «и мужчина необрезанный, здесь он узнал, что обрезание делается на том органе, который отличает мужчину от женщины»). В. Авраам спросил, что он будет делать с домочадцами, которые не хотят быть обрезанными, и Мамре посоветовал ему сначала сделать обрезание самому себе, а затем остальные согласятся обрезаться. И Адар зкеним: Авраам начал обрезать своих рабов, и они стали умирать, пока ему не сказал Мамре, чтобы он не обрезался сначала сам.

И еще одна интерпретация у Раама: «Потому что он знал, что они не дадут ему совета обрезаться, хотел посоветоваться с ними, чтобы они его послушали, и при всем при этом он не слушал их, и в этом Всевышний все больше и больше освящался при его посредстве» (и см. Маскиль ле-Давид об этом). Но все это кажется далеким от простого смысла Раши.

И Гур Арье толкует: Авраам посоветовался, чтобы они не сказали, что он повел себя нерассудительно, сделав обрезание (как высказывание Раши в Акеде, чтобы не сказали, что Б-г оглушил его). И он далее истолковал: Поскольку Анер, Эшколь и Мамре были его союзниками, поэтому он должен сначала посоветоваться с ними (несмотря на то, что несомненно выполнит мицву). В дополнение к этому следует сказать: Авраам советовался со своими союзниками насчет войны — Акт преданности выше природы, а также противоречит его природе — оказывать добро и милосердие — и поэтому он также счел нужным и здесь посоветоваться с ними, получить от них отвагу и силу в самом Акте проявления преданности (как слова Мамре Аврааму).

И из Мидраша видно, что Авраам сомневался из-за существующей опасности. И комментаторы писали, что Б-г не ясно повелел Аврааму обрезать себя, но дал общую заповедь об обрезании, ведь не делают обрезание в опасном месте, и поэтому возможно, что Авраам не сделает обрезание, будучи старым[4].

Приближение и отдаление при обрезании – гиюр Мамре

По-простому, обрезание разделяет между Израилем и народами (как толкование в Мидраше «заканчивает себя» в значении признака), и Аврааму трудно, казалось бы, нарушать основу своей миссии (полученной от Создателя) приближать все народы миры к вере в единого Творца посредством милосердия и любви: «хесед Авраама» — правая (рука) приближает, как заявление Анера и Эшколя: «Если ты сразу обрежешься, все народы немедленно оставят тебя»! В Мидраше также написано, что Авраам высказывал свое мнение Всевышнему, что после обрезания они не придут к нему[5]. И есть толкования, что боялись, как бы он не обрезал их против их желания, как он заставлял их благословлять и т. п. И еще, посредством обрезания Авраам фактически отдалился от остального человечества, он обрезан и все остальные необрезанные[6]. Более того, обрезание является действием «отталкивающей левой», как отсечение и разделение, и кажется противоположностью меры милосердия и приближающей правой. Но на самом деле именно после того, как сам Авраам обрезался, в силу отделения и преданности, он может воздействовать на всех больше, чем раньше, посредством внутреннего самобытного влияния (в тайне «милосердие раскрывается в устах и в руке»[7]), и осуществляется в нем «ибо отцом многих народов сделаю Я тебя» (что сказано в заповеди об обрезании), и именно здесь описано в Торе качество гостеприимства Авраама!

В любом случае следует истолковать, что Авраам принял совет относительно обрезания, чтобы поделиться им со своими друзьями и действовать так, чтобы мицва обрезания была приемлема для них и нравилась им. И даже если они сами не обрежутся (как кажется в простом смысле, что только слуги Авраама были обрезаны с ним), в любом случае они признают силу обрезания и его принадлежность Израилю, и поэтому обрезание не будет способствовать отдалению в среде праведников народов мира[8].

Более того, самим этим совещанием Авраам «привлекает» своих почитателей из разных народов обрезаться, подобно ему, и обратиться в еврейство! В конце концов, весь интерес Авраама состоит в том, чтобы привести под крылья Шхины, из его любви к Б-гу, как объясняется в заповеди любви к Б-гу, которая включает в себя приведение геров под крылья Шхины: «Любите людей, как наш отец Авраам, как сказано: и души, которые они делали в Харане»[9]. Сначала было: «Авраам обращает мужчин» без обрезания, но затем Авраам хочет продолжить обращать посредством «гиюра по Закону», включая обрезание. И это само по себе входит в то, что Б-г сказал ему в заповеди обрезания: «отцом многих народов Я сделаю тебя», чтобы также быть «отцом геров», обращать в еврейство геров, чтобы они обрезались, как отец обрезает сына. На самом деле, те «души, которые сделали в Харане», не удержались в своей вере после смерти Авраама[10], и Авраам теперь понял, что только обращение в еврейство, которое включает в себя обрезание, и требует от человека истинной преданности, истинное и исполняется навечно.

То, что Авраам является «отцом многих народов», интерпретируется двояко: А. Распространять веру в целом и учить фундаментальному исправлению общества посредством семи заповедей сыновей Ноаха, чтобы стали праведниками народов мира (в рамках «гер-тошав»). Это путь «окружающего света». Б. Чтобы привлечь те заблудшие души среди неевреев, которые станут истинными прозелитами – герей цедек, став полностью сыновьями Авраама и «напечатлев» на своей плоти признак святого завета (когда в будущем останутся только последние).

И в Мидраше говорится, что совет был успешным, и что Мамре был обрезан, и даже Анер и Эшколь, и, следовательно, что они были первыми герей-цедек в мире, благодаря которым Авраам стал отцом геров, «и почему он называет место Кирьят-Арба? Потому что там жили четыре цадика Анер, Эшколь и Мамре, Авраам, и в нем были обрезаны четыре цадика Авраам, Анер, Эшколь и Мамре»[11], и видимо, толкуют этого из выражения «союзники Аврама», а также из некоторых версий Раши на стих «союзники Аврама» — «еще одна вещь, на которую они давали ему совет обрезания», сначала они заключили завет союзников по взаимопомощи и, в конце концов, обратились в еврейство и полностью вошли в «завет отца нашего Авраама».

Намеки Мамре

«Эморей Мамре» (“ממרא האמרֹי“) намек на язык высказывания при обрезании: «радуюсь я слову  Твоему»[12]. В Торе десять раз встречается «ממרא», намек на «десять маамарот-речений», которыми был создан мир: Авраам поддерживает мир (“בהבראם, באברהם“ — «при их сотворении, в Аврааме») и опасается, что из-за обрезания не будет заселение мира, и поэтому советовался с сыновьями Амореев, однако, наоборот, «велико обрезание, что, если бы не оно, не были бы сотворены небо и земля»[13].

ממרא = רפא (Мамре = лечить), целью откровения Б-га Аврааму в дубраве Мамре было посещение и исцеление, и для этого к нему был послан ангел Рафаэль- רפאל (как пишет Раши в следующем стихе). Объясняется[14], что Мамре перевоплотился в Аббу Омна, хасидского врача[15], следовательно, Мамре со стороны милосердия-хеседа (хасид), «хесед Авраама». И намек: ממרא אברהם = תענוג (Мамре Авраам = удовольствие). אלני ממרא = 372 = אברהם ועוד חצי אברהם (дубрава Мамре = 372 = Авраам и еще половина его имени). אברהם = רמח (Авраам = 248 — רמח мицвот), как известно, אלני ממרא = שסה (Элоней Мамре = שסה (365) мицвот «не делай» и еще ז (7) раввинских мицвот, и поэтому  אברהם אלני ממרא = כתר מצוות (Авраам Элоней Мамре = כתר  мицвот (כתר -корона =620 — букв в Десяти заповедях).

В Зоаре написано, что Анер Эшколь и Мамре намекают на трех патриархов[16]. И три ангела, пришедшие к Аврааму, — это три патриарха[17], все один аспект. А вот אברהם יצחק יעקב ענר אשכל ממרא מיכאל גבריאל רפאל = פעמים ממרא 8 (Авраам Ицхак Яаков Анер Эшкель из Миры Майкл Габриэль Рафаэль = 8 раз Мамре)! И намек на этот год: Мамре (ממרא) с наполнением букв מם מם ריש אלף = תשפא (это אשכל при внутреннем счете אשכל שכל כל ל), а часть одного лишь наполнения равно פרו ורבו («плодитесь и размножайтесь», совет Аврааму вылечиться от обрезания, и тогда он сможет родить в святости, излечение для плодовитости)[18].

 

 

[1] Берешит раба 42, 8. И подобное в Танхума, Вайера 3. Зоар 1 98, 2 (см. там Ор Якар). И см. Тора шлема, глава Лех леха, 173.

[2] См., например, Хизкуни. Беер маим хаим. Пардес Йосеф от имени Брит Авраам.

[3]וראה ביאורי מהרא“י. צפנת פענח למהרי“ט פרשת וירא דרוש שני. פרדס יוסף בשם רמתיים צופים.

[4] По словам Давида, Беер маим хаим (Черновец).

[5] Бешерит раба 46, 3; 47, 10.

[6] :שם משמואל פרשת ויקרא, שש“פ תרפ“ב, בשם האבני נזר «поскольку его сущностью было объединить всех людей со Всевышним. Поэтому он должен был иметь с ними связь, и думал, что из-за обрезания они отдалятся от него и не сможет больше приближать».

[7] Согласно Ликутей Тора к Аризалю в нашей главе, и см. там тайну Анера, Эшколя и Мамре в этом контексте.

[8] И см. об этом пути: Хидушей Арим в книге А-зхут. Сфат Эмет годы תרל“ד, תרל“ו.

[9] Сифри на стих: «И возлюби Б-га твоего». Рамбам, Сефер А-мицвот, мицва «делай», 3. И см. Баалей нефеш, Райвед, шаар твила, часть 3 в объяснении благословения на окунание геров. И в Тиферет Шломо, сборник, со слов: «и явился ему»: «Авраам хотел обратить весь мир …».

И он хотел, чтобы Анер, Эшколь и Мамре также обрезали себя, поэтому он советовался с ним, несомненно, не дадут ему другого совета, кроме того, который они примут и для себя, выполняя: «сначала исправь себя»…

[10] Пиркей дерабби Элиэзер, глава 29.

[11] Берешит раба 58, 4.см. Хизкуни от имени Мидраша.

[12] Теилим 119, 162. Шабат 130, 1. Рабейну Бахия на стих: «И появился беженец».

[13] Недарим 3, 1.

[14]  Перевоплощение душ, Рама.

[15] Таанит 21, 2.

[16] Зоар хадаш, глава Лех леха, 42, 2.

[17] Как объясняется подробно здесь в «Шаашуим йом йом«.

[18] Мамре в миспар кидми = 1086 = שרה רבקה רחל לאה ענר אשכול ממרא (Сара Ривка Рахель Лея Анер Эшколь Мамре) при наполнении буквами = 2 раза Мамре в миспар кидми (сумма всех гиматрий от 1 до гиматрии каждой буквы слова).

Вам также могут понравиться

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.