Чуткость к происходящему

Хасидский рассказ

Из книги «Факел перед рассветом»

Однажды рабби Исраэль Бааль-Шем-Тов гостил в г. Немирове. В один из дней он заблудился в доме, в котором жил и, плутая, переходил из комнаты в комнату. Так он добрался до подвала и вошел в него. Тут рабби Исраэль немедленно велел проверить все мезузы в доме. Спросили его: «Если некто заблудится в доме, он обязательно должен тут же найти причину? Может, это простая случайность!»

Ответил БеШТ: «У меня нет случайностей!»

Отсюда следует необходимость верить, что всё происходит не случайно, а лишь благодаря Б-жественному Провидению. Поэтому нелепо объяснять случайностью происходящее с нами.

По Шивхей БеШТ, ст. 131

Задумайся, но в меру

Основой основ хасидизма является принцип: все, что человек видит и слышит в жизни – не случайно, а является указанием Свыше. Среди цадиков Восточной Европы было распространенно выражение «жить с причинами» – находя во всех жизненных обстоятельствах причины и скрытые в них намеки, показывающие нам по какому пути идти, чтобы еще больше приблизиться к Святому Благословенному.

Однако чтобы правильно применять этот принцип, нужно много учиться и упражняться. У многих есть тенденция бездумно жить на грани ереси: хладнокровно и бесцельно прожигать время, считая, что все происходящее – воля случая, и нечего особенно вникать в «случайные» события. Именно против такого подхода выступает БеШТ (для полноты картины заметим, что есть противоположная и опасная тенденция: объяснять все мельчайшие детали происходящего тысячами путей, самыми дикими и фантастическими. В результате такие люди запутываются в собственных выдумках и оказываются полностью сбитыми с толку – в лучшем случае, или превращаются в душевнобольных – в худшем).

БеШТ хочет «стряхнуть» с нас естественное мировоззрение, что цимцум ке-пшуто (Всевышний удалился из сотворенного мироздания и Его невозможно обнаружить в нашем нижнем мире). Ведь такой подход ведет к исчезновению желания вдумываться в происходящее вокруг нас, вживаясь во все мельчайшие детали вещей и событий. Что же остается тогда? Лишь прислушаться к звучащему из Торы слову Б-га, не признавая самой возможности Его раскрытия через реальность мира…

Для этого рабби Исраэль вовлекает нас в противоположную крайность. Так изменяют наклонности человека (и даже в ряде ситуаций лечат душевно больных), как пишет Рамбам. Только после пребывания в другой крайности можно приобрести нужный баланс свойств личности.

БеШТ светит нам сверху светом, который мы не в состоянии воспринять, светом, «обволакивающим» всё Творение, идущим от совев коль альмин  – это «место», которое содержит все сибот, причины.

Большинство людей не может вынести этот свет. Да, мы хотим знать, что означает то или иное событие, произошедшее с нами. Но в силах ли мы вынести всю тяжесть ответа?! На обвинения и претензии Йова ко Всевышнему о Его «поведении» с ним и его близкими, Б-г отвечает: «Кто ты, затемняющий глубины замысла [Моего] неразумными словами? Соберись с силами, как мужчина; буду спрашивать тебя, а ты отвечай мне: где был ты, когда Я основал землю? Скажи, если ты в состоянии понять».

«… затемняющий глубины замысла [Моего]» – когда мы размышляем и пытаемся проникнуть в суть вещей, т.е. приблизиться к свету, который глаз не может вынести, мы не видим ничего, кроме кромешной тьмы. Тот, кто не в состоянии охватить разумом всё мироздание, не сможет по-настоящему понять даже мелкую и незначительную его деталь.

«От рогов буйволов и до яиц вшей» – всё связано со всем, всё увязано со всем и посылы, идущие от мельчайших деталей каждого явления и события собираются в поток необузданного света, подобного свету мира Тоhу, неизбежно приводящего к ломке любого нормального и уравновешенного сознания.

Чтобы построить подходящие «сосуды» для наставления БеШТа, нужно найти путь фильтровать посылы и бесчисленные возможные их толкования, содержащиеся в источнике всех причин. Мы должны признать свою ограниченность и осознать, что нам велено («Размышляй о том, что тебе позволено и не занимайся тем, что сокрыто»). Из океана бесконечности мы стараемся извлечь лишь то, что Всевышний предназначил для нас: тот определенный намек, одинокий сигнал, что послан именно нам.

В этом и состоит смысл выражения «жить с причинами»: всё, что угодно является причиной для чего-либо, но лишь нечто одно есть настоящая причина для тебя в данный момент времени. Во всем, касающемся тебя, ты можешь верить в свои силы расследовать и понять действия Всевышнего, открыть для себя их внутренний смысл. Но ради твоего же блага не пытайся проникнуть вглубь того, что тебя никоим образом не касается.

Стоит привести слова рабби Нахман из Брацлава на подобную тему:

И во все, что ежедневно предоставляет ему Творец Благословенный, нужно углубиться размышлениями, чтобы понять Его намеки. Но расширение и распространение разума должно быть в меру, чтобы не выйти за границы святости. Ему следует напрягать разум и размышлять об этом лишь на уровне его человеческого разума, и не стремиться понять недоступное для него, относящееся к более высокой ступени человека, как сказано «непостижимое для тебя не пытайся исследовать».

Несколько советов

Но если так сложно правильно расшифровывать намеки, посылаемые нам Творцом, как можно всё же научиться безошибочно вылавливать из происходящего указания и советы, необходимые для настоящего и действенного служения Ему?

Кстати, мы знакомы с подобной проблемой и в повседневной жизни: личный электронный почтовый ящик постоянно «бомбардируется» и заполняется разного рода сообщениями – это просто наводнение! Большинство из них относительно безвредны, но есть и такие, в которых имплантированы «вирусы», могущие принести вред компьютеру при открывании этих сообщений. Ясно, что для безопасности, вашей и компьютера, необходимы изощренные программы-фильтры, и чем дальше – тем больше.

Приведем несколько советов, при честном применении которых мы сможем отфильтровать многие нелепые мысли и липовые трактовки:

  • Никогда не превращать намек в главное.

Любавичский Ребе объясняет, что занятие гиматриями хорошо и полезно только при условии, что их используют для лучшего понимания того, что изучено традиционно принятыми путями. Гиматрии – лишь «десерт мудрости». И нужно знать: нельзя вводить новое революционное понимание только на основе гиматрии.

Точно также обстоит дело и с намеками Свыше, в задачу которых входит только направлять нас по пути Торы и заповедей, которые уже получены нами. Любой намек, кажущийся противоречащим словам Торы, – не более, чем вздорная мысль, не посланная нам Всевышним, а появившаяся из еще неисправленных «мест» нашей души.

  • «Добр Б-г ко всем и милосерден ко всем сотворенным Им».

Нужно знать и верить, что Всевышний добр и творит добро всем Его Творениям. Его мысли о Бней Исраэль всегда положительны, и Он направляет человека только к добру. Но есть душевнобольные люди, привыкшие видеть в каждом явлении, даже в падающем с дерева листике, намек на приближающуюся беду. Страдающие этой болезнью, даже в легкой и незаметной форме, обычно расшифровывают намеки Свыше как пугающие и угрожающие: в каждом событии они находят намек на то, что Святой Благословенный их отторгает и отдаляется от них. И тогда беда неизбежна.

  • «И пусть душа моя уподобится праху земному».

Всевышний не гневается на тебя, но и не посылает тебе постоянные намеки, будто ты – Машиах. Хотя такая крайность даже и не придёт в голову большинству людей, но те, кто движим гордыней, склонны видеть во всем подтверждение своей праведности и превосходства над другими.

Эти три правила призваны направить полет нашего воображения и усилия толкования происходящего в нужное русло: к служению Всевышнему в мысли, речи и действии.

Это выверенный путь, по которому могут идти люди вроде нас, не понимающие ничего в тайнах мироздания – чтобы верно толковать намеки и получать настоящие указания Свыше.

Нужно всегда следовать принципу «главное – действие», отдаляясь от погрязания в ненужных иллюзиях. Поскольку, даже если и есть в них некая доля истины, выигрыш от нее в конечном счете обернется потерей.

По словам Ребе Маараша, рабби Шмуэля из Любавичей: «Придерживайся этого правила и всегда помни его: любое хорошее дело полезно и способствует достижению хороших результатов. А если перед его выполнением появляются препятствия (даже если они еще более возвышены, чем само это дело), они – помеха и всего лишь уловка животной души».

И не может быть больших помех, чем бесчисленные навязчивые мысли, без меры и границ пытающиеся проникнуть в вопросы, ни понять, ни охватить которые разум не в состоянии.

Автор книги: Рабби Ицхак Гинзбург

Картина: Маргарита Левина

 

 

 

Вам также могут понравиться

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.