Чувство гнева

Подраздел для детей и юношества

Еженедельник Нифлаот, Микец 81

«Скажи мне, почему ты так нервничаешь?»

«Я? Нервный? Определенно нет. Только когда меня раздражают… »

***

На этой неделе начался месяц Тевет, а вместе с ним и его особое чувство. В книге Йецира, древней книге Каббалы, приписываемой Аврааму, нашему праотцу, утверждается, что каждый из двенадцати месяцев в году характеризуется уникальным чувством, которое Б-г даровал ему. Мы привыкли считать, что есть только пять чувств — зрение и слух, вкус, запах и осязание. Здесь список более длинный, и он насчитывает двенадцать действий и различных талантов, которыми мы благословлены, такими как речь, действие, ходьба, еда, сон и др. Каждое из этих чувств играет уникальную роль в нашем служении Б-гу и в месяце, в котором оно находится, есть особое свойство, позволяющее сосредоточиться на этом чувстве и воспользоваться этим присущим нам качеством.

Особое чувство, свойственное месяцу Тевета — чувство раздражительности. Подождите … мы сказали, гнев?? Разве это возможно? Ведь гнев считается одним из худших качеств!

Не сердись

Вам наверно приходилось пытаться заправить нить в игольное отверстие? Это действие требует точности и, в особенности, терпения. Если тебе нужно вскоре выйти из дома, чтобы успеть вовремя на подвозку, – тебе потребуется в семь раз большее терпение. Это как раз то время, когда от тебя требуется выдержать испытание, преодолевая чувство гнева, и не злиться. Почему? Потому что этого хотел Б-г.

Вдевание нитки в иголку — это небольшое испытание, потому что ни нитка, ни отверстие не виноваты в твоей неудаче, но, когда дело касается мальчика, который причиняет тебе боль или пытается ввести тебя в заблуждение, испытание превращается во что-то другое. Здесь уже есть виновные, поэтому злость и испытание возрастают. Как он смеет? Во имя истины и справедливости ты хочешь доказать ему его неправоту, а когда он отказывается принять это — ты уже становишься нервным.

Чтобы никто не заблуждался — иногда нужно указать человеку на его ошибку, но это действие мы обязаны делать только из любви. Ты так ценишь друга и любишь его, что тебе просто больно видеть, что он так себя ведет. Если это настоящий упрек из любви, то он исходит из моего сердца, и в любом случае, также проникнет в сердце друга и будет услышан – «спокойные речи мудрых слышнее». Но когда я злюсь на него, я на самом деле думаю … только о себе. Как он посмел так со мной поступить? Как он смеет думать иначе, чем я?

А потом, в этот момент, я теряю голову, свой разум и начинаю неистовствовать. Выражение для того, кто подвергся нападению в порыве гнева, звучит так: «кровь ударила ему в голову». Вместо того, чтобы мозг контролировал сердце, сердце подчиняет себе мозг … в книге Тания Алтер Ребе уподобляет гнев пылающему огню. Пламя вспыхивает повсюду, уничтожая все, что попадается на его пути, и оставляет позади себя опаленную землю. Обратите внимание, именно так мы выглядим после того, как успокоились после нервного срыва. Выжженная земля …

Плохой гнев, хороший гнев

Фактически, сердитый человек заявляет, что управление Б-га его не устраивает. Дела идут не по его собственному пониманию или не по его планам, что-то ему не нравится, и он злится. Это причина того, почему знакомое отношение к мере гнева отличается от других мер. Маймонид учит нас, что в целом человеку подобает идти срединным путем, стараясь не переусердствовать ни в какую сторону. Например: человек не должен быть ни скупым, и не расточительным. Следует избегать лени, но опрометчивость — тоже не благословляется. Однако, в случае гнева он утверждает другое: нужно держаться от нее (от гордости) подальше до самого конца. Мудрецы также довольно резко заявляют: «все гневающиеся подобны идолопоклонникам!»

Что ж, теперь, когда мы отдалились от меры гнева и поняли, насколько она негативна, нам остается понять, почему является чувство раздражения частью списка чувств, которые мы должны развивать?

Истина в том, что бывают случаи, когда гнев — это проявление душевной причастности. Например, когда еврей видит совершенную несправедливость и не может себя сдержать. Его чувство гнева пробуждает его выйти из состояния безразличия и заставляет его встать и что-то сделать. Действие Пинхаса, сына Элиэзера, приверженного Б-гу, было следующим: он не мог удержаться, видя непристойное поведение Зимри и мидьянитянки из-за богохульства, к которому привел их поступок.

Кстати, племя, связанное с месяцем Тевет, — это племя Дана, поэтому неудивительно, что их потомки так преуспели в развитом чувстве гнева. Вы помните сына Дана по имени Хушим? Когда все стоят и ждут погребения нашего праотца Яакова из-за помехи, созданной Эйсавом, для него это оказалось неприемлемым. Он встает и бьет Эйсава. И, конечно же, самая известная фигура из колена Дана — герой Шимшон (Самсон), цель большинства его активных действий заключалась в том, чтобы гневить филистимлян. О рабби Шимоне Бар Йохайе поют: «Который злил государства».

На кого злиться

Выход из безразличия и сердитая реакция на зло — это благословенная часть чувства гнева, но главное усилие и его использование мы должны обратить внутрь себя, чтобы бороться со злом, которое внутри вас. Ибо я должен раздражаться и злиться на свое злое начало, которое во мне, и даже называть его разными пренебрежительными прозвищами и не мириться с его существованием. «Гневайтесь и не грешите».

В книге Тания цитируется руководство мудрецов в отношении благословенного гнева – «пусть всегда человек сердится ]посредством[ своего доброго начала на свое злое начало». Из этого урока я узнаю две важные вещи: первая — это слово «всегда», из которого я понимаю, что это работа — на всю жизнь. Иногда не стоит отдыхать и думать, что все дела в порядке. Но второе и самое интересное — это выражение «раздражаться». Не написано, что я должен сердиться на свою животную душу, но что я должен рассердить на нее свою Б-жественную душу. Что это означает?

Раздражать и раздражаться

Иногда я предпочитаю свернуться калачиком и удалиться в свой угол. Со мной такое бывает, когда вижу, что я один и все ведут себя иначе, чем я. Я знаю, что прав, и все же я не думаю, что у меня есть шанс кого-то переубедить и изменить ситуацию. «Кто уже меня послушает?». На идиш это называется «цадик ин пельц«. То есть праведник предпочитает греться сам в своей шубе [«пельц» на иврите «шуба»]. Чувство раздражительности приходит, чтобы исправить это поведение.

Наша Б-жественная душа имеет аналогичную тенденцию. Со своей стороны, она совсем не безразлична. Она регулярно стремится и старается держаться за Б-га. В конце концов, она «буквально часть Б-га свыше». И все же именно из-за ее большой деликатности в Б-жественной душе есть что-то, что колеблется, что не хочет ссор и конфронтации. Она говорит себе: «Тот, кто настоящий, уже поймет сам, как присоединиться ко мне». Но мудреца учит нас другому: нам нужно разозлить ее, подстрекать и побудить ее вступить в бой.

Да удостоимся мы рассердить наше доброе начало и победить!

Рази

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.