Меж теснин (1) — 17 Тамуза и 9 Ава

Основы веры внутренней Торы (1)

Итваадут с рабби Гинзбургом

Не приятно признавать, что внутренняя Тора часто воспринимается как «слабая» часть Торы. Открытая Тора учит нас, что делать, что не делать, определяет нам цели и границы, а внутренняя Тора? Немало людей чувствуют, что ее роль сводится к формулировке идей, которые делают нам «хорошо на душе». Возможно, они также чувствуют, что внутренняя Тора недостаточно «стабильна», чтобы можно было сказать от ее имени любую вещь (и ее противоположность).

Истина, разумеется, прямо противоположна. Все стремление внутренней Торы заключается в том, чтобы вызвать у нас прямо здесь, в материальной реальности, Б-жественное озарение. Если открытая Тора начинает с дел этого мира и превращает их в Б-жественные заповеди, внутренняя Тора совершает обратный путь: от возвышенных духовных достижений к приданию важности и значимости самой настоящей реальности.

И все же внутренняя Тора шире, чем море, богата и имеет массу оттенков. Можно ли распознавать в ней связанные основы и принципы? Никто не пытается это сделать, разумеется, подводя итог внутренней Торе в нескольких заглавиях. Нас вопрос иного толка: во что внутренняя Тора ожидает от нас верить?

Два основных греха народа Израиля, произошедшие в пустыне, и оба сопровождают нас до сегодняшнего дня: грех золотого тельца, 17-го Тамуза и грех разведчиков 9-го Ава. Таким образом, 22 дня, которые между ними, должны быть посвящены восстановлению веры. Чтобы исправить грех золотого тельца мы должны очистить нашу веру, лишив ее материальных образов (типа золотого тельца). Для этого Рамбам сформулировал для нас свои 13 основ веры, и для этого мы должны посвятить 13 первых дней из трех недель. Но для того, чтобы исправить грех разведчиков, мы должны реализовать нашу веру. Поверить, что Б-жественность должна появиться здесь на земле.  Поверить, что самому Творцу мира есть дело до нас и до наших дел.

Этому мы должны посвятить оставшиеся 9 дней из трех недель. В эти дни мы должны углубиться в 9 основ внутренней Торы, тем самых мы сможем превратить нашу веру в настоящую силу, которая действует в мире и в состоянии породить настоящую революцию. Поскольку внутренняя Тора не просто «собрание украшений» иудаизма, а она оформляет заново основу связи с Б-гом, и строит нас быть евреями Эрец Исраэль, Машиаха – настоящими евреями.

==========================================================================

Первая станция

Грехи 17 Тамуза и 9 Ава

Два дня поста определяют границы период «меж теснин»: пост 17 Тамуза, когда разрушилась стена Иерусалима, и пост 9 ава, когда был разрушен Храм.

Мудрецы перечисляют в каждый из этих дней пять бедствий, но первое негативное бедствие начинается сразу после Исхода из Египта — в эти два дня в пустыне произошли два великих греха народа Израиля: в 17 Тамуза был грех золотого тельца, а во 9 Ава народ напрасно плакал в грехе соглядатаев.

Давайте всмотримся в эти два греха:

Грех золотого тельца: Б-г не имеет ни тела, ни образа тела, а о Его чудесном откровении нам в даровании Торы сказано: «Ибо вы не видели никакого образа в тот день, когда Б-г говорил с вами в Хореве из среды огня». Но сразу же после того, как Моше запоздал спуститься с горы Синай, народ Израиля выбрал языческий заменитель — осязаемого и грубого золотого тельца. Грех тельца, произошедший в 17 Тамуза, есть грех материализации и идолопоклонства – ересь их поступка в том, что Б-г выше всякого физического восприятия.

 Грех разведчиков был противоположностью греху золотого тельца. Духовная жизнь велась в пустыне, но на Земле Израиля нужно соединить духовность с материальным миром — заселять землю, заниматься земледелием и добывать пропитание, управлять общественной жизнью. Разведчики утверждали, что, поскольку Б-г духовен и неосязаем физическим восприятием, он не может иметь дело с материальностью, которую он создал (см. https://gal-einai.ru/uroki/kto-boitsya-strany-izrailya/ Абита-Нифлаот 14, Парашат Шлах). Грех разведчиков, который произошел 9-го Ава, является грехом абстрагирования — неверия в возможность служения Б-гу в физической жизни человека.

Почему именно день, когда произошел грех соглядатаев, 9-е Ава, является самым тяжелым днем, когда были разрушены два Храма?

Целью служения Б-гу является раскрытие Б-га в реальности, что наиболее полно выражается в строительстве Храма на Земле Израиля — доме, где Б-г обитает на земле, где духовное и физическое соединяются. Грех соглядатаев, в котором проявляется неверие в саму возможность достижения этой цели, и есть причина разрушения Храма. Ставить под сомнение цель творения — это, в известном смысле, даже хуже, чем глубочайшим и серьезнейшим образом неверно воспринимать нашего Б-га. Ведь, еще до того, как мы были сотворены, наше восприятие Б-жественности, несомненно, было неосязаемым и чистым, и тем не менее Б-г решил создать нас материальными человеческими существами. Следовательно, целью творения является не только чистая вера, но ее реализация и раскрытие через служение Б-гу в низшей реальности.

Подводя итог: Грех золотого тельца, произошедший 17 Тамуза, это грех материализации Б-га.

 Грех соглядатаев, произошедший 9-го Ава, это грех абстрагирования Б-жественности — отделение служения Б-гу от человеческой-материальной жизни, неверие в цель творения.

Вторая станция

13 или 9 мер милосердия?

После грехопадения золотого тельца Б-г открыл Моше тринадцать мер Своего милосердия: «Б-г – Б-г Всесильный, милостивый и милосердый, долготерпеливый; Тот, чья любовь и справедливость безмерны, помнящий добрые дела отцов для тысяч поколений их потомков; прощающий грех, и непокорность, и заблуждение, и очищающий…[1]».

И после греха соглядатаев в Торе появляются меры милосердия, но на этот раз их девять, а не тринадцать: «Б-г долготерпелив и многомилостив, прощает вину и преступление, но очистит (раскаявшихся), не очистит (нераскаявшихся); Он вспоминает вину отцов и детям, и внукам до третьего и четвертого поколения»[2].

В обоих грехах меры милосердия смягчили суд и привели к Б-жьему прощению.

В Каббале и хасидизме представлена ​​интересная параллель, связывающая меры милосердия с днями «между теснин»: в периоде между теснин есть двадцать два дня, которые делятся на 13 дней в месяце Тамуз, и 9 дней в месяце Ав.

Это деление уместно для простого смысла Торы — в месяце Тамуз, когда произошел грех тельца, было явлено 13 мер милосердия, а в месяце Ав, когда произошел грех соглядатаев, было раскрыто 9 мер милосердия.

Мы знаем число 13 из другого важного места — 13 основ веры Рамбама, которые многие повторяют каждый день. Целью 13-ти принципов веры Рамбама является исправление греха золотого тельца – отрицание материализации, отрицание очеловечивания по отношению к Б-гу[3].

В чем состоит исправление греха соглядатаев — греха отвращения от желанной страны, бегство от осуществления воли Б-жией в физическом мире к отвлеченной духовности?

Служение Б-гу в низшей физической реальности является целью сотворения мира: «Возжелал Святой, благословен Он, иметь Жилище в нижней реальности». Использование термина «желание» по отношению к Святому, благословен Он, соответствует внутреннему направлению Торы, в котором «дозволено» говорить о Б-ге как о любящем и желающем, как о страстно желающем и вожделеющем, близким ко всем зовущим Его и облеченном в их понятия. Все это для того, чтобы достичь цели творения – соединить небо и землю, через построенный на его месте Храм и озарить светом Б-жьим все человечество.

Сверх 13-ти принципов веры Рамбама можно сформулировать, согласно внутренней Торе, 9 дополнительных принципов веры, которые соответствуют 9 мерам, раскрывшимся в грехе соглядатаев и 9 дням «меж теснин» — в месяце Ав, и их цель — исполнить волю Б-га именно в нашем физическом мире.

Подытожим: после грехопадения золотого тельца были явлены 13 мер милосердия, которые соответствуют 13-ти дням «меж теснин» в месяце Тамуз.

После греха соглядатаев были раскрыты девять мер милосердия, которые соответствуют девяти дням «меж теснин» в месяце Ав. 13 принципов веры, сформулированные Рамбамом, исправляют грех золотого тельца – грех материализации. 9 основ веры, сформулированные внутренней Торой, исправляют грех разведчиков — грех абстрагирования.

(Окончание следует)

Перевод из Еженедельника Абита 17, Хазон 82 г.

[1] Шмот, 43, 6-7.

[2] Бемидбар 14, 18.

[3] Тринадцать принципов иудаизма по Рамбаму:

  1. Я верю полной верой, что Творец, да будет Имя Его благословенно, творит все творения и управляет ими. Он один делал, делает и будет делать все, что делается.
  2. Безоговорочно верю в то, что Творец, благословенно Имя Его, — Один, и нет в мире цельности, подобной абсолютной цельности его, и что лишь Он — Б-г наш прошлом, настоящем и будущем.
  3. Безоговорочно верю в то, что Творец, благословенно Имя Его, нематериален, и Ему несвойственны присущие материи состояния, и что у Него вообще нет никакого подобия.
  4. Безоговорочно верю в то, что Творец, благословенно Имя Его, — начало всего и конец всего.
  5. Безоговорочно верю в то, что одному лишь Творцу, благословенно Имя Его, следует молиться, — Ему, и никому другому.
  6. Безоговорочно верю в то, что все слова пророков — истина.
  7. Безоговорочно верю в то, что пророчество Моше-Рабейну, пусть душа его покоится в мире, — истина и что он — величайший из всех пророков, бывших до него и пришедших после него.
  8. Безоговорочно верю в то, что вся Тора, которой мы обладаем ныне, была дана Всевышним Моше-Рабейну, пусть душа его покоится в мире.
  9. Безоговорочно верю в то, что Тора эта не претерпит никаких изменений и что Творец, благословенно Имя Его, не даст нам никакой другой Торы.
  10. Безоговорочно верю в то, что Творцу, благословенно Имя Его, известны все дела людей и все их мысли, как сказано: «Сердца их всех сотворил Он, известны Ему все дела их».
  11. Безоговорочно верю в то, что Творец, благословенно Имя Его, отвечает добром соблюдающим Его заповеди и карает тех, кто их нарушает.
  12. Безоговорочно верю в приход Машиаха, и, хотя он задерживается, я всё же каждый день буду ждать его.
  13. Безоговорочно верю в то, что мёртвые вернутся к жизни — тогда, когда того пожелает Творец, благословенно Имя Его, — и да будет превознесено Имя Его всегда, во веки веков.

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.