«Помимо прочих сраженных, они убили царей Мидьяна — Эви, Рекема, Цура, Хура и Рэву — пять царей Мидьяна. Они [также] сразили мечом Бильама, сына Беора»[1]. Комментарий Раши: Пять царей Мидьяна – но разве я не вижу, что Писание перечисляет пятерых? Для чего нужно было сказать пять? Однако это учит тебя, что все были равны в заговоре [дурной заговор — послать своих дочерей заниматься развратом, за которым последовал мор в Израиле], и все они были уравнены в наказании.
Хотя каждый из царей сам по себе является «историей» (как, например, Цур, третий царь, отец Козби[2]), но есть нивелирование всех «пяти царей Мидьяна», все равны в заговоре и все равны в злоключении. В продолжение слов Раши, мы рассмотрим пять царей Мидьяна, в соответствии с акцентом на их имена и порядковые номера «пяти царей Мидьяна».
Объясняется[3], что Мидьян является «противоположностью» Моше Рабейну. Моше — это мудрость святости, которая на внутреннем уровне – самоустранение перед Б-жественностью «но где находится мудрость»[4], (и это тайна «Аин — мазаль Израиля»[5]). В то время как Мидьян от слова мадон — ссора, которая исходит от чрезмерного эго (когда человек не «выносит» другого), негативное самоощущение: «я и никто больше». Поэтому месть Мидьяну является последним действием-войной, которая ставит печать на жизнь Моше Рабейну в этом мире. То, что праведник делает в конце своей жизни, является своего рода сводкой всей его жизни и, следовательно, сущность и краткое изложение жизни Моше Рабейну выражается в разгар пика, когда он сражается и побеждает Мидьян и пять царей Мидьяна. В соответствии с этим сказано, что «пять царей Мидьяна» (число которых выделено) являются «противоположностью» пяти Пятикнижий Торы, «Помните Тору Моше, раба Моего»[6], «Учение заповедал нам Моше, [передал] наследие общине Яакова»[7]. И намек в начале стиха (Бемидбар 31, 8): [8]תורה = ואת מלכי מדין («и цари Мидьяна» = Тора). Так же как пять царей сравнивались, несмотря на разницу между ними, так и в святости: у каждого Пятикнижия есть свое особое содержание, своя ступень в душе, которой соответствует каждое Пятикнижие, целый процесс в порядке Пятикнижий[9]. И все же «все равны к лучшему», «нет ничего лучше Торы» (как подчеркивает Рамбам[10], что нет никакой разницы в святости в словах и буквах Торы между «и сестра Лотана Тимна» ]в Пятикнижии Берешит[ и «Слушай Израиль» [в Пятикнижии Дварим[.
Соответствие Царей Пятикнижиям
Давайте посмотрим на имена царей и процесс, который они обозначают при их соответствии с пятью Пятикнижьями Торы: первый царь, Эви (אוי), от слова «похоть», תאוה. Это злая похоть, и поэтому אוִי — буквы אויֹ. То есть клипа Мидьяна – это эго, и объясняется в хасидизме, что общность дурной склонности, всего зла в мире, – это эго. Эго выражается в злой похоти, «ой», и тот, кто достигает своей похоти, находится в состоянии «ой, ваавой» (в горе). В любом случае, желание в корне «выше разума и понимания», еще до рационального разума. Поэтому Эви соответствует книге Берешит, в которой «возжелал Святой Благословенный Он сделать Себе Обитель в нижнем мире»[11], и для этого он создал мир. И намек: אוי = טוב, Эви = добро, Сотворение мира, о котором сказано «это хорошо»[12], и намек в первом стихе «…небо и землю» — инициалы (את השמים» «ואת הארץ) составляют слово אהוה = טוב («добро»).
Следующий царь — Рекем (ткань — לִרקוֹם – «строить планы»). После первоначальной страсти в голове возникает план, как получить и добыть страсть-желание, чтобы לרקום «сплести» план. Таким образом, в Книге Шмот «вышит», план в действии и, в частности, в работе по созданию Скинии (в которой осуществляется «Обитель в нижнем мире») там сказано (впервые в Торе) «вышитый полог»[13]. רקם = שם, относится в Пятикнижию Шмот.
Третий царь – Цур («кремень»), что означает «крепость и непоколебимость, суровость и решимость», подобно «цур халамиш«[14] (скала кремнистая). После плана (Рекем) приходит решимость «пойти на это». В силах скверны решимость приводит к страданиям и бедам, в то время как решимость святости – свойство Коэна (из колена Леви: «который сказал об отце своем и матери своей: не видел я их»[15], колено Моше Рабейну, суть кремня святости) и, следовательно, кремень соответствует книге Левит, Ваикра, Торе священников (которая начинается словами: «И призвал Моше Б-г»). Кроме того, Козби, дочь Цура, была убита Пинхасом, который благодаря этому поступку удостоился «Завета священства мира». И также цура (форма, от цур), образ Коэна, 613 = ויקרא + צור (Цур + Ваикра = 613).
Имя четвертого царя — Хур, что похоже на хор-дыру. После вожделения, плана и решимости, нужно найти дыру, слабое место, через которое можно войти и завоевать «вражескую территорию» (как описано в некоторых местах в Танахе[16] (это особое чутье клипы царя Хура, который знает, как добиться вожделения. Хур соответствует книге Бемидбар в которой были обнаружены все слабости израильского народа, и дыры в «пустыне народов», где ходили сыны Израиля и где произошли бедствия в гневе (харон аф, от хур).
Пятый царь, Рэва, — в случае, когда похоть действительно исполняется. Рэва относится интимным отношениям (ревиа — совокупление), а в святости: «и пересчитает пыль (רבֹע) Израиля»[17] (слова злодея Бильама, написанные здесь о пяти царях Мидьяна). Сущность похоти — это разврат, который является целью дурного совета царей Мидьяна, той самой распущенности, которая приходит в конце. В святости пяти Пятикнижий Торы союз происходит в конце, в последних словах Моше к народу Израиля, в Пятикнижии Дварим (тайна «на глазах у всех говорит с одним на улице»[18], что означает «уединяется»[19])[20].
Действительно, благодаря пяти Пятикнижиям Торы, «Торы Моше», мы одолеваем пять царей Мидьяна, побеждаем их и отрицаем, делая их имена хорошими[21].
Эви | вожделение | Берешит |
Рекем | построение плана | Шмот |
Цур | решимость | Ваикра |
Хур | нахождение заброшенного места | Бемидбар |
Рэва | совокупление, союз | Дварим |
Перевод с иврита статьи Малхей Мидьян еженедельника Нифлаот, Матот-масей, 5780, ст. 29-30.
Хотите узнать больше и подробнее о печатных материалах рава И. Гинзбурга? Нажмите на ссылку:
[1] Бемидбар 31, 8.
[2] См. выше Раши на 25, 16: «И он [Цур] был самым почтенным из всех, о нем сказано «глава народов». Но поскольку он сам опозорил себя, отправив свою дочь (на блуд), назван третьим (по счету, а не первым)».
[3] Ликутей Тора, Матот, со слов: מאתכם» החלצו» (в брошюреרנ»ט» החלצו“).
[4] Ийов 28, 12.
[5] Бааль-Шем-Тов на Тору כו לך; по Шабат 156, 1.
[6] Малахи 3, 22.
[7] Дварим 33, 4.
[8] «ואת בלעם בן בעור הרגו בחרב» = 1305 = «דרך ארץ קדמה לתורה» («И царей Мидьяна убили мечом»= «благопристойность предшествует Торе») и этого достаточно для понимающего.
[9] См. нашу книгу «Клал гадоль бе-Тора«.
[10] Согласно введению в Перек Хелек, основа 8.
[11] Танхума, Насо 16; Тания, глава 36.
[12] Один раз в первый день и шесть раз в остальные дни, как гиматрия букв א־ו слова אוי.
[13] Шмот 26, 36.
[14] Дварим 8, 15.
[15] Там же 33, 9.
[16] См., например, Шофтим, глава 1.
[17] Бемидбар 23, 10.
[18] Ктубот 1, 8.
[19] Рабби Овадья Бартанура.
[20] Книга Дварим (Второзаконие) называется «Мишне Тора» — Тора в значении «йоре, стреляет как стрела» (и hэрайон, беременность), а Мишне Тора намекает на «совокупится и повторит» (Нида 31, 2). В общем, Мишне Тора – аспект дочери относительно первых четырех Пятикнижий и первая мицва в Берешит «плодитесь и размножайтесь», родить сына и дочь — и есть четыре сына, четыре Пятикнижия и еще одна дочь, Пятикнижие Дварим.
[21] Еще один намек на то, что написано «пять [царей Мидьян]»: добавить к пяти явным именам пять колелей (пять единиц): : אוי רקם צור חור רבע — (пять трехбуквенных слов, всего 15 букв, треугольник 5) с 5 колелями = 1144 = 11 раз Мидьян = 44, кровь (דם), наполнение Ãвайе [йод hей вав hей[, раз Ãвайе)!