Самая настоящая истина

Хасидская история о рабби Натане из Немирова, вопросы и ответы

С толкованием рава И. Гинзбурга

Рабби Натан пишет в своей книге «Йамей Моhаранат» [пункт 8]: Зимой 5765 (1805 по григорианскому календарю) года [рабби Нахман[ приказал мне поехать к моему тестю в святую общину Маhалов, попросить его, чтобы устроил меня на должность раввина в каком-либо городе и т. д., и, слава Богу, я был спасен от этого.

В книге Бреслава «Сиах Шарфей Кодеш» эта история приводится полностью: Когда наш рабби послал Моhараната (рабби Натана) к своему тестю, чтобы он дал ему раввинскую должность в каком-то городе, который под его надзором [как написано выше], Моhаранат извинился перед нашим рабби, сказав, что он боится брать на себя бремя раввинства, потому что это очень большая ответственность. Наш рабби сказал ему: «Ну, тогда кто же должен быть раввином, если не тот, кто боится ?! …» Спросил Моhаранат: «Является ли принятие должности раввина истинным и правильным?», наш рабби ответил ему: «Да, это правда!», и они снова спросил Моhаранат: «Это самая настоящая истина?» Наш рабби спокойно ответил ему: «Если хочешь самой настоящей истины, не будь раввином!» И Моhаранат избежал этой доли.

Все мы знаем остальную часть истории, рабби Натан действительно придерживался «самой настоящей истины» и остался служить своему раввину рабби Нахману, заложив основу для всех бреславских писаний, которые у нас есть. Но какое разделение рабби Нахман сделал между двумя типами истины? Может ли то, что не является настоящей правдой, быть правдой, а не просто ложью? Мы можем найти подтверждение этому в словах Маймонида в законах освящения месяца, касающихся двух методов расчета добавления месяца (в високосный год) и установления месяца — периода Шмуэля и периода рава Ады. Маймонид пишет, что метод рава Ады – «истина больше первого [то есть расчета Шмуэля»[, и поэтому постановляют по его мнению в тайне добавления месяца и установлении месяца, но период Шмуэля также истинен, и по его мнению устанавливают при исчислении периодов и в любом случае в отношении благословения солнца. Слова Маймонида о том, что термин «истина» может использоваться даже в отношении чего-то неточного и что в пределах истины можно распределить градацию между «истиной» и «самой настоящей истиной», являются большим нововведением, которое необходимо углубить.

Хасидизм расширяет и добавляет к этому еще более слабую степень истины — «язык истины». Под «языком истины», стоящей на грани, есть ложь, но если внутри истины есть разделение между «истиной» и «самой настоящей истиной» («истиной в истине»), то внутри лжи также возможно разделение между тонкой ложью и грубой ложью.

Эти пять ступеней — истина в истине, истина, язык истины, тонкая ложь, грубая ложь — можно сравнить с пятью ступенями в первой главе Тании, когда полный цадик — это истина в истине, незаконченный цадик – истина ]и об этих двух ступенях рабби Нахман вел речь со своим учеником рабби Натаном[. Средний — язык истины, незаконченный грешник — тонкая ложь, законченный грешник — грубая ложь.

Когда Ребе обсуждает вопрос о освящении месяца [Беседа אחש“פ תשי“ג], он поясняет, что два уровня истины существуют в разных мирах, и что именно метод Шмуэля, который кажется менее точным в нашем мире, является более истинным методом в духовном мире. Из слов Ребе вытекает важный элемент, который является базовым строением для размышления по другим вопросам, потому что то, что воспринимается в нашем мире только как «примерно», как округление и приближение чисел, на самом деле является правильной и `»точной» реальностью в высшем мире, в то время как то, что воспринимается в наших глазах как более «точное», оно только «примерное» по отношению к истинной реальности высшего мира. Можно было бы подумать, что верхние миры разума запутаны и сложны, а наш нижний физический мир — самый простой, но все как раз наоборот — духовная абстрактная реальность относительно проста и ясна, а когда вы спускаетесь в нижние миры, вплоть до этого физического мира, все разделяется на части и запутывается, становлясь неточным и неслаженным.

Другими словами, мы можем преобразовать концепции истины и лжи в другие концепции – примерности и точности. Как мы объясняли, измерение реальности в разных мирах выявляет сложные взаимодействия между «примерным» и «точным», которые меняют место при изменении точки зрения, и то, что воспринимается в этом мире как точное, верно только в ценностях того мира [по методу рава Ады], а то, что истинно в отношении нас] по методу Шмуэля,[ верно именно в высшем мире.

Именно на нижней ступени сфиры малхут («царства»), чьи «ноги спускаются к смерти», требуется поворот в область «примерного», сложные области владений, которые не так просты и ясны, как более абстрактные !лахические вопросы. При спуске к «нижним делам» — к текущим и политическим вопросам — размываются ясные сферы теоретической Ãлахи (включая практическую Ãлаху, которая имеет дело с «простыми» индивидуальными проблемами того, кто может изолировать себя от внешнего мира) и, казалось бы, появляется разрыв между Торой и реальностью, это должно быть преодолено постановлением Ãлахи, чтобы объединить небесную точность с практической ценностью. Надо сказать, что это отклонение нижнего мира от точности Высшего мира также является причиной того, почему вопросы малхута, законы войны и т. д. не так уж любимы учеными мудрецами, которым нравится заниматься ясными и точными вопросами.

Пример «приблизительности» назначения царя можно найти в «сказочной истории Бааль Тфила» учителя рабби Натана — рабби Нахмана из Бреслава, в котором описывается, как все группа выбирала себе царя, зная, что это не настоящий царь, а всего лишь примерный царь, который воплощает в своем внешнем виде только одну из цельных качеств царя. То же самое и в жизни отдельного человека: в «статусе царя» «жених подобен царю, а невеста подобна царице» — Ребе часто подчеркивает, что у людей есть «точный» рисунок того, как должен выглядеть их суженный, с полным и точным набором качеств и достоинств. Но нужно знать, что, хотя эта картина может быть истинной в верхнем мире (мире мысли), в нашем нижнем мире нет совершенства, и можно найти кого-то, кто лишь «примерно» подходит к точной картине, существующей в голове.

Респонсы с равом  Гинзбургом
  1. Вопрос: Как принимать все хорошее

Слава Б-гу, в последнее время я много обучаю и вижу благословение от своих трудов. Наряду с радостью от всего изобилия и добра я немного опасаюсь, что неправильное принятие благости Б-га приведет меня к гордыне. Это может показаться мелочным, но я очень обеспокоена этим вплоть до задержки подъема и развития.

Буду признательна раввину за благословение на успехи в будущем.

Ответ 1:

Радостной Хануки, «добавляет и идет, и свет» всей семье и всем ученицам, и наставницам, да увеличится их число!

Есть высказывание Ребе Рашаба [в ответ на недоумение определённого раввина] по поводу обновления углубленного изучения хасидизма в основанной им ешиве – Томхей Тмимим: «Здесь мы не учим хасидизм, здесь мы льем хасидизм!». Таким же образом Вы должны изливать другим столько, сколько Б-г дает вам. («От моих учеников больше всего», что посредством «возвращающегося света» Вы получаете все больше и больше) из чувства, что Вы всего лишь посланница передать все это добро своим ученицам и привержена Б-гу, дающему добро, подобно сосуду-трубе, используемому для передачи изобилия. При таком подходе нет никакого чувства гордости, не дай Б-г, просто постоянное благодарение Творца и молитва к Нему, чтобы вещи исходили из сердца, входили в сердце и оказывали желаемое воздействие.

Большого благословения и успехов во всех уроках и во всех видах деятельности, чтобы они принесли сладкие плоды физические и духовные, много жизненности и радости в служении Всевышнему для всех.

  1. Вопрос: Крик о прошлом

За последние несколько месяцев мы продали квартиру и купили квартиру побольше (после полученного наследства). Оглядываясь назад, мы думаем, что продажа была ошибкой (потерей), и покупка тоже была ошибкой (из-за хитрого и неприятного посредничества по отмене сделки) и сожаление об этом — помимо финансового ущерба — буквально вредит моему здоровью. Прошу благословения, чтобы мы вернулись к жизни, какой была до продажи квартиры.

Ответ 2:

Благословение Вам и Вашей жене на крепкое здоровье души и тела. Все Свыше, не стоит сожалеть о том, что было, просто принять это с верой и радостью (что если в наших глазах это ошибка и потеря, то, возможно, является исправлением и искуплением грехов). Очень важно укрепляться в Торе и заповедях, вечной связи с Властелином мира. Следует установить время для изучения Торы и очень радоваться каждой возможности изучать и понимать Тору. Главная мицва в нашем поколении [как объясняется в Святом послании книги Тания] — это благотворительность. Изначально уместно давать пятую часть дохода (также и от наследства) на благотворительные цели или хотя бы десятину. Как написано: «И проверьте пожалуйста этим… и Я пошлю вам бесконечные благословение». Если с Б-жьей помощью вы удостоились просторной квартиры (Ребе хотел, чтобы у каждого была просторная квартира, и однажды в течение одного года он даже объявил расширения квартир, как «операцию»), следует ее использовать как «Дом собрания мудрецов» — для уроков Торы и места сбора в праздники и отпуска.

Сообщите хорошие новости о том, что вы сильны духовно и физически и благодарите Благословенного Творца за все то хорошее, чем он вас вознаградил.

 

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.