Средний гер

А. Средний в Тании - праведный гер

Вызов нашего поколения (часть 2)

Сын Израиля, праведный гер и гер-резидент
Все человечество должно служить Б-гу — «Каждого, названного именем Моим; и во славу Мою создал Я его, сотворил Я его и даже сделал Я его»[1].

Люди, которые должны служить Б-гу, делятся на три типа: с одной стороны, есть знатные сыны Израиля, которые самой своей родословной обязаны всей Торе, и о которых сказано: «У каждого еврея есть доля в будущем мире»[2]. С другой стороны, стоят геры-резиденты, принявшие на себя семь заповедей сыновей Ноаха, и о которых сказано: «Праведники народов мира имеют долю в будущем мире»[3]. В период, когда отмечается Юбилейный год, герам-резидентам разрешается жить на нашей земле[4], и даже есть мицва помогать им[5]. Но даже когда не отмечается Юбилейный год и не принимают геров-резидентов, все равно существует реальность праведников народов мира. Между евреями и герами-резидентами находятся праведные геры — те, кто выходит из народов, из своего положения сыновей Ноаха, праведников народов мира, и они присоединяются к народу Израиля.

Эти три вида соответствуют трем мирам Брия-Творения, Йецира-Создания и Асия-Действия («создал Я его, сотворил Я его и даже сделал Я его»): геры-резиденты находятся в мире Асия, «большая часть которого плоха, а меньшая — хороша»[6] — их благо находится в рамках «хорошего меньшинства», и их заповеди способствуют тому, что они будут заниматься исправлением мира действия (действие —также в значении исправления[7]) и не, не дай Б-г, истребления мира). Праведный гер принадлежат к миру Йецира-Создания, миру эмоций, который наполовину хорош, наполовину плох (и поэтому, в каждом гиюре есть аспект риска). «Карьер» душ Израиля находится в мире Брия[8]-Творения, большая часть которого хороша, а меньшая плоха. (Это место их раскрытия как «отдельных личностей», но до этого они имеют корень в мире Ацилут-Эманации). А что насчет неевреев, которые не соблюдают семь заповедей сыновей Ноаха? Они находятся под четырьмя мирами святости.

До сих пор в двух словах то, что уже было объяснено[9], и это почва для размышления, которое мы сделаем теперь к книге Тания:

«И вторая душа»

Очень важным высказыванием в святой книге Тания является начало главы 2 в первой части Тании — «А вторая душа, отличающая каждого еврея, — буквально часть безграничной сущности Б-га свыше». Главным новшеством здесь является слово «вторая». Если Алтер Ребе делает ударение на слове «вторая», это признак того, что это нечто самобытное, что святая душа еврея является второй[10]. Точно так же, как есть первая природа и вторая природа, и известно[11], что вторая природа טבע שני по гиматрии אמת-истина, а первая природа не истинна, и является тоhу-хаосом относительно тикун-исправления.

Не случайно, или между прочим, в первой главе он говорит о животной душе еврея по сравнению с животной душой язычников и только во второй главе говорит о Б-жественной душе еврея, «второй душе». Очень важно, что Б-жественная душа — это «вторая душа», о которой упоминается после того, как Алтер Ребе закончил первую главу.

Животная душа праведников народов мира

Алтер Ребе завершил первую главу, сказав, что животная душа еврея происходит из клипат нога («прозрачной оболочки»), в которой есть добро, и из добра, которое в ней происходят хорошие качества, которые есть у евреев от природы — сострадательные, стыдливые и благодетельные[12]. Ибо язычник, который в действительности занимается идолопоклонством (сокращенно акумовед кохавим умазалот), вовсе не имеет того добра — все, что он делает «позор племен – порочность»[13], если он делает что-то, что выглядит хорошо, это для того, чтобы бахвалиться[14]. Как он объясняет, животная душа язычника из трех совершенно нечистых оболочек, которые совсем плохие, не имеют никакого добра.

Существует чудесное новшество рабби Гилеля из Парич, великого «Оведа» — «служащего» хасида хасидизма Хабада, которое является одним из самых важных новшеств в книге Тания: он говорит, что животная душа праведников народов мира из клипат нога, как и у еврея, а не из трех совершенно нечистых клипот[15]. Три совершенно нечистые (оскверненные) клипот есть крайнее зло, они не участвуют в развитии миров святости, как мы сказали. В противоположность им, клипат нога уже принадлежит здесь мирам святости. Хотя в мире Действия много зла и мало добра, но об этом хорошем меньшинстве можно сказать, что оно очень хорошее, как хорошие качества в еврее. Со стороны животной души, праведник народов мира, ступень гера-резидента, как любой другой еврей — гер-резидент равен еврею!

В свете этого можно гораздо больше понять, что подразумевается под словом «вторая»: «вторая» означает, что все хорошее начинается с добра клипат ноги, и от нее можно подняться. В последнее время[16] мы говорим о подъеме миров, подъеме человечества — все они начинаются с первого человека и сына Ноаха и оттуда восходят. После старта с этой базы можно получить вторую душу. То есть понятие «вторая душа» означает «вторая» так же и по времени.

«Вторая душа» в гиюре

Если я говорю фразу «вторая душа», это означает, что раньше у тебя не было «второй души», а теперь у тебя есть «вторая душа». Поэтому у еврея со словом «вторая» не все так гладко — хотя окончательное вхождение Б-жественной души в еврея только в том возрасте, в котором он обязан соблюдать заповеди[17], но его связь с Б-жественной душой уже существовала с момента рождения, он полный еврей с момента рождения. Но когда речь идет о гере — слово «вторая» совершенно гладко подходит. Почему? Поскольку гер ранее был праведником народов мира, он был только со животной душой из клипат нога, в которой есть добро, как говорит рабби Гилель. И теперь, благодаря самому обращению, он обретает новую душу, буквально «вторую душу».

Новообращенный, который прошел гиюр, подобен родившемуся младенцу[18]. Когда он получает новую душу? Согласно Ãлахе, во время какого действия из действий гиюра[19] она входит? При окунании в микву. В Ãлахе[20] существуют разные мнения, что возможно и при обрезании, и при окунании в микву, два действия обращения (для мужчины) в наше время, должен изначально предстать перед тремя судьями или нет. Уточняется[21] у Рамбама[22] что это не принципиально, будет ли обрезание перед тремя судьями, но в вопросе окунания вынесено более строгое решение. Почему так?

Объяснение уже по хасидизму[23]: обрезание в аспекте «уклоняйся от зла»[24], отрезается его крайняя плоть, он удаляет с оболочки крайней плоти весь свой гойишкайт и все впечатление от его идолопоклонства, которое противоположно иудаизму. Но, согласно простому смыслу, когда он получает заповеди? В конце концов, гиюр — это принятие заповедей: «делай добро». На каком этапе он получает заповеди? При окунании. Три судьи должны стоять возле него, а затем, когда «он будет стоять в воде», еще до того, как он опустит голову, чтобы окунуться, «сообщают ему немного легких заповедей и немного серьезных заповедей во второй раз»[25]. Он многому научился раньше, много с ним говорили, но сейчас самое главное — сейчас время, когда в него входит «вторая душа, отличающая каждого еврея», его «Израиль» входит в него. Так что здесь, по общему мнению, все должно происходить перед тремя судьями.

Не так известно, но в Гемаре[26] также есть мнение — не по Ãлахе — что отсутствие обрезания не откладывает (принятие гиюра). Это мнение рабби Йеошуа. Существует также противоположное мнение рабби Элиэзера, что обрезание необходимо, а (отсутствие) окунания не откладывает. Всегда Ãлаха, как рабби Йеошуа, против рабби Элиэзера[27], но здесь мы постановляем как третье мнение — согласно рабби Йоси, как мудрецы — и (отсутствие) и того, и другого задерживает. Вот почему сегодня никому не представляется, что можно пройти гиюр без обрезания и без окунания в микву, но в Гемаре есть разнообразные мнения. В любом случае, что касается принятия заповедей и времени входа второй души, главное – это окунание. Во времена Храма есть и третье, жертвоприношение, которое уж точно не главное и тогда, и вовсе не сегодня — это главный вопрос, который мы обсудим с Б-жьей помощью[28].

Образ среднего – праведный гер

Если мы продолжим эту мысль, то придем к очень важному пониманию относительно образа среднего в Тании. Ведь это «книга средних» — что тоже новинка. Для чего ты освящаешь слово «средний»? Что Алтер Ребе хочет этим сказать? Это что-то странное, может быть, это новизна книги Тания — вместо того, чтобы освящать образ праведника, он освящает образ среднего. Ударение на слове «средний» тоже странное, и терминология «вторая душа, отличающая каждого еврея» относительно Б-жественной души тоже очень странное.

Как мы еще объясним[29], всегда поясняют, что средний Тании принадлежит к миру Йецира-Сотворения, миру, который наполовину хорош и наполовину плох — поэтому он средний, он посередине — между добром и злом. Мудрецы говорят[30], что средний — это тот, кто на самом деле наполовину хороший, и наполовину плохой, а Алтер Ребе говорит в первой главе Тании, что это «имя заимствованное» (как он также объясняет определения праведника и грешника — большинство заслуг (у праведника) и большинство прегрешений (у грешника)). Алтер Ребе говорит, что половина на половину здесь – это в душе, а не в реальных делах, но определение — половина на половину, а место половина на -половину — это мир Йецира-Сотворения.

Все это должно было сообщить нам очень важный источник, что внутреннее чувство среднего в Тании на самом деле похоже на чувство праведного гера. Конечно, простой смысл говорит о том, что все должны быть средними — «Ступень среднего доступна каждому человеку, и каждый должен к ней стремиться. Любой человек может быть средним в любое время и час»[31].  Слова «каждый человек» повторены здесь трижды, что называется ׳חזקה׳ )сила), и это не обязательно тот, кто родился евреем, «каждый человек» может быть и тем, кто родился неевреем и прошел гиюр по Ãлахе[32] (и тогда оказалось ретроактивно, что он «гер, который прошел гиюр», а не «гой, который прошел гиюр», то есть, всегда был праведным гером[33]). Безусловно, «каждый человек» включает сюда евреев от рождения… Но и у еврея место среднего в душе – это «пришелец, который в среде твоей»[34] — место, где имеет место солидарность с герами (конечно, и наоборот, любой праведный гер может достичь всех ступенях, перечисленных в Тании — «дай Б-г стать средним», а также ступени «совершенного праведника» — и отношение здесь к гер-цедеку только как к прототипу). Гер постоянно чувствует себя раздвоенным по отношению к своему месту, и это также ощущение среднего — что на самом деле он находится в хорошем месте, святости, но в сердце своем он разделен, он не чувствует себя «дома», как гражданин земли (что поэтому ему всегда нужно служение покорения стороны зла (в его душе)[35], «кто силен-גבור? [буквы גר בו (гер в нем), гер должен быть героем[ тот, кто обуздывает свои страсти»[36].

Учиться быть средним у гера

Чему средний может научиться у гера? Во-первых, еврей-средний может стать духовно сильнее, размышляя об образе гера. Алтер Ребе пишет в Тании[37], что трудность средних заключается в том, что в них происходит постоянная война, некое достижение равновесия в постоянно нестабильной ситуации. Мы сказали[38], что каждое обращение — это азартная игра, гер даже после обращения находится в половинчатом состоянии. Разве из-за этого ему не стоит проходить гиюр? Ни в коем случае?! Азартная оптимистичная ставка, даже если «»סורו רע[39] и есть опасение, что он упадет – верят, что у него все получится, и побуждают его к необратимому поступку, к гиюру. Любого среднего человека это вдохновляет войти в состояние азартной игры, равновесия и постоянной борьбы и быть оптимистичным в отношении успеха.

Можно добавить сюда еще одну мысль, которая также объяснит кое-что очевидное во 2-й главе Тании: гер не может оставаться сам по себе — родившиеся евреями должны постоянно вдохновлять, направлять и укреплять, и можно сказать и обнимать его. Отношения между евреями от рождения и праведным гером, такие же, как между мозгом и сердцем, и вся книга Тания говорит, что средний нуждается в указании «мозг властвует над сердцем»[40] — геру необходимо получать наставления от сынов Израиля. По тому же принципу каждый средний в сущности нуждается в постоянном руководстве и поддержке со стороны праведников, со стороны тех, кто выше его. Когда это понятно, становится яснее, почему Алтер Ребе так «срочно» говорит уже во второй главе Тании о важности привязанности к праведникам и о том, что каждый еврей получает от них свою жизненность (лицом к лицу или со спины, в соответствии с его связью или оппозицией к ним). Привязанность к цадикам является не только основой хасидизма в целом, но и основой служения среднего, в частности, который подобен геру, и нуждается в том, чтобы родовитые евреи (цадики) приняли и поддержали его.

Автор статьи: Рабби Ицхак Гинзбург

Еженедельник Галь Эйнай Нифлаот Ки тиса, стр. 5-14.

[1] Йешаяу 43, 7.

[2] Санhедрин 10, 1.

[3] Тосефта Санhедрин 13. Постановлено Рамбамом, Законы царей 8, 11.

[4] Рамбам, Законы идолопоклонства 10, 6.

[5] Песахим 21, 2; Авода зара 65, 1 и др.

[6] Эц хаим, шаар 47 (סדר אבי“ע); шаар 49 (клипат нога) главы 3-6.

[7] См. Раба на Берешит 2, 4 и ниже Ãнсман, прим. 47.

[8] Шаарей кдуша часть 3, врата 2.

[9] В первой части урока — опубликовано в Тецаве Нифлаот 82 г. И читайте на нашем сайте в переводе: https://gal-einai.ru/chetvertaya-revolyutsiya/giyur-optimistichnyj-risk/

https://gal-einai.ru/chetvertaya-revolyutsiya/b-syn-izrailya-pravednyj-ger-i-ger-rezident/

https://gal-einai.ru/chetvertaya-revolyutsiya/v-giyur-ispravlenie-mira-sozdaniya/

[10] Смотрите урок (на иврите) הלקח והלבוב на нашем сайте.

[11] См. Ã-тева а-йеуди стр. 140 и в нескольких местах.

[12] Йевамот 79, 1.

[13] Мишлей 14, 34.

[14] Бава батра 10б.

[15]לקו“ב לקונטרס ההתפעלות (מאמרי אדה“א קונטרסים) עמ׳ קמד.

[16] См. урок от 7-го Швата 82 г. – часть 1, отпечатанный в номере Нифлаот Бешалах. На русском читайте на нашем сайте: https://gal-einai.ru/chetvertaya-revolyutsiya/gde-ty-nahodishsya/

[17] שו“ע אדה“ז מהדו“ת ד, ב. וש״נ .

[18] Йевамот 22, 1.

[19] О действиях по гиюру в период Храма и в наше время см. 3-ю часть урока, которая будет напечатана позже сБп.

[20] См. сводку мнений в Энциклопедии Талмуда, «принятие еврейства», часть 3.

[21] См. Кесеф мишне на Рамбама, ниже Ãнсман.

[22] Законы запрещенных совокуплений 13, 7.

[23] См. также Ликутей сихот, часть 26, беседа 3 на главу Мишпатим. Также Мишмуэль, Итро, 5777, Мецура 5773.

[24] Теилим 34, 15.

[25] Законы запрещенных совокуплений 14, 6.

[26] Йевамот 46, 2. См. там 45, סוע“ב.

[27] См. Седер танаим веамораим, часть 2, סט״ו. הלכות גדולות סנ״ג

[28] В части 3 урока, которая будет напечатана в дальнейшем сБп.

[29] См. Хатан им кала, стр. 127. И в нескольких местах.

[30] Рош а-шана 16, 2 и у Раши. Рамбам, Законы тшувы 3, 1.

[31] Тания, глава 14.

[32] И в качестве намека: «Всякий человек» равен 3 раза «нееврей» (“כל אדם“ = 3*גוי), 3 раза «всякий человек» (“כל אדם“) равен hод раз «нееврей» (הוד*גוי), то есть, намек на нееврея, ставшего евреем (התייהד).

[33] Ответы раввина из Ротенбурга от имени р. Хасида (цитируется в Книге ответов, בעלי התוס׳ מכת“י סי“ט — ניו־יורק תשי“ד — עמ׳ רפו)

[34] Дварим 28, 43.

[35] Тания, глава 27: «это служение среднего — постоянно покорять сторону «ситра ахра» (сторону зла)».

[36] Авот 4, 1.

[37] В главах 27 и 35.

[38] В первой части этого урока: https://gal-einai.ru/chetvertaya-revolyutsiya/giyur-optimistichnyj-risk/

[39] Бава меция 59, 2 («он, в принципе, неполноценный»).

[40] Зоар 3 24, 1. Тания, глава 12.

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.