Универсальная Тания

Актуальный аспект

Праведники, баалей тшува и геры в Тании

Книга Тания, письменная Тора хасидизма, кажется очень сосредоточенной на народе Израиля: уже в первой главе резко определяется различие между Израилем и народами со стороны животной души — у народа Израиля она из клипат нога, в которой смешано добро и зло, а у неевреев она из трех совершенно нечистых оболочек, и в них нет совсем добра (и «все добро, что творят неевреи, творят лишь для себя»). Глава 2 начинается словами: «А вторая душа, отличающая каждого еврея, — частица безграничной сущности Б-га свыше»; и начиная с этого момента книга вращается вокруг отношений между двумя душами, которыми отличается народ Израиля.

Но более глубокое изучение меняет картину: рабби Гилель из Парича утверждает, что и у праведников народов мира есть животная душа из клипат нога, которая включает в себя и хорошие природные качества (и в главе 2 разъясняют, что даже у народов есть «вторая душа», но что «у Израиля она «частица безграничной сущности Б-га свыше», а у народов – это «разумная душа»).

От равенства на базовом этаже души между народом Израиля и праведниками народов мира (ведь в период, когда отмечается Юбилейный год, они находятся на ступени резидентов (герей –тошав)), можно пройти еще один шаг и предположить, что фраза «а вторая душа в народе Израиля» описывает праведного гера, что когда он погружается в микву и принимает на себя бремя дополнительных мицвот, у него появляется «вторая душа» (слова «появляется вторая душа» для гера здесь гораздо точнее, чем для еврея, который уже рождается с двумя душами). Если толковать так, то «герой» книги Тания, средний, на самом деле является праведным гером, а требование: «Ступень среднего доступна каждому человеку, каждый должен к ней стремиться, и каждый человек может быть средним в любое время и час», это по сути призыв к каждому еврею солидаризироваться с праведными герами (и подразумевает, что «каждый человек», даже если он не родился евреем, может пройти гиюр согласно Ãлахе и стать средним).

Резкий и постоянный контраст у среднего между двумя душами создает в нем непростое ощущение — в одеяниях своей души он всегда находится в сфере святости и добра, но чувствует себя «не на своем месте» по сравнению с праведниками, которые являются полноправными гражданами в сфере святости. И точно так же, как прозелит уничижается по отношению к сынам Израиля, влечется за ними и присоединяется к ним в Б-жественном наследии, так и средний нуждается в привязанности к праведникам, чтобы пробудить и укрепить свою Б-жественную душу (как объясняется во 2-й главе в книге Тания).

Картина мира, развернутая Алтер Ребе в Тании, состоит из праведников («совершенных праведников» и «незаконченных праведников»), грешников («совершенных грешников» и «незаконченных грешников») и средних (посередине). Теперь картина делится на евреев (цадик поколения и остальные цадики), неевреев (гер-резидент и остальные неевреи) и между ними — праведный гер (средний).

Но теперь нужно добавить еще одного персонажа – бааль тшува (который обычно появляется только в третьей части Тании, Святом послании о тшуве). В народе Израиля бааль тшува больше всего отождествляется с праведным гером, который, как и он, также выходит из скверны и приближается к святости. Он отождествляет себя с переживаниями и ощущениями гера и может быть для него источником вдохновения позже в его еврейской жизни. В этом мировоззрении бааль тшува является осью между двумя типами праведников и двумя типами геров — и его постоянное стремление служит движущей силой и мотиватором для всех.

Из еженедельника Нифлаот Ки тиса, стр. 4

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.