Путь к вере — сомневаться в самом сомнении

Из книги "Здоровая душа"

Рабби Ицхак Гинзбург

Экзистенциальное одиночество – это состояние сомнения, экзистенциальной неопределенности, состояние в душе, когда все подвергается сомнению, каким был наш праотец Авраам в начале своего пути. Бааль-Шем-Тов учит, что сомнение- ספק равняется по гиматрии Амалек- עמלק. Амалек — абсолютный враг народа Израиля. Как же тогда можно сказать, что истинная иудейская вера зародилась в абсолютном сомнении?
Разрешение вопроса появляется на втором этапе — Амалек не старается в своем сомнении. Он не сомневается до конца, а просто решает сомневаться и делает его «уверенным» и постоянным образом жизни от начала до конца. Он не скептически относится к собственному сомнению, да и в любом случае настоящего скептицизма здесь нет, а лишь вера в сомнение. С другой стороны, еврей настолько скептичен, что он относится скептически к самому скептицизму!
Именно скептицизм по отношению к сомнению возводит еврея на следующую ступень — самобытного героизма. Это стадия разделения, которая особенная именно у еврея. На первом этапе смирения еврей похож на нееврея и разница между ними не заметна, и только на втором этапе проявляется различие, которое Б-г сделал между Израилем и другими народами.
Самобытный героизм — это способность упорствовать и ждать — «глаз не видел Б-га, кроме Тебя, сделавшего (такое) для ожидающего Его» . Амалек не может избавиться от сомнений, но еврей не верит в сомнения и ждет несомненного света. Ожидание спасения есть иудейский героизм — ожидание, хотя «око [и даже око пророчества ] не видело» того, что на самом высоком месте, в РАДЛА.
Тот, кто ждет самобытного героизма, удостоится раскрытия истины в вере – «взглянул на него Властелин мира». Сначала он знает истину, а затем приводит в действие животную силу, как сказал царь Давид «как скот я был пред Тобою» . «Много прибытка» в силе веры исходит от царя Давида, который царь получает от нашего праотца Авраама. «Как скот я был пред Тобою» — это одеяние «Правда сразу видна».
Авраам ощущает самую суть истины в вере. Служением «Как скот я был пред Тобою» Давид продолжил этот момент в реальность мира- העולם — от выражения אלקות העלם— исчезновение Б-жественности — на протяжении поколений, подразумевая, что одиночество- בדידות — это буквы בית דוד — Дом Давида! Б-г обещал Давиду, что его Дом будет стоять вечно, что он удостоится вечно светить светом чистой веры в Б-га народу Израиля.
Поэтому служение души на второй стадии состоит в том, чтобы ждать и выносить сомнение, но не отождествляться с ним и не подчиняться ему. Нужно жить с сомнением, пока правда не откроется. Это служение среднего, описанная в книге Тания. Из всех трех стадий раскрытия веры средний особенно связан со средней стадией, героически перенося на себе проблемы – всем сердцем веря в Б-га и принимая бремя царства Небесного (т.е. средний — это сознательный воин Б-га, а не как солдат, описанный выше) — хотя он и не может решить проблемы, как праведник.
Только на последней стадии усиления веры, стадии гармонизации, еврей находится на стадии праведника по отношению к себе. Тогда ему открывается искра света истины, и на нее он облекает всю силу своей животности, чтобы идти «с закрытыми глазами» и выполнять «пакетную сделку» честно и преданно.
 
Фрагмент из новой книги (которая пока у меня в стадии перевода) «Здоровая душа» Рабби Ицхака Гинзбурга.
Вам также могут понравиться

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.