По образцу наверху

Из книги "Факел перед рассветом"

Рабби Ицхак Гинзбург

Однажды, когда святой Бааль-Шем-Тов молился, из его прически выбилась прядь волос над ушами, и один из учеников хотел обратить на это его внимание[1].

После молитвы Бааль-Шем-Тов сказал: «Пока Вверху миры, которые называются «волосами», не прямы, то и у меня тоже так. А когда верхние миры выпрямятся, тогда и мои волосы над ушами опустятся».

Оцар Исраэль, Дополнения, стр. 27

Не будите и не пробуждайте

Эта история не объединена с рассказом «Как прекрасны ноги твои в сандалиях» (см. 2-й том, стр. 169). Если мы сначала узнали, что праведник направляет все свои пути, следуя образцу Наверху, так что даже то место, где он ставит свою обувь, выбирается неслучайно, то здесь излагается нечто еще более удивительное. Прядь волос над ушами выбилась не специально, а потому, что так это сейчас Наверху, — поэтому и у праведника происходит так же[2].

И следует понимать, что, с другой стороны, это также дает возможность действовать, ведь так сказал сам Бааль-Шем-Тов:

«Б-г – твоя тень»[3] — Благословенный Б-г тоже ведет себя с человеком, как тень. Как все, что делает человек, делает и тень, так и Благословенный Творец ведет себя с человеком так же, как и тот[4].

И от имени рабби Магида сказали: «Знай, что Выше — от тебя»[5]! В соответствии с действиями человека и его служением положение и состояние высших миров также будут меняться.

Однако следует понимать, что далеко не любую проблему можно решить, просто приложив усилие. Разумеется, праведник решает, а Всевышний исполняет. Но праведники внутренним чувством знают, когда Благословленный Б-г хочет, чтобы Его победили и предписали Ему исправить и искупить, а когда нельзя напором приближать конец и силой приводить исправление. «Заклинаю я вас, дочери Иерусалима, газелями или ланями полевыми: не будите и не пробуждайте любовь, доколе не пожелает она»[6].

В хасидизме волосы связаны с уменьшением света Его, Благословленного, волос- שערה — от слова שיעור-мера, измеренное и ограниченное раскрытие, а если так, то волосы Наверху не лежат гладко из-за долгого и горького изгнания, в котором сокращен свет Его, Благословленного, в сокрытии Лика.

Столь всеобъемлющее и огромное затруднение нельзя решить с помощью небольшого исправления, когда достаточно поднять руку, чтобы привести волосы в порядок. Не так хочет Благословенный Б-г закончить изгнание. Конечно, в своей молитве Бааль-Шем-Тов прилагал огромные усилия, пытаясь приблизить искупление и выпрямить высшие миры, однако он не хотел касаться их даже пальцем. Рахмана либа баэй – «Для Всевышнего важно сердце»[7].

Перевод из книги Ор Исраэль (3, 70)

[1] Согласно Аризалю, необходимо следить за тем, чтобы во время молитвы Амида («Восемнадцать благословений») уши не были закрыты волосами, чтобы не мешать «верхнему уху» слушать молитву.

[2] Точно так же Ребе Рашаб сказал, что есть разница между служением рабби Гилеля из Паричей и служением Алтер Ребе. Рабби Гилель ненадолго засыпал накануне шабата, потому что знал, что так это Наверху, потому что в это время у сна есть духовное значение. С другой стороны, Алтер Ребе случалось задремать самому, не имея этого в виду.

[3] Теилим 121, 5.

[4] Кдушат Леви, глава Бешалах, и в нескольких других местах.

[5] Ор Тора, 480, по Авот 2, 1.

[6]  Шир а-ширим 2, 7.

[7] Санhедрин 106б.

 

Вам также могут понравиться

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.