Респонсы с рабби Гинзбургом

Кто такой еврей?

Нифлаот Матот 82 г.

 

  1. Вопрос: Есть ли за галахической оградой иудаизма внутреннее определение «еврея»?

Ответ: Однажды Ребе спросили, в чем разница между евреем и неевреем – и Ребе ответил, что еврей в принципе «влияющий» — машпия, а нееврей –«получающий» — мекабель в принципе (Первый любит влиять, а второй – получать!). И в Тании написано, что еврей по своей природе готов проявлять самоотверженность. И даже «самый легкомысленный» готов отдать свою душу, освящая Имя Б-га – хотя он не знает этого, это вообще не находится в осознанной части его души, но в момент испытания он готов отдать свою жизнь.

В хасидизме объясняется, что есть два вида самоотверженности – первая – рабби Акивы, а вторая – нашего праотца Авраама. Рабби Акива искал как проявить свою самоотверженность, будучи сыном геров, приблизившись к иудаизму, он искал солидарность с иудаизмом и его сущностью, которая выражается в самоотверженности. Хотя Авраам тоже был (первым) гером, но также и первым чистым евреем – о нем написано: «Кто станет чистом из нечистого»[1], априори он чист – и его самоотверженность находит свое выражение в стремлении с преданностью Всевышнему влиять на свое окружение, по определению Ребе. Авраам, наш праотец, отдает свою душу естественно, с естественным осознанием, чтобы влиять и быть светом, чтобы быть «отцом многих народов», идет распространять Б-жественность в мире.

На самом деле есть самое простое определение — даже до хасидизма, если бы, например, спросили Рамбама, он бы ответил: еврей — это тот, кто верит в Б-га. Вот почему написано в Мегилат Эстер: «И многие из народов земли обратились в иудаизм» — они уверовали в Б-га из-за величия спасения и чудес, которые были совершены для народа Израиля. Нееврей может сразу стать евреем – для этого достаточно поверить в Б-га, выбросить свое идолопоклонство и крепко держаться за Б-га. И намек на это виден из равенства гиматрий: מאמין בהוי׳ = אחד ברבוע (Верующий в Ãвайе = Один в квадрате). יהודי מאמין בהוי׳ = צדיק (Еврей верит в Б-га = праведник), поэтому и написано «И народ твой — все праведники».

Перевод из газеты Нифлаот Матот 82 г.

[1] Ийов 14, 4.

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.