Найти флакон масла

Актуальный аспект урока

Нифлаот, Толдот 81

Душа каждого еврея сетует на свою удаленность от Б-га. Душа, стоявшая перед Б-гом, чувствует, что она потеряла стремление к Б-жественности, свою любовь и трепет, а на самом деле мотивацию найти предназначение и силы, чтобы выполнить свою миссию – распространять учение Б-га и нести Его слово в мир. Ответ на этот зов, обращенный к Б-гу, можно найти у Его слуг пророков, праведников, которых Б-г посылает, чтобы вести нас в каждом поколении.

В трудные моменты мы чувствуем, что у нас ничего не осталось, что душа лишилась всего и что наше служение Всевышнему, если оно вообще все еще имеет место, пусто и «омертвело», превратившись в шаблон. В самом деле, наш учитель Бааль-Шем-Тов сказал, что так же, как человек должен верить в Б-га, так следует верить и в каждого еврея, и истинный праведник верит, что даже в самом далеком еврее суть иудаизма остается неизменной. Таким образом, пророк Элиша, явный «Ребе», говорит женщине-душе, которая кричит: «Скажи мне, что у тебя в доме». И женщина, которая, со своей стороны, чувствует, что «у твоей рабы ничего нет в доме», внезапно вспоминает, что еще есть «только флакон масла» — который является точкой сущности души, сила веры, являющаяся сутью иудаизма (דער פינטלע־איד). Цадик верит в нас и намекает на то, что внутри нас есть «флакон масла», который скрыт, но как ее обнаружить и использовать?

Во-первых, все изучение хасидизма на самом деле является развитием скрытой точки веры — раскрытием веры и тренировкой в ее использовании. Таким образом, Алтер Ребе подробно объясняет в Тании, что на самом деле в сути души каждого еврея есть преданность — «еврей не может и не хочет отделяться от Б-жественности». Хотя в периоды рутины эта точка исчезает, но о ней можно вспомнить и «активировать» в повседневных испытаниях. Даже когда мои эмоции выключены, и я чувствую, что моя Тора и мицвот сухи и лишены содержания, и, с другой стороны, испытываю в полную силу соблазняющее влечение дурного начала — эта преданность позволяет настаивать, делать «назло», продолжать соблюдать Тору и мицвот, и даже освещать их великим светом преданности (еще большим, в аспекте «преимущества света над тьмой», чем «обычные» чувства любви и трепета к Б-гу, озаряющие в лучшие времена).

Но на более глубоком уровне сама суть крика о расстоянии свидетельствует о точке близости — только те, кто был близко, может чувствовать горечь расстояния. Чем глубже ощущение расстояния, тем легче узнается без прикрас наша смиренность и пустота, пробуждающие нашу сущностную точку связи с Б-гом, точку связи «во тьме», которая не зависит от какого-либо раскрытия и познания — и из этой высшей тьмы открывается «новый свет». Когда человек чувствует, что отклонился от своего предназначения, сбился с пути и своей роли в мире, он ощущает себя «ненужным» — «Зачем я вообще спустился сюда?!» Действительно, благодаря самобытной связи с Б-гом ощущение того, что я «лишний», становится источником освобождения, бесконечной энергией, позволяющей действовать без какого-либо самоопределения и без какого-либо «трения» с реальностью и выражать суть души в мире.

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.