Построение стен (2)

Исправленные защитные механизмы души

Абита Нифлаот 16 Пинхас 82 г.

(Окончание)

Третья станция

«Тревога в сердце человека»;

Исправленные механизмы защиты души

  Противоборство еврейской теории души с тяжелыми чувствами по отношению ко злу в реальности уместно основывать на стихе «Тревога на сердце человека – пусть подавит ее»[1]. «Тревога» выражает основное отношение ко злу, а стих учит, как с ним бороться.

Стих имеет три значения:

Самый простой смысл слова «подавит» — «унизит» — надо унизить и уменьшить тревогу в душе. В наших мудрецов есть две другие интерпретации — «Пусть поговорит с другими», разделяя тревогу с другом или наставником, и «отвлечь свое внимание», наполнив голову позитивными мыслями.

Эти три интерпретации, по сути, представляют собой исправленную форму трех защитных механизмов, которые мы упоминали. Защитные механизмы, описанные современной психологией, действуют неосознанно и искажают картину реальности. В сравнении с ними, три наставления: унизит-поговорит с другими-отвлечет свое внимание — на самом деле являются положительной и волевой активацией защитных механизмов:

Уменьшение-унижение тревоги есть исправление отрицания. Отрицание зла или отрицание его тяжести — это искажение взгляда на реальность из-за паники. С другой стороны, когда человек смотрит на действительность в широком ракурсе, признает Б-жественное провидение и ему удается убрать себя и свои личные заботы из центра картины, он уменьшает эти тревоги и возвращает их в правильную пропорцию.

Умение говорить о заботе с любящим другом, «говорить с другими» — это коррекция перенесения. Вместо того, чтобы выплескивать свои негативные чувства на других, я делюсь ими с ними. Перенесение является снятием с себя ответственности, в то время как поделившись своими чувствами я могу получить помочь от тех, кто добровольно готов разделить со мной груз негативных эмоций и помочь участием и добрым советом справиться со злом.

Совет «отвлечет свое внимание», в котором говорится, что нужно попытаться отвлечься от беспокойства и вместо этого наполнить голову позитивными мыслями, является исправлением вытеснения. Это не игнорирование от беспомощности, а сознательное решение не заниматься злом до тех пор, пока не будут найдены правильные инструменты для работы с ним или пока оно само собой не исчезнет. Положительное отвлечение — это практическое решение, согласно которому лучший способ справиться со злом сейчас и его последствиями — это отвлечься от него, чтобы оно не продолжало вредить повседневному функционированию.

Подводя итог: еврейская психология выстраивает исправленные защитные механизмы:

Вместо отрицания — уменьшить беспокойство о правильных пропорциях;

Вместо переброса негатива на других — поделитесь тревогой с другом;

Вместо подавления — осознанно решить отвлечься.

Четвертая станция

«Но виноваты мы»

В течение трех недель печалятся о разрушении. Храм был разрушен почти две тысячи лет назад, но что означает траур в нашем поколении?

Вина за разрушение лежит на нас – «за грехи наши изгнаны мы из земли нашей». Мудрецы резко говорят об этом, что это не просто история из прошлого, а «каждое поколение, в котором не был построен [Храм] в его дни, считается, как будто оно его разрушило»! Б-жественная справедливость совершенна и непреходяща — если бы мы были достойны Храма, он был бы построен, а если Храм все еще в руинах, то, вероятно, «это то, чего мы заслужили». Если хотим еще больше заострить, это не просто «общественная проблема». Каждый человек должен чувствовать и знать, что своими действиями он может перевесить весь мир в сторону чаши заслуг, настолько, что написано, что если бы хоть один человек полностью раскаялся, то прошел бы Машиах. Если бы лично заслужил Храм — Храм был бы построен! Если Храм все же разрушен — это твоя вина…

Эти логические соображения, которые приводят нам мудрецы, звучит несправедливо и невыносимо. Как можно нести такую ​​вину?! Тот факт, что эти соображения кажутся такими преувеличенными, сам по себе проистекает из полной активности защитных механизмов, которые позволяют нам справляться и жить дальше в течение года.

Иным является противостояние в течение этих трех недель, периода траура, когда мы должны взять на себя ответственность, стоять беззащитными и страдающими перед лицом признания того, что разрушение и изгнание произошло и все еще происходит из-за нас, «но виновны мы». Конечно, если я виновник — ответственность за исправление тоже лежит на мне, и когда Б-г возлагает на меня ответственность, он также дает мне силы выдержать ее и верит в меня, что я справлюсь с задачей. Осознание глубины разрушения, тоска по Храму и принятие на себя ответственности – вот ключ к исправлению.

Как это может быть сделано? Как объяснялось, пережить боль и вину за разрушение можно только стоя «перед лицом Б-га» (выражение из «Книги Плача»[2]!), Который верит в нас, милует нас и дает нам силу стоять лицом к лицу с проблемами и исправиться.

В каббалистических книгах объясняется, что 22 дня в течение «трех недель» — с 17 Тамуза по 9 Ава — соответствуют 22-м буквам ивритского алфавита в исповеди (в инициалах «мы виноваты», «мы предали» и т. д. — ״אשמנו״, ״בגדנו״ וכו׳), как объяснялось, исповедуясь в своих поступках, мы честно предстаем перед Б-гом, и когда мы окутаны Его милостью и любовью, мы можем взять на себя ответственность за свои действия с оптимистической уверенностью, что мы также можем исправить свои ошибки.

Центральное место букв алфавита подчеркивается еще и тем фактом, что Книга Плача — единственная книга, которая упорядочена глава за главой в соответствии с буквами алфавита. Почему мы исповедуемся и скорбим в алфавитном порядке? Мир был сотворен буквами Б-жьей речи, а последующее разрушение и зло, следующее по его следам, стирают эти буквы и скрывают присутствие Б-га в мире. Цель скорби и исповеди – предстать перед Б-гом, что позволяет переносить боль, брать на себя ответственность за исправление и заново озарять буквы Б-жественного послания в мире.

Подведем итоги путешествия:

Защитные механизмы души — отрицание, переброс и подавление — выражают нашу трудность в борьбе со злом в реальности. Способность справляться и исправлять зависит от ощущения присутствия Творца, которое наполняет душу оптимизмом и окутывает любовью и милосердием. Таким образом, также возможно сознательно, контролируемо и полезно использовать защитные механизмы. Осуществление этой работы относится к трем неделям, в которые мы способны нести бремя скорби и тяжесть ответственности за исправление именно из ощущения присутствия Всевышнего и исповеди перед Ним в атмосфере покаяния и исправления.

Перевод из газеты Абита Нифлаот 16 Пинхас 82 г.

[1] Мишлей 12, 25.

[2] Эйха 2, 19.

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.