Современная медицина и истребление Амалека

"С большой радостью и с все возрастающим весельем мы сообщаем об ликвидации…Амалека"

Победить смерть

Так видимо будут выглядеть не-траурные объявления, которые в будущем будут печататься во многих тысячах экземпляров. Но кто он, этот самый Амалек? Каким образом с ним воюют? Амалек – это сомнение, как известно. Амалек это нацисты и им подобные, это тоже известно.И это все? Сердце стремится найти одну точку, которая рифмует все проявления Амалека внутри и вне нас. Такая точка позволила бы нам сфокусировать войну на Амалеке и даже помогла бы предоставить в наше распоряжение мощное и замечательное оружие.

Война с Амалеком — это война «ва-банк», поэтому желаемая картина победы в этой войне должна быть абсолютной и однозначной. На какую величайшую победу может рассчитывать человечество?

Победа над смертью.

Потому что можно всю жизнь бороться с внутренними сомнениями, или с внешними врагами Израиля, и в конце концов — уйти из этого мира как уходят все на этой земле. Так что, если все умирают в конце… может быть, Амалек все-таки победит?

Но когда мы определяем войну с Амалеком как войну с самой смертью, мы обнаруживаем, что в этой войне участвуют не только те, кто занят духовной работой по искоренению смерти, но и многие батальоны ученых и врачей — из всех народов мира! Современная медицина продлевает жизнь и понемногу продвигает нас к цели – победе над смертью.

Что должно произойти, чтобы и врач, и ученый запели «спаси нас, спаси нас от скорлупы Амана-Амалека» из чувства, что это и есть их настоящая миссия? Об этом наша тема.

Рабби Гинзбург углубляется, как обычно, размышлять на эти актуальные проблемы, предлагает удивительные эссе и выявляет искры в неожиданных местах… Давайте посмотрим, как это замечательно.

Первая станция

Война наяву и в сердце

Амалек как народ в своем первоначальном виде больше не существует, но и сегодня нам заповедано помнить его дела и заповедь искоренения Амалека по-прежнему актуальна. Духовные потомки Амалека появляются из поколения в поколение как народы и образы явных ненавистников народа Израиля. Отличным примером такого Амалека как народа были нацисты во главе с Гитлером, да сотрется его имя! И сегодня есть враги народа Израиля, которые хотят нас уничтожить, и причинение им вреда является частью заповеди искоренения Амалека.

Помимо внешнего Амалека, есть внутренний Амалек, который постоянно действует против нас и угрожает уничтожить нас духовно — Амалек, который в сердце. Бааль-Шем-Тов учил, что слово «Амалек» по гиматрии «сомнение» (ספק = עמלק), зло внутри нас выражается в сомнениях в вере в Б-га, гордыне и дерзости, которые являются корнем всех злых качеств и похотей. Внутренняя война Амалека — это война доброго начала со злым началом и устранение его из души человека — сложная и затяжная война со злом, таящимся внутри нас. Напряженная духовная работа по выявлению и искоренению зла в душе занимает место физического оружия.

В учении хасидизма большое внимание уделяется внутренней работе и войне с Амалеком внутри нас. Это может привести к неправильному представлению о том, что внешнюю войну следует оставить мессианскому Царю, но это, конечно, ошибка. «Амалеки», заинтересованные в нашем уничтожении, способствуют возникновению ситуации, в которой нашим жизням угрожает опасность, что не терпит промедления, как неоднократно подчеркивал Любавичский Ребе, и мы должны бороться с ними и победить их как можно скорее. Неуместно говорить солдату в армии: «Сначала исправься, а потом иди сражаться с врагом». И все же, наряду с искоренением осязаемого зла, врагов Израиля, необходимо предпринять действия по устранению его внутреннего слоя, зла в душе.

Война с Амалеком сегодня — это не только война против врагов Израиля, но и внутренняя война против зла в душе, война с сомнением и гордыней, которые являются корнем всех зол. Две войны дополняют друг друга и отражают друг друга. Устранение внешнего Амалека должно происходить одновременно с ликвидацией внутреннего Амалека.

Вторая станция

Победить смерть

Война с Амалеком — это не просто война между народами, а «война у Б-га против Амалека из рода в род» – у самого Б-га есть серьезный «интерес» воевать с Амалеком. Так мудрецы говорят, что Б-г клянется, что его имя и престол не будут совершенными, пока существует семя Амалека. Земной конфликт отражает небесно-духовный конфликт, который затрагивает корень творения.

Большинство войн против различных проявлений зла носят локальный и точечный характер. Но Амалек больше не является точкой зла, он — корень и сущность зла в мире. Остальные нечестивцы в мире — это ответвления, которые развиваются из него и следуют по его стопам. Поэтому необходима тотальная война против Амалека, и царь Шауль даже был смещен со своего престола из-за того, что не «покончил» с Амалеком до конца.

Война с Амалеком — это война решительная, война «до конца» за искоренение зла из его корня и за окончательную и полную победу добра над ним, «сотри память об Амалеке из поднебесной.»

Амалек — «Он ангел смерти»

Если мы посмотрим вглубь, то обнаружим, что внешний Амалек, жестокий враг, и внутренний Амалек, сущность злого начала в сердце, имеют общий скрытый корень — смерть.

Мудрецы описывают: «Он сатана, он злое начало, он ангел смерти» — и это на самом деле три ступени Амалека:

Происхождение прозвища «Сатана» — в книге Иова, где приходит дьявол и обвиняет праведного Иова — кто-то кажется ему слишком удачливым, и он завидует и хочет нагадить. Это действительно атрибут Амалека, прибывшего воевать с народом Израиля без всякой причины — просто потому, что им сопутствовал большой успех, и ему хотелось нагадить, «охладить ванну».

«Злое начало» — это, конечно, Амалек в сердце — в его основе также лежит внутренняя тенденция разрушения. Амалек в сердце ведет человека к отрицательным и деструктивным действиям.

Но есть здесь и третье описание Амалека — «ангел смерти». В конце концов, смерть характеризует все проявления Амалека.

Внешний Амалек — жестокий воин, который приходит убивать. На глубинном уровне цель Амалека, который в душе, состоит в том, чтобы поставить все под приводящее в отчаяние сомнение — в конце концов, насмехается Амалек, природа — это энтропия, все умирают и ничего не остается, и какой смысл в жизни? Этот внутренний Амалек ведет нас к саморазрушению во многих его формах: пренебрежение к здоровью тела и души, нанесение удара отношениям, которые нам дороги, пагубные пристрастия и вплоть до фактического самоубийства. Все это аспекты желания смерти, которые Амалек постоянно нашептывает нам на ухо.

Война с Амалеком — это война до конца, война не на жизнь, а на смерть, и на самом деле это война жизни против самой смерти. Самая глубокая война с Амалеком — это попытка победить саму смерть, а окончательная победа — это победа жизни над смертью. Поэтому «война у Б-га с Амалеком из рода в род», и поэтому Всевышний, Б-г живой, поклялся, что Его имя и престол не будут совершенны до стирания Амалека. Окончательное исправление – это полное искоренение смерти из мира.

Отождествление Амалека с ангелом смерти делает универсальной войну с ним. Это не только война еврейского народа, избранного из наций, против народа Амалека, который находится на конце шкалы зла. Война со смертью — это стремление вернуться к самобытной нормальности, выбору по умолчанию начала творения: человек не должен умирать. Эту войну ведет народ Израиля, и на нее мобилизуется все человечество. Таким образом, война с Амалеком становится всемирной вестью.

Глубина войны с Амалеком, внутренней и внешней, — это война между жизнью и смертью. Все человечество является партнером в этой войне, и окончанием исправления станет искоренение смерти из мира.

Третья станция

Боевая медицина

Когда мы говорим о победе над смертью, мы можем снова «сбежать» в психические или духовно-мистические сферы, мысленно преодолевая страх смерти или даже духовную работу, чтобы достичь периода «уничтожит Он смерть навеки». Но и здесь, как и в простой войне с Амалеком, недостаточно борьбы с внутренним Амалеком — есть настоящая и реальная война, война со смертью в простом и житейском смысле.

Фельдшер, оказывающий первую помощь, медсестра, ухаживающая за пациентом, и врач, борющийся за человеческую жизнь в операционной, все участвуют в уничтожении Амалека как ангела смерти.

Сущностная война со смертью обостряется в научной части медицины, которая стремится найти причины смерти и нейтрализовать их, в работе ученых в исследовательских лабораториях, которые постоянно занимаются попытками разработки лекарств и медицинских технологий, направленных на искоренение болезней и увеличение продолжительности жизни. Некоторые исследования кажутся совершенно фантастическими — с использованием тканевой инженерии, генной инженерии, нанотехнологические медицинские устройства, которые будут работать внутри тела, и даже инженерии органов. Кроме того, в последние десятилетия «исследователи старения» по всему миру пытаются взломать биологический механизм самого старения, стремясь преодолеть старость, которая заканчивается смертью. Уже сегодня продолжительность жизни относительно велика по сравнению с предыдущим поколением, и исследователи осмеливаются говорить о долгой и здоровой продолжительности жизни в 120, 150 и даже 200 лет.

К гонке за увеличением продолжительности жизни можно относиться пренебрежительно, как к войне за выживание и как к бегству от ужаса смерти. Но истина в том, что увеличение продолжительности жизни на глубинном уровне является искрой будущей ситуации, к которой мы стремимся, — полной победы над Амалеком в его одеянии ангела смерти.

Война медицины и науки со смертью — неотъемлемая часть войны с Амалеком.

Четвертая станция

Гиюр медицине и науке

И все же мечта победы науки и медицины над смертью не так уж проста. Продвижение науки в этих областях также связано с большими опасностями. Даже если мы не примем опасения, что разработки науки о человеке попали в руки злонамеренных людей, тем не менее, в исследовательской лаборатории могут произойти неполадки глобального и нового масштаба. В разгар исследований вирус может «ускользнуть» и превратиться в глобальную эпидемию. Попытки «поиграть» с самыми деликатными частями клеточного механизма могут вызвать неожиданные побочные эффекты. Генетические изменения могут породить серьезные моральные проблемы.

В глубине души верующий еврей спрашивает себя — не является ли это чересчур претенциозным человеческим вмешательством, своего рода современной «магией», которая в лучшем случае закончится провалом, а в худшем — катастрофой? В несколько пуримском ключе можно спросить: борется ли ученый с Амалеком, или, может быть, он и есть сам Амалек??

Действительно, мудрецы говорили «мудрость у неевреев — верь», а хасидизм объясняет, что человеческая мудрость должна стать «верой» — преобразована и соединена с верой в Б-га. Современная наука долгое время противопоставляла Торе и вере — как альтернативное материалистическое мировоззрение, не нуждающееся в духовных объяснениях действительности.

И также… Харвону помянем добром

В книге Эстер тоже можно найти три аспекта войны с Амалеком, по крайней мере, в виде пуримского толкования, которое не так уж далеко от простого смысла:

Война с двумя более привычными аспектами Амалека, в мире и в душе, принадлежит двум героям Мегилы — Мордехаю и Эстер. В «Шошанат Яаков» говорится: «Проклят Аман, стремившийся погубить, – благословен Мордехай йеуди; проклята Зереш, благословенна Эстер». Мордехай борется с внешним Амалеком, Аманом, угнетателем евреев, завидующим Мордехаю дьяволом, который хочет «уничтожить, убить и рассеять» всех «людей Мордехая». Царица Эстер, о которой сказано «вся слава дочери царской — внутри», борется с «Зереш, страшной женщиной», Амалеком в душе, который включает в себя страх и сомнение, гордость и самоубийство. Мудрецы описывают борьбу Эстер, которая, в основном, носила духовный характер раздвоения личности между Мордехаем и Ахашверошем, необходимостью сокрушить укрытие во дворце, чтобы отождествить себя со своим народом, и «осложнением» с раскрытием Б-жественного Присутствия в доме «идолов» Ахашвероша.

А как же третий аспект? Среди прочих фигур Мегилы акцентируют внимание на одном стихе — «и также Харвону помянем добром». У Харвоны нет контрфигуры — он проходит одиноко в Мегиле. Как евнух царя, понимающий, куда дует ветер, он в первую очередь относится к явлению: «и многие из народов земли стали йеудеями, потому что напал на них страх перед йеудеями». Подойдет сказать, что Харбона был министром науки царя Ахашвероша, который понял Высшее Провидение и решил двигаться вперед с ним… Когда царь разгневался на Амана, Харвона отметил с особым тактом: «вот и дерево высотой в пятьдесят локтей, которое приготовил Аман для Мордехая, говорившего во благо царю». В трактате Мегила написано, что Аман намекается в древе познания, которое принесло смерть в мир — «Аман (המן) из Торы откуда? С дерева (הֲמִן הָעֵץ) [не с дерева ли, о котором Я заповедал тебе не есть, ел ты]». Аман приготовил для Мордехая дерево смерти, а Харвоне удалось убить саму смерть — повесив Амана на древе познания, удостаиваются подняться к дереву жизни!

Мы верим, что для исправления мира, для того, чтобы наука преуспела в борьбе с Амалеком, необходимо изменить эту ситуацию.

Это заметно в области медицины: когда медицина относится к человеку только как к материи, она упускает из виду сложность жизни, представляющую собой соединение материи и духа, которое выражено в благословении, произносимом несколько раз в день: «исцеляющий все живое и творящий чудеса» — соединение физического измерения с духовным измерением. Чудо творения несет в себе противоположности материи и духа. Когда медицина стремится дать только материалистическое объяснение, она заходит в тупик в различных областях. Есть симптомы, которые она не может объяснить, например, частичная эффективность плацебо, и есть проблемы, с которыми она не может справиться. Все больше и больше растет признание того, что невозможно избежать целостного подхода к комплексу тело-душа.

Как евреи, мы верим, что над телом и душой есть еще один этаж — Б-жественная душа: пока наука представляет себя как отвергающая Б-га и верящая только в законы природы, она натыкается на стеклянный потолок. Каждый научный прорыв в медицине порождает новые побочные эффекты. Когда избавляются от одной серьезной болезни, внезапно появляется другая серьезная болезнь. Врач обязан признать, что жизнь есть чудо единства противоположностей материи и духа, и над всем парит душа, которая есть дар Б-га. И, также и ученый, находящийся в авангарде исследований, должен признать, что мир, который мы ощущаем и изучаем, удивительно сложен, и, над всем прибывает Творец, который каждый день обновляет по доброте своей Акт Творения.

Врач, который признает чудеса Б-га и верит в него, будет иметь доброе сердце и будет использовать свою силу только для добра. Ученый, смиренно признающий пределы познания, понимающий, что Б-жественное творение есть одно великое чудо и верящий, что есть и чудеса за его пределами, может обрести Б-жественную помощь и удостоиться прорыва, ведущего к истинной победе над смертью. Ученый и врач, которые соглашаются идти по этому пути, и пациенты, которые поощряют их идти по нему, на самом деле вовлечены в войну с Амалеком в самом сокровенном смысле.

Медицинскую науку нужно преобразовать — добавить к ней душу веры в Б-га, восхищение Его чудесами и смирение по отношению к нему. Только таким образом, с Б-жией помощью, медицина действительно преуспеет в своей войне со смертью, которая является войной с Амалеком.


——————————————————————————-

Подведем итоги путешествия:

Война с Амалеком имеет три слоя: внешний Амалек — ненавистники Израиля, которых мы должны искоренить; Внутренний Амалек — суть всего зла в сердце; Скрытый корень Амалека – суть смерти в мире. Отождествление Амалека со смертью объясняет, почему война с ним требует окончательной победы, войны не на жизнь, а на смерть. В этой войне, вплоть до победы, медики и ученые – люди науки будущего — могут быть полноправными партнерами. Чтобы выполнить задачу из правильного сознания, а также преуспеть в ней с Б-жией помощью, нужно «преобразовать» науку (буквально: сделать ей «гиюр») — добавить веру в Б-га и открытость, полную восхищения и смирения по отношению к частям, выходящим за пределы ограничений материальной природы.

(Из итваадута Рабби И. Гинзбурга в Пурим 81 г.)
Газета Абита Нифлаот выпуск 9, стр. 1-5.

Глава Ваикра-Изкор-Пурим 82 г.

Вам также могут понравиться

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.