«Сделайте все, что в ваших силах» (2)

Теперь мы!

Окончание

Третья станция

Теперь мы!

Ребе подтолкнул вперед весь мир, и связь с его характером, безусловно, вызывает желание присоединиться к нему, но Ребе этим не довольствуется.

28-го Нисана 5751 года Ребе произнес речь, которую он сам назвал «известной речью». Ребе выразил глубокую скорбь о том, что, несмотря на все, что было сделано, Машиах не пришел, и с болью сказал, что хасиды не очень-то хотят, чтобы Машиах пришел, и настолько, что даже вопли «Доколе?!» они кричат, потому что Ребе приказал. Позже в беседе Ребе сказал, что свою часть он выполнил, и впредь «единственное, что я могу сделать, — передать дело вам: сделайте все, что можете… чтобы привести нашего праведного Машиаха прямо сейчас!».

Чтобы пробудиться в мессианском импульсе Геулы, мы должны присоединиться с Ребе — усвоить его внутренний мир, изучить его учение и присоединиться к его действиям. Но самая глубокая связь с ним заключается не только в том, чтобы присоединиться к нему, но и в том, чтобы взять на себя ответственность за то, что было у него в крови сердца — «Операция Машиах».

В беседе от 28-го Нисана Ребе, казалось, объявил об «освобождении арены» в пользу других игроков — нас. Теперь каждый из нас должен не полагаться на Ребе, а «поднять головы» и самим привести Машиаха.

Подводя итог: в известной беседе Ребе сбросил бомбу — я сделал своё, теперь ответственность переходит на вас. Каждый должен думать о том, как привести Машиаха и Геулу, и делать для этого все возможное.

————————————————————————————————————————

Четвертая станция

Мессианские направления действия

Видение Ребе было мессианским, оно рассматривало исправление каждой детали как часть общей картины гораздо лучшего и более исправленного будущего. Когда Ребе говорит, что передает эту функцию нам, что он имеет в виду? Есть ли какие-то особые практические указания, которые Ребе продвигал как таковые, которые на практике «на столе» приносят Машиаха?

При рассмотрении вопросов, интересовавших Ребе, можно выделить пять основных направлений «мессианской» деятельности:

Спасение людей и страны

Одним из дел, которым постоянно занимался Ребе, было сохранность целостности народа и земли. Он разговаривал с лидерами, отправлял посланников и письма и неоднократно предупреждал, что ни одна часть Земли Израиля не должна быть передана врагам. Он призвал командующих армией и лиц, принимающих решения, проявить твердость перед лицом арабского врага и вооружиться верой и уверенностью в праведности пути. Ребе также был полностью погружен в проблему еврейской идентичности. Он говорил от всего сердца, организовывал борьбу и протестовал против попыток скрыть четкое определение того, «кто является евреем».

Спасение народа и земли особенно касается Машиаха. Мы не «просто» совершаем просветляющие действия, но имеем дело с самой реальностью и противостоим ей. Операция «Тфилин» не открывает выпуск новостей, а борьба за идентичность народа и целостность земли да… Приход Машиаха зависит от исправления самой реальности и улучшения ее.

Укрепление веры

Ребе очень поощряет «принятие хороших решений» и укрепление в своих силах. Верующий еврей должен гордиться своей верой, тщательно соблюдать заповеди и не стыдиться этого. Несмотря на операции и выход в реальность, связь с Б-гом не должна ослабляться. Ребе всегда был очень бдительным и постоянно укреплял связь еврея с его Б-гом. Как бы ни были важны приближение ближнего и приветливое отношение, столь же важно настаивать на том, чтобы ничего не менялось, не должно быть даже небольшой неточности в поведении хасида.

Точно так же, как приход Машиаха зависит от дополнительных действий каждого из нас, он также зависит от группы, которая будет вести себя безупречно и служить примером и образцом для подражания в еврейской жизни. Так сказал Ребе, что, когда накопится «критическая масса» «искр Машиаха», евреев, которые будут должным образом служить Б-гу, Машиах придет. Это поле деятельности с внутренней установкой, формированием «твердого ядра» богобоязненного общества.

Возвращение к Б-гу из любви

Спасение народа и страны – это «военное» действие, конфронтация и борьба ради победы. Укрепление соблюдающих Тору — это сбор круга «людей нашего мира». Но многим из нас чего-то все же не хватает. Тот, у кого пробуждается мессианский порыв, не довольствуется узким кругом своей общины, а заботится о состоянии всего народа. Следующее мессианское действие – это обращение ко всем частям народа с целью пробуждения к Б-гу из любви. Чтобы Геула наступила для всех нас, нужно сделать тшуву — вернуться с любовью к нашему Небесному Отцу.

Одной из самых сложных проблем еврейского народа является ассимиляция. Только пробуждение самих далеких евреев и их приближение предотвратит проблему. Для этого мы должны любить всех евреев без каких-либо предварительных условий. Так даже самые далекие почувствуют, что они важны и желанны, и у них пробудится внутренняя точка и они вернутся к Б-гу из любви.

Новая Тора

Пока что три сферы деятельности являются реакцией на реальность: есть проблемы, и нам нужно выйти и действовать. Но Машиах — это совершенно новая реальность, исправление мира, даже когда реальность в целом благоприятная. Поэтому, когда мы хотим достичь дней Машиаха, нам нужно нести в мир новый свет, которого мы не знали до сих пор.

Еврейский мир построен на Торе, данной на горе Синай. Но Машиах откроет «новую Тору», гораздо более прекрасную, чем знакомая нам Тора, как говорят мудрецы: «Тора мира сего — суета перед Торой Машиаха». Цадики говорили, что учение Баал-Шем-Това — это «дегустация учения Машиаха». Новая Тора возрождает то, что «состарилось» в душе, пробуждает душу, дает ей смысл и надежду и связывает ее с будущей реальностью – днями Машиаха.

Исправление мира в царстве Всемогущего

Невозможно говорить о приходе Машиаха, не говоря обо всем человечестве. «Ибо тогда изменю Я язык народов (и сделаю его) чистым, чтобы все призывали имя Б-га, чтобы служили Ему единодушно»[1]. В мессианском видении народ Израиля должен быть «царством священников и святым народом» для всего мира. Более глубокое толкование состоит в том, что ненависть других народов к народу Израиля проистекает из того, что они не выполняют свою роль — быть «светом для других народов».

В рамках исправления мира мы должны вложить всю свою энергию, чтобы рассказать всему человечеству о Творце мира и предназначении. Неевреи к этому готовы, Ребе сказал, что «Эйсав» уже готов к Геуле и нам следует только обратиться к нему, и дал указание научить их семи особым заповедям сыновей Ноаха. Кроме того, мы должны познакомить их со светом Торы, научить их вере в Б-га и предложить тем, кто достоин этого, присоединиться к еврейскому народу.

Подводя итог: чтобы принести искупление Израилю и всему миру, нужно действовать в пяти основных направлениях: спасение людей и земли, внутреннее духовное укрепление, любовь к народу Израиля и возвращение к Б-гу, изучение и распространение «новой Торы Б-га» — учения хасидизма.

Адаптированный текст из главы: «Установление связи после Гимель Тамуз» из книги «Мелех бейофьё» рабби Ицхака Гинзбурга.

Перевод Адасса Кочубиевская

[1] Цефания 3, 9.

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.