Как прекрасны ноги твои в сандалиях

Из книги Факел перед рассветом 2, 169-172

Рассказы о Бааль-Шем-Тове с толкованиями рава И. Гинзбурга

Однажды, когда Бааль-Шем-Тов прилег отдохнуть посреди дня, его служка решил подмести в комнате, где он лежал. Башмаки рабби Исраэля стояли возле кровати, и хотел он их приподнять, подмести под ними, а затем вернуть на место.

Но тут же ему пришла в голову мысль: зачем мне дотрагиваться до башмаков Бааль-Шем-Това и сдвигать их с места? И не дотронулся до них, а обмел вокруг.

И в этот момент Бааль-Шем-Тов проснулся и спросил служку: ты сдвигал с места мои башмаки? Ответил тот: нет, только обмел вокруг них, а башмаки остались стоять там, где стояли. И благословил его рабби Исраэль за это на долголетие.

И было так, что одному из хасидов случилось попасть в место проживания этого служки через несколько лет после ухода Бааль-Шем-Това, благословенна память о цадике, в мир иной. Он увидел не такого уж старого мужчину, который вертелся по дому, делая нужную работу, а на печке лежал очень пожилой человек и вздыхал.

И увидел, что крутившийся по дому очень сердится на него за что-то и говорит ему совсем не уважительные вещи.  И подумал гость, что старик, лежащий на печи, – это, несомненно, отец того, кто крутится по дому, и разгневался он от мысли, почему он тот не оказывает никакого уважения своему отцу. И спросил он его, почему он не оказывает никакого уважения своему отцу, но тот рассмеялся и сказал: это мой сын, а я его отец.

Изумился гость, как такое может быть, и рассказал ему служитель эту историю о благословении Бааль-Шем-Това, и добавил: каким я был тогда, таким и остался, старость меня больше не коснулась. И показал ему свои новые зубы.

Ликутей сипурим стр. 9

Возвыситься вместе с башмаками

В этой истории бросаются в глаза две вещи: одна – это удивительная чуткость Бааль-Шем-Това, который даже во время сна почувствовал намерение служки сдвинуть с места его башмаки. А вторая – большое значение, которое он придавал тому, где они стоят, так что он даже благословил служку чудодейственным долголетием, ведь его тело совсем не постарело.

Известно, что в мидрашах и Каббале обуви придается большое значение. О Ханохе сказано, что он шил обувь, и при каждом стежке думал о Святом Благословенном и Его Шхине. Обувь имеет отношение к сочетанию пар, через обувь человек наступает на землю и соединяется с ней. В более широком и глубоком смысле обувь делает возможной правильную связь между духовным и материальным[1].

Сфира малхут мира Ацилут, о которой сказано: «Ноги (ее) нисходят к смерти»[2], должна создавать и оживлять нижние миры, согласно выражению: «Как прекрасны ноги твои в сандалиях, дочь благородная»[3]. Поскольку малхут показывает свои «ноги» в нижних мирах только тогда, когда они обуты в башмаки («завеса» между миром Ацилут и нижними мирами называется нааль[4]). Малхут получает от этого два вида пользы – они защищают ее от возможного вреда грубой материальности, и в то же время позволяют ей успешно выполнить свое предназначение.

Обувь – это соединение с землей, закрепление в реальности[5]. В нескольких местах мы подробно рассказывали о том, что Бааль-Шем-Тов по-настоящему одновременно пребывал вверху и внизу, а в этом рассказе мы как будто видим это своими глазами – как он это делает на самом деле.

Во время сна душа поднимается вверх. Именно обувь является той частью одежды, которую почти все снимают на ночь. В свете того, что было объяснено выше о сути обуви, понятно, что причина в том, что человек стремится подняться вверх, а для этого нужно избавиться от того, что «запирает» (ноэль) и соединяет нас с низом. Тот, кто спит в обуви, обычно производит впечатление грубости и скотства. Согласно тому же пониманию, о нем можно сказать, что он заранее махнул на себя рукой, выбрав остаться внизу, в то время как у него есть возможность подъема.

Однако Бааль-Шем-Тов в своей ужасающей святости соединяет землю и небо, когда чувствует даже во сне, что происходит с его обувью. При подъеме души он не теряет связи с реальностью, и когда ему кажется, что этой связи угрожает опасность разрыва, он сразу действует, чтобы этот разрыв предотвратить (немного заметно, что Бааль-Шем-Тов был тем, кто послал служителю ту удачную мысль, ведь он пробудился сразу после нее[6]).

Принято считать, полагаясь на мнение праведников, что в учении Бааль-Шем-Това светит начало учения Машиаха, «новшеств Торы», которые будут открыты в будущем[7]. Через понятие нааль можно лучше понять суть этих новшеств[8], ведь когда Моше Рабейну смотрит на появление Шхины, он получает повеление: «Сбрось (шаль) обувь со своих ног»[9]! Шаль от шлила – отдаление от материального.

Моше Рабейну управлял народом как первосвященник, который служит в Храме, в самом святом месте, и поэтому бос. Наш учитель Бааль-Шем-Тов привнес святость повсюду, включая мир материальный, и поэтому у него не было необходимости совершенно отказывать от обуви.

И на другую тему. Можно многому научиться из смиренного отношения того служки. Обычно, когда человек занят своим ремеслом, ему кажется, что все должно быть отложено в сторону ради него самого и его дела. Но не так вел себя этот человек – во время работы он задумался о том, что имеет дело с чем-то более важным, чем его работа, и не стал это трогать.

Заказать книги можно по вотсапу +972-54-798-9682

 

[1] Слово нааль, «башмак», по гиматрии соответствует слову цела, «ребро», что намекает на первую пару в истории человечества.

[2] Мишлей 5, 5.

[3] Шир а-Ширим 7, 2.

[4] А ангел, отвечающий за мир Асия (мир действия), называется Сандальфон, потому что при возникновении подлинного соприкосновения между верхними мирами и миром материальности и реальности нужна обувь, сандаль, который защитит и разделит между твердой землей и ногой, которая по ней ступает.

[5] Между святостью, аспект «Запертый сад – сестра моя невеста» (Песнь песней 4, 12) и, не дай Б-г, противоположным святости: «Останется вина твоя пятном предо Мною» («לפני עונך נכתם» Ирмияу 2, 22) – первые буквы этого стиха составляют слово נעל, когда создается, не дай Б-г, связь между душой и теми нечистыми местами, куда она попала из-за своих грехов.

[6] См. Рамах Отиот, 51, где приводится рассказ от имени р. Пинхаса из Докшиц, одного из самых известных хасидов Хабада. И там он пишет, что служка, о котором идет речь, не был постоянным служкой Бааль-Шем-Това, то есть не знал привычек рабби, но, несмотря на это, ему пришла в голову такая удачная и неожиданная мысль.

[7] См. Ваикра Раба 13, 3.

[8] См. подробнее об этом в рассказе «Свет и огонь» подраздел «Постоянный трепет».

[9] Шмот 3, 5.

Вам также могут понравиться

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.