Чем не следует восхищаться?

Респонсы

с Рабби И. Гинзбургом

Вопрос:
В хасидизме объясняется, что желание Амалека состоит в том, чтобы разъединить разум и сердце и воспрепятствовать эмоциональному восхищению, быть он-итпайлус (невозмутимым, «без восхищения»). С другой стороны, в хасидизме он-итпайлус считается достоинством, к которому нужно стремиться, так в чем же тогда разница между он-итпайлус Амалека и он- итпайлус хасидизма?
Ответ:
«Одно против другого сотворил Б-г» — есть он-итпайлус святости, о которой много говорится в Хабаде и есть аспект Амалека — он-итпайлус клипы-скверны.
В хасидизме объясняется, что нужно порицать восхищение он-итпайлус святости даже если оно является восхищением любовью к Б-гу и Б-гобоязненностью, в которых включено ощущение самого себя – «есть тот, кто любит» и «есть тот, кто боится». Возьмем, к примеру, любовь к Б-гу – в момент ощущения любви человек может начинать восхищаться не только Б-гом, тем, что любит Б-га, но и восторгаться тем, что я люблю Б-га, чувствовать себя внутри переживания эмоции. Это он-итпайлус святости, которую воспитывают в Хабаде, что нужно служить Всевышнему разумом, без восторгов, восторги – этот разновидность чванства своими эмоциями, и здесь имеются в виду наши хорошие качества.
Что представляет собой он-итпайлус Амалека? Не восторгаться Всевышним. Настолько, что ты даже можешь признавать, что Творец настолько велик, что может сделать абсолютно все – и все же это будет с полной холодностью, и полным ощущением случайности. Можно объяснить это посредством понятий гавра и хефца[1](на арамейском языке) — не восторгаться Б-гом – это в хефца, не восторгаться собой – это в гавра. Должно быть он-итпайлус гавры, не восторгаться самим собой, но восторгаться Всевышним. И одно связано с другим, тот кто не восторгается собой, тот восторгается Всевышним, и тогда у него есть раскрытие Всевышнего. И наоборот, тот, кто на самом деле восторгается Всевышним, не восторгается собой. Тот, кто не восторгается Всевышним, тот Амалек, который восторгается самим собой.
В целом, можно опознать восторг по лицу человека, подобно восторгу святости (как можно нередко читать в рассказах о праведниках, что их лица стали как пламя или побледнели и т.п.), и наоборот, в восторге клипы. И мой восторг относительно самого себя виден людям. И как уже было сказано, хасидское Хабадское воспитание очень далеко от этого.
[1] Каждая мицва состоит из двух частей, «хефца» и «гавра». «Хефца» — это объект, материальный, или духовный, с которым осуществляется заповедь. «Гавра» — это человек, исполняющий мицву (Эзра Ховкин, Город мудрецов).
Респонсы из еженедельника Нифлаот Пурим-Цав 82 г.

Вам также могут понравиться

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.