Отчаянное самопоклонение

из еженедельника Нифлаот Ваякэль 82 г.

Актуальный аспект урока

Пророк Элияу спрашивает народ Израиля: «До каких пор вы будете колебаться между двумя мнениями? Если Ãвайе — Б-г, следуйте Ему, а если баал – то следуйте ему!»

Его слова указывают на то, что колебаться между двумя мнениями еще хуже, чем следование исключительно за одним баалем. Почему?

Колебание между двумя мнениями отражает половинчатое состояние души. Если колебание связано с сомнением в том, кому подобает служить — это половинчатое состояние души и-ни-то и ни-другое (в котором нет полной преданности кому-либо). Если колебание проистекает из соучастия-шитуф — мысли о том, что Б-жественное изобилие исходит не исключительно от Б-га, а через посредников, и поэтому стоит «вкладывать» как в Б-га, так и в идолов, — это состояние души и-то и-другое. Половинчатое состояние души затрудняет человеку вернуться к Б-гу — потому что он не идет «до конца» ко злу, он всегда убеждает себя, что у него: «в конце концов, все хорошо», и ему трудно достичь потрясения и дальнейшего изменения. Это убеждение самого себя также приводит к убеждению других, и колебание между двумя мнениями становится «заразным явлением» совращения многих.

При более глубоком взгляде, колебание между двумя мнениями выражает испорченность души, в которой человек ставит себя в центр, что выражается на нескольких уровнях: в простом смысле, внутренний мотив колебания между двумя мнениями состоит в том, чтобы заменить вопрос «что есть истина?» вопросом «где я получу больше?». Соучастие, вероятно, основано на предположении, что служение звездам и знакам зодиака, через которые проходит изобилие, принесет пользу человеку, и колебание между Б-гом и идолопоклонством также ставит служение Б-гу на уровень интереса (аналогично мотиву идолопоклонства). Когда служение, которое должно было быть духовной преданностью, становится корыстным — оно на самом деле становится самопоклонением, поклонением человека себе и своим нуждам. Действительно, колебание оставляет человека в положении, в котором он никогда не будет полностью предан —колеблющийся по видимости на самом деле всегда остается в положении решения, когда все в его руках (что верно даже при колебании между двумя такими хорошими вариантами, как колебание, от какого именно праведника получать). Внутренним корнем «соучастия» является человеческая мысль о том, что все не только в руках небес, но зависит и от него самого, его действий или даже его молитв. И поэтому он не может решиться и стать преданным (на более глубоком уровне, это и есть «соблазн» большой религии «соучастия» в мире, христианства, когда культ личности того человека на самом деле является следствием культа самого себя).

Психа-колебание исправляется Песахом. Первый Песах, в котором Б-г раскрывается во всем своем героизме против египтян и их богов, устраняет психу-сомнение в том, кто является Властителем мира. Вторая Песах, посыл которого состоит в том, что «нет потерь» и «нет отчаяния в мире», исправляет психу-колебание, потому что, в конце концов, самопоклонение ведет к отчаянию. На первой стадии человек боготворит себя и чувствует, что успех зависит от него самого или от идолов, созданных им из проекции своего «я» (маленьких и управляемых идолов, которых легко подкупить…) На второй стадии он обнаруживает, что не может помочь себе, и тогда он чувствует, что «даже Б-г не может мне помочь». Решение, что только «Б-г истинен» может мне помочь, освобождает меня от мучений сомнения и отчаяния и возвращает душу к ее совершенству.

Статья «Отчаянное самопоклонение» из еженедельника Нифлаот Ваякэль 82 г.

Вам также могут понравиться

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.