Округлить квадрат

Из книги "Огни из тьмы"

Рабби Ицхак Гинзбург
Рисунок Авигаль Барс

Древняя напряженность между языческой Грецией и философской Грецией, между культурой природы и культурой ума сохраняется в западной культуре и по сей день: романтика и классика, искусство и наука, женское и мужское, эмоции и мысли, жить этим моментом и думать о завтрашнем дне, ид и суперэго — Запад — это «беспокойная культура», которая стремится совмещать круг природы и квадрат интеллекта[1]. Есть ли способ сблизить эти два таких разных мира? Внутренняя часть Торы, мудрость Каббалы и хасидизма, предлагает базовую структуру, которая может помочь нам, отражая то, что мы уже видели о природе и разуме, выходя за ее рамки.

Согласно Аризалю, великому каббалисту современности, Святой Благословенный уподоблен простому «бесконечному свету». Чтобы освободить место для творения, Б-г как бы убрал свой свет в стороны и создал в центре большой круг света «свободного пространства», в котором творение может существовать. Поскольку Б-г это все, он присутствует в свободном пространстве так же, как и в свете («Каким Ты был до Сотворения мира, таким Ты остался [в той же самой степени] и после его Сотворения»[2]), но Его присутствие в нем не ощущается — тьма (חשכה) – приводит к забвению (שכחה) своего происхождения. Само творение состоит из множества «кругов», которые находятся друг в друге и характеризуются своей близостью или расстоянием от света. Пространство и круги отражаются в самом внутреннем круге — физическом кольце природы, в котором мы живем. Это как раз корень круговых природных культур. И поскольку темное пространство предает забвению свое Б-жественное происхождение, они стремятся утонуть в природе и поглотиться им — интегрироваться в круговой танец творения, не глядя в «Небеса» и не вспоминая своего Создателя.

В пустом пространстве, продолжает Аризаль и говорит, спускается вниз прямая «линия Б-жественного света». По сути появление вертикальной линии в природе окружности измеряет и ставит границы, определяет понятия вверх и вниз, хорошее и плохое, направление и порядок, причину и следствие. Процесс создания фактически является комбинацией, своего рода соединением между линией света (йошер) и сосудами кругов (игулим). Хотя каббалистическое описание «линии света» в первую очередь относится к Б-жественному присутствию, этот свет также сокращается в разумном человеческом сознании. И точно так же, как человеческое тело, созданное по образу Б-жьему, ходит прямо, в отличие от животных, которые вплетаются в круги природы, так что разум человека представляет линию света Б-жественной мудрости, которая освещает тьму свободного пространства. Эта линия света, когда она умножается сама на себя (в аспекте самоанализа), является корнем «квадрата» интеллектуального мировоззрения, которое пытается объяснить и контролировать природу, а также властвовать над ней.

Но линия света также ограничена, особенно если она не распознает свое происхождение. Но откуда приходит сам разум? Линия света спускается с бесконечного изначального света, который все еще окружает пространство творения. В то время как линия называется светом «наполняющим все миры» (наполняет все миры, кругами), из-за вступления в пустое пространство, окружающий свет называются светом «окружающим все миры». Этот свет обволакивает все творение, как круги природы, так и прямую линию света, и разум, очерченный в нем. В действительности, он охватывает не только все вокруг, но и пребывает внутри мира, присутствуя везде и повсюду одинаковым образом, как указано выше, но потому, что в свободном пространстве человек не чувствует его, он описывается как «окружающий», вне сознания творений.

Этот каббалистическая картина дополняет наше предыдущее описание круга природы, ограниченного квадратом интеллекта. Оказывается, что вокруг них обоих есть еще один круг — сверхъестественный надсознательный круг, который включает обоих. Таким образом, вся картина представляет собой круг внутри квадрата внутри круга[3].

Что означает этот круг по отношению к естественным и интеллектуальным культурам? Окружающий свет — это свет самого Б-га, который несет в себе противоположности природы и интеллекта. Он показывает, что у каждого из них есть ценность, правда и красота, если он на своем месте и выполняет свою работу. Более того, каждый идет к нему по-своему: квадрат разума — который разграничивает природу и носит духовный характер, наблюдает и выбирает — ближе к Б-жественному свету и касается его; Но с другой стороны, круг природы — живет в сбалансированном внутреннем совершенстве, без выпячивания и углов — больше похож на окружающий Б-жественный свет и резонирует с ним. Можно бесконечно говорить о достоинствах и недостатках круга и квадрата по отношению друг к другу, но в конечном итоге они взаимно компенсируются и разбираются, оба становятся частичным освящением окружающего света[4].

И все это отражено в форме севивона. Волчок состоит из квадратного куба над круглым конусом. Когда они не ладят, они просто лежат бок о бок в тишине, как пара в ссоре, когда каждый сердится в своем углу. Но когда мы ставим волчок и вращаем его, мы приводим в движение вращательную силу из превосходящего его источника, своего рода Б-жественное «вдохновение» (протекающее через «линию» ручки волчка). О, тогда происходят две вещи: во-первых, весь квадрат начинает трепетать так, что квадрат оказывается над кругом; во-вторых, квадрат перестает быть «квадратным», и он вращается как круг, пока не начинает сам выглядеть круглым, и фактически иллюстрирует введенную в него вращательную силу. Вместо того, чтобы пытаться силой «обквадратить» круг, что под ним, он отдает себя кругу и позволяет ему округлить его, а затем и он, и круг, что под ним, танцуют вместе в гармонии. И вот, если мы посмотрим на волчок снизу и представим вращение его, увидим в точности всю структуру, которую мы описали: круг, окруженный квадратом, окруженным кругом[5].

Маленький еврейский ребенок, конечно, ничего об этом не знает. Но когда он поднимает волчок, он фактически держит в своей ладони микрокосм всего мира — круг природы, над которым находится квадрат интеллекта. И когда он придает импульс волчку, он усиливается не с кем иным, как со Святым Благословенным, «окружающим все миры» и «наполняющим все миры» который оживляет весь мир своим словом. И вдруг hоп: волчок выпрыгивает из его рук и получает собственную жизнь. Сразу же улетучивается и тает жесткая греческая логика, объединяясь с циклами природы, и они оба выходят вместе в чудесном танце благодаря окружающему их свету, вдохнувшему в них жизнь. Ребенок, который с удовольствием наблюдает за ними, не является заключенным в эксцентричном круге природы, и при этом он не пойман в холодном и отчужденном четырехугольнике, но ухватывает веру, которая возвышается над ними, и питает их, как мать, качающая младенца на коленях.

[1] Круг и квадрат, или игулим вейошер на языке Каббалы, являются тайной женщина и мужчина соответственно (именно поэтому природа в большинстве культур уподоблена женщине, а мужчина, который пашет и засевает ее, уподоблен ее мужу и это отражается в половых органах мужчины и женщины и т. д.). Таким образом, в Греции разрыв между культурой круга и культурой квадрата также является разрывом между мужским и женским аспектами. В Каббале объясняется, что в мире скверны (в отличие от мира святости) мужчина и женщина не повернуты лицом к лицу, а как бы стоят спинами друг к другу. Недостаточная связь между мужчиной и женщиной также является одним из определений понятия тоhу в Каббале (примерный перевод «хаос»): семь царей Эдома, упомянутых в главе Веишлах (Берешит, 36) определены как «Древние цари тоhу» и их основное определение в том, что они не состояли в браке. Только о Ãдаре, восьмом царе, рассказано, что он был женат на Меhитавель (не написано, что он умер, то есть удостоился продолжения), поэтому он считается началом мира тикун (исправления).

[2] Из утренней молитвы.

[3] Согласно порядку спуска миров, описанному Аризалем, прежде всего есть свет (אור, бесконечный свет, который превращается в окружающий все миры свет), затем природа (טבע, сокращение создает свободное пространство и круги творения) и в конце разум (שכל, прямая линия света, которая вошла в пространство). Эти три стадии соответствуют, согласно Каббале, праотцам: милосердный Авраам в аспекте предшествовавшего сокращению света; строгий Ицхак – аспект самосокращения; гармоничный Яаков – тайна линии, которая их соединяет. И вот чудо: שכל = אברהם יצחק יעקב אור טבע!

[4] Продолжаем верхнее примечание 29, относительно мужской квадратности и женской окружности. Из рисунка круга внутри квадрата, который внутри круга, понятно, что на нижнем и открытом плане мужчина должен «обквадратить» женщину, а в более высоком и скрытом плане женщина должна «округлять» мужчину. И вот разные монеты: ועָגל רָּבֵעַ רִּבּוע עִגּול состоят из одних и тех же букв, из которых можно составить еще два живописных выражения: спокойный муж и вспыльчивый муж — בעל גרוע и בעל רגוע. Можно попытаться соединить четыре фразы, например, так: «Плохой муж — это тот, кто пытается силой «обквадратить» круг жены, подобно разуму, пытающемуся контролировать природу. Причина в том, что муж испытывает угрозу своей жены, опасаясь, что она «округлит» его квадрат (что он утонет в природе). Чтобы плохой муж стал спокойным мужем, она должна дать ему немного места как мужу и хозяину. Теперь, когда он успокоился и его квадратная честь гарантирована, женщина может начать окружать его (тайна некева тесовев гавер, «женщина будет окружать мужчину», Ирмияу 31, 21), чтобы соединиться с верхним кругом и тайно его округлить там. «Квадрат» женщины – аспект «женщина кшера (ке-Сара), исполняющая волю мужа» (Танна Девей Элияу, 9). Круг женщины – аспект хасидского толкования выражения: «Женщина кшера (ке-Сара) ]наша праматерь, о которой сказано: «Все, что скажет тебе Сара, слушай ее» [делает ] то есть, создает [желание мужа».

И еще, если складываем имя восьмого царя Эдома, Ãдара, царя тикуна, с именем его жены Меhитавель הדר ┴ מהיטבאל получаем אשה (намек на то, что Меhитавель «округлила» Ãдара и вместе они стали אשה — одной большой женщиной). В самом деле, слово Ãдар, среди прочего, от סיבוב – вращение (и разумеется связан с Ханукой, когда мы все самым наилучшим образом (מהדרין מן המהדרין) выполняем заповедь зажигания ханукальных свечей).

[5] И вот последние буквы слов עגול-רבוע-עגל (круг-квадрат-круг) равны по гиматрии סביבון.

Вам также могут понравиться

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.