В. Гиюр — исправление мира Создания

Три мира и десять сфирот

(Продолжение 2)

Нашей главной темой является правильный гиюр, согласно Ãлахе, — гиюр праведного гера, которое соответствует в первой структуре, которую мы сделали сегодня вечером, мира Создания-Йецира. Миры Творения-Создания-Действия (Брия-Йецира-Асия) также можно отождествить с понятиями мысли-эмоции-поведения[1]: мир Творения-Брия — это мир разума, в котором светят сфирот хохма-мудрость, бина-понимание и даат-познание; мир Создания- Йецира – это мир эмоций, в котором светят сфирот хесед-доброта, гвура-сила и тиферет-гармония; мир Асия, как следует из его названия, — это мир действия, в котором светят сфирот нецах-вечность, hод— величие, йесод-основа, малхут-царство, силы актуального поведения.

То есть три общие ступени фактически делятся на десять ступеней — три ступени Израиля (души мудрости, души понимания и души познания), три ступени герей-цедек (души доброты, души силы и души гармонии) и четыре ступени герей-тошав (души вечности, души величия, души основы и души царства). Во-первых, здесь есть очень красивый намек на то, что все разделено на десять сфирот: здесь две системы – народ Израиля, герей-цедек, герей-тошав; Мир Брия, мир Йецира, мир Асия (שראל, גר צדק, גר תושב; עולם הבריאה, עולם היצירה, עולם העשיה) – сумма их гиматрий равняется 3220, ровно десять раз «доля в будущем мире» (“חלק לעולם הבא“)[2]! То есть, каждая из этих десяти ступеней, из сынов Израиля и из праведников народов мира, имеет долю в будущем мире.

Гиюр с чувством

В общем, главное разделение между народом Израилем в мире Брия и герами в мирах Йецира и Асия[3] — Израиль в трех первых (ראשונות ג  — акроним גרгер гамур – совершенный народ…) сфирот разума, и геры в семи нижних сфирот, мерах. Это разделение является общим отношением между народом Израиля и народами мира[4], причем народ Израиля дает миру сам разум, Тору, которая предшествовала миру, тогда как народы принадлежат природе мира, сотворенной в семь дней Творения. В частности, геры делятся на миры Йецира-Асия – праведные геры эмоциональны, так как мы тут сразу объясним, а геры-резиденты — люди действия (причем семь заповедей сыновей Ноаха, которые они соблюдают, это, в основном, заповеди исправления мира и общества на уровне действия.

Мы сказали, что герей-цедек и герей-тошав называются «гер и тошав». В Псалмах написано «ибо я пришелец перед Тобой, туземец, как все праотцы мои»[5], и Мальбим очень красиво объясняет, что душа — «гер» в этом мире, а тело «тошав-туземец» — простое отношение между душой и телом соответствует отношению между миром Йецира и Асия. Есть еще один стих: «Ибо пришельцы мы пред Тобой и поселенцы, как и все отцы наши; как тень, дни наши на земле, и нет надежды!»[6] у гера есть понимание, что «в конце человек умирает»[7] (и по мере того, как проходит жизнь и развивается человек, он приближается к смерти, подобно тени, которая удлиняется, когда солнце клонится к закату, а затем внезапно исчезает[8]), сознание нашего времени коротко, оно соответствует «малому лику», гнездящемуся в мире Йецира[9]. Вообще переживания жизни и смерти относятся к сфере мер, к чувству мира Йецира (ведь в шести границах-мерах мира произошло крушение мира тоhу-хаоса). Видимо, именно это сознание и подталкивает гера к поиску цели в жизни, к выходу из мимолетной жизни и сосудов мира, чтобы приобщиться (скоро в наши дни[10]) к народу вечности.

Еще раз, сейчас мы сосредоточимся на мире Йецира — мире эмоций, который является миром праведных геров. Меры эмоций, доброта-сила-познание, чьи внутренние аспекты — это любовь-страх-милосердие[11], соответствуют трем признакам народа Израиля — милосердные (мера милосердия-тиферет), стыдливые (мера благоговения–гвура) и благодетельные (мера любви-хесед)[12]. То есть эмоции гера[13]  фактически подготавливают его присоединиться к народу Израиля[14] и доказывают, что он тоже присутствовал на горе Синай[15].

Понимание того, что праведный гер, в основном, принадлежит миру эмоций, также говорит о том, что для того, чтобы приблизить его и принять его в народ Израиля, нужно быть евреем с эмоциями. Тот, кто занят гиюрами, должен быть с открытым сердцем, с желанием принять геров и фактическими усилиями, должным образом заниматься процессом гиюра по Ãлахе, все из знания, что гиюр — это право для проходящего его[16] и желание принести пользу как можно большему количеству людей (пока это не произойдет для всех нас, народа Израиля и геров, «с которыми мы вместе будем наслаждаться сокровенным знанием, ходить в дом Б-га вместе»[17]). Эмоция также необходима, чтобы почувствовать душу гера[18], почувствовать его стремление к святости, полюбить его и отождествиться с ним[19] («И пришельца не притесняй; вы знаете, каково пришельцу, ведь пришельцами вы были в земле египетской»[20], «Люби его, как самого себя, ибо и вы были переселенцами в земле египетской»[21], «Любите же, и вы переселенцев, ведь вы и сами были переселенцами в земле египетской»[22]). Иными словами, суд по прохождению гиюра должен состоять из эмоционально мотивированных раввинов.

Соотношения между мозгом и сердцем в гиюре

Что выходит? Что отношения между сыном Израиля и гером — это отношение мозга к сердцу — Израиль — буквы «мне голова» (ישראל – לי־ראש )[23], а гер — эмоциональный человек. Обычно порядок должен быть: «мозг властвует над сердцем»[24]. Это, несомненно, должно быть чувство гера[25], который всем сердцем принимает наставление сына Израиля из желания быть частью народа Израиля.

Правда, ближе к концу процесса очищения «когда приближаются раглин бераглин«[26] — когда приближаются Геуле, открывается-сверкает аспект «внутренний аспект сердца правит разумом»[27], который является сильным желанием приближать-обращать как можно больше геров во имя Неба в действительности (как желание Йосефа праведника, который сделал обрезание египтянам[28], как желание Моше Рабейну, который он приблизил эрев рав (разнородную массу иноверцев), и как желание Мордехая и Эстер в Пурим, которое способствовало тому, что «многие народы земли стали йеудеями, потому что на них напал страх перед йеудеями», поскольку в Пурим весь народ Израиля, включая геров, является «народом Мордехая»[29] и «страх йеудеев» был «страхом перед Мордехаем»[30], и вдумайся как следует в сказанное).

Оптимистическая ставка

Скажем еще кое-что о мире Йецира: мы упомянули, что мир Асия в основном плох, и добра в нем мало – это мир гера-резидента. В мире Брия, в мире народа Израиля, ситуация обратная — большая часть хороша, а меньшая часть плоха. Что происходит в мире Йецира, мире праведных геров? Это место «наполовину» — половинка на половинку, наполовину хорошее и наполовину плохое. Принятие праведных геров в наше время, это в сущности участие в азартной игре. И согласно Ãлахе великая мицва пойти на этот риск. Точно неизвестно, что выйдет из этого гера, но рискуют и сознательно входят в эту половинчатую ситуацию. В этой половинчатой ситуации я решаюсь на хорошее, в добрую сторону — я позитивен, я оптимистичен. Положительная эмоция характеризует креативность мира Создания-Йецира.

Чтобы продвигать тему Четвертой революции, включая вопрос о гиюрах, нужно быть оптимистом. Оптимизм – это окончательное решение сделать ставку в положительную сторону. Ведь можно также быть пессимистом — ты можешь быть пессимистом и от того, что видишь происходящее в действительности, на местах. Не все геры становятся величайшими праведниками. Еще раз, в гиюре есть аспект авантюры, и в нем есть оптимизм. Ãлаха говорит, Шах пишет это[31], что все в соответствии с видением судей относительно намерений кандидата на обращение. Нужно доверять сердцу суда и быть оптимистичным, «идти на это». Есть, конечно, определенные общины и определенные периоды в нашем горьком изгнании, когда воздерживались от обращения, не «шли на это», но когда читают Ãлаху — закон не таков. Вот почему великая мицва читать Ãлаху в «пропущенном» знаке (חסר) – это знак רסח в Йоре-деа. Там со всеми выводами толкователей делают ставку на гиюр — априори. Не отсрочивают геру принятие гиюра, если чувствуют, что его намерение во имя Небес, это пытка судом делать геру отсрочку — принимают его немедленно[32]. Обучают его некоторым легким заповедям и некоторым серьезным заповедям и обращают его[33].

Чтобы подойти к вопросу гиюра должным образом, надо быть очень творческим человеком, чтобы вообще «уловить» эту душу и понять, есть ли у нее благие намерения ради Б-га — является ли она человеком, который прибавит к народу Израиля, приблизит ли он Спасителя, настолько, что Машиах медлит, потому что без геров не может прийти[34]. Конечно, самым творческим является сам гер — он был неевреем и теперь становится во всем равноправным евреем, творческой личностью. Опять же, мир Создания-Йецира — это также мир двух начал-склонностей, который наполовину хороший и наполовину плохой, а также мир творчества, в значении «снимает облик и одевает облик»[35] нового.

Симпатия к сыновьям Ноаха

Рассмотрим еще один важный аспект, также относящееся к теме, о которой мы говорили в последнее время[36]. Мы спросили, почему у мудрецов принято называть всех неевреев именно «сыновьями Ноаха», а не сынами первого человека или что-то другое. Простое объяснение заключается в том, что только Ноах получил седьмую из семи заповедей, называемых семью заповедями сыновей Ноаха: запрет есть части животных, из тел которых еще не полностью ушла жизнь[37]. Мы объяснили, что ступень сыновей Ноаха относится к миру Йецираруах-дух в пяти ступенях наранхай (нефеш-руах-нешама-хай-йехида – сокращенно на-ра-н-ха-й) — на одну ступень выше шести заповедей исправления общества, полученных первым человеком. Если неевреи соблюдают заповеди, они хорошие сыновья Ноаха. Но есть еще кое-что, главное, что мы не сказали:

Поскольку первый стих Торы, начало главы Берешит, звучит так: «В начале сотворил Б-г небо и землю» (בראשית ברא אלהים את השמים ואת הארץ), гиматрия которого благодаря частному Провидению равна гиматрии «У каждого из народа Израиля есть доля в грядущем мире» (כל ישראל יש להם חלק לעולם הבא) и «Праведники среди народов имеют долю в грядущем мире» (חסידי אומות העולם יש להם חלק לעולם הבא), поэтому стих, завершающий главу Берешит, звучит так: «Однако Ноах снискал приязнь в глазах Б-га»[38]. Когда я называю нееврея сыном Ноаха, чего я хочу от него? Что я ему намекаю? Каждому нееврею, которого я называю сыном Ноаха, я намекаю: «Ты можешь снискать приязнь в глазах Б-га!», как написано: «Однако Ноах снискал приязнь в глазах Б-га» (Берешит 6, 8). Что Б-г делает для вас, когда вы ему нравитесь? Он приближает вас к нему![39]

У нас бесконечное число объяснений относительно этого аспекта חן (симпатия) — целая книга[40]. Вообще, симпатия к кому-то указывает на отношение. Как только я называю его сыном Ноаха, я приглашаю его, я говорю ему: «постарайся снискать приязнь в глазах Б-га» — для того, прежде всего, будь хасидом. Что такое хасидизм? Вероятно, хасидизм начинается с нееврея, праведника народов мира. Прежде всего, будь хасидом, и если тебе удастся снискать приязнь, то результатом и целью симпатии будет то, что Б-г пробудит тебя. Когда называют нееврея сыном Ноаха, его спрашивают: «Ты снискал приязнь в глазах Б-га»? Ты цельный праведник?» Следующий стих: «Вот родословие Ноаха: Ноах — человек праведный и совершенный»[41] — он еще нееврей, еще не наш праотец Авраам.

Есть различные толкования об отношениях между Ноахом и Авраамом[42], но ясно, что он не наш праотец Авраам. Тем не менее, он тоже угоден Б-гу и также совершенный праведник. Каждому сыну Ноаха говорят, после нашего праотца Авраама, после дарования Торы: «реализуй Ноаха- נח, который в тебе, נח буквы חן -симпатия[43]!

Гер – «Говорящая птица»

Если так, то мы добавили здесь очень важный момент: быть сыном Ноаха, то есть, снискать приязнь в глазах Б-га и быть совершенным праведником, и тогда, конечно же, Б-г поможет вам и вдохновит вас поднять мир. Что значит поднять мир? Изменить суть. Есть изменение реальности и есть изменение сущности. О еврее написано, в выражении в календаре «А-йом йом«[44], что хасидизм не приходит для изменения сущности — потому что ты уже еврей, а только — чтобы открыть свою сущность и изменить свою реальность: «хасидизм изменяет действительность и раскрывает сущность». А для нееврея (для праведников народов мира) цель хасидизма — изменить сущность — это поднятие миров. Поэтому гиюр — это большее новшество, более «говорящая птица»[45], больше увеселения для Б-га. Он ждет этого развлечения, удовольствия, наслаждения, которое производит гер, — и именно это ожидание задерживает приход Машиаха. Всевышний ждет творческого отношения от гиюра, то есть изменения сущности.

Наша задача состоит в том, чтобы отождествляться с Б-гом, а также отождествляться с герами, встречать и приближать с сердцем, полным чувств, тех сыновей Ноаха, которые угодны Б-гу, и «рисковать» на тех, чей гиюр приблизит приход Машиаха. Для нахождения этого гера, истинного праведного гера, можно толковать высказывание «из капли на вершине масличного дерева» (“מגרגרו בראש הזית“)[46], которую Раши приводит в начале следующей главы — нахождения первой капли, пригодной для света меноры для «всех на свете»[47]. Того гера надо привести к Моше Рабейну, который хочет приближать геров, чтобы они осветили с ним мир — «И ТЫ ПОВЕЛИ СЫНАМ ИЗРАИЛЯ, И ОНИ ДОСТАВЯТ ТЕБЕ ЧИСТОГО ОЛИВКОВОГО МАСЛА, ВЫЖАТОГО ИЗ МАСЛИН, ДЛЯ ОСВЕЩЕНИЯ – ЧТОБЫ ЗАЖИГАТЬ СВЕТИЛЬНИК, ГОРЯЩИЙ ПОСТОЯННО»[48] (то есть, именно к Моше, каким он является на самом деле в аспекте «ты», раскрытие его сути[49]).

И намек-окончание в тайне обретения приязни геров: гиматрия выражения, с которого мы начали: ורבים מעמי הארץ מתיהדים («и многие из народов страны стали йеудеями») равна гиматрии самого явного выражения симпатии, которое фигурирует в пророчестве о меноре) — תשֻאות חן חן («Прекрасен, прекрасен он»)[50]!

[1] И см. Пардес Римоним, врата 31, глава 1 (и в нескольких местах). мысль-чувство-поведение соответствует нефешу-руаху-нешаме (трем нижним уровням души), которые соответствует Брия-Йецира –Асия.

[2] “חלק לעולם הבא» («Доля в будущем мире») =322 =14*23 (при разделении доли на 6 и 8: 6* 23 (חלק) = 6 сочетаний8*23 = לעולם הבא ,חיה  — тайна Имени קפד). И гиматрия средних букв חלק לעולם הבא« равна гиматрии слова «доля» — חלק. И в любом случае сумма гиматрий первых и последних букв выражения: “חלק לעולם הבא“ равна гиматрии לעולם הבא«“ («в будущем мире»).

[3] И согласно этому делению: Израиль, мир творения = 910, 10 (4 в треугольнике) 13 раз в треугольнике; Гер-цедек мир Йецира гер-резидент мир Асия = 2310 = 10 (4 в треугольнике) раз 21 раз в треугольнике. Соотношение между 13 и 21 (два основания треугольников, умноженные здесь на 10) это отношение золотого сечения.

[4] См. подробнее нашу книгу «Каббала для народов мира«, глава 3.

[5] Теилим 39, 13.

[6] Диврей а-ямим 1 29, 15.

[7] Брахот 17, 1.

[8] См. Малбим на этот стих.

[9] См. Тикуней Зоар, тикун 6 (23, 1).

[10] См. выше примеч. 26.

[11] См. об этом подробнее в нашей книге Анатомия взаимности на русском языке, а также «Сод Ашем лиреав«, шаар 1, части 7-9 и в «Шиурим Сод Ашем лиреав«.

[12] Ейвамот 79, 1. О соответствиях Авраама-Ицхака-Яакова – Колесницы – и сфирот хесед-гвура-тиферет смотри: חדא“ג מהר“ל שם; נתיבות עולם נתיב הבושה פ“א; תורת משה לרמ“א ר“פ עקב; פרי צדיק ויקהל אות ג.

[13] Эмоция-רגש – буква ש намекает на огонь-אש чувства, которое включает сфирот хагат (хесед-гвура-тиферет, см. Зоар 1 2, 2) внутри гера גר.

[14] См. подробнее вторую часть урока, которая будет опубликована сБп на следующей неделе — что основа животной души из клипат нога («прозрачная оболочка»), обладающая хорошими качествами, являющимися признаками Израиля (Тания, глава 1), существует и у праведников народов мира и является основой для гиюра по Ãлахе.

[15] Шабат 146, 1 (см. Недарим 20, 1).

[16] Ктубот 11, 1.

[17] Теилим 55, 15.

[18] И красивый намек: гиматрия слов: “נפש הגר“ («душа гера») равна אברהם יצחק יעקב (Авраам-Ицхак Яаков), אברהם־יעקב = נפש (Авраам-Яаков = душа), а יצחק = הגר (Ицхак = гер) – вся общность еврейских чувств отождествляется с душой гера, как сказано выше.

[19] См. также урок Шабат Итро (упомянутый выше в примеч. 77) и в следующих частях урока об солидарности как основе отношения к геру.

[20] Шмот 23, 9.

[21] Ваикра 19, 34.

[22] Дварим 10, 19.

[23] Сефер ликутим Ваешев. И в нескольких местах.

[24] Зоар 3 224, 1; Тания, глава 12.

[25] См. также часть 2 урока о том, что праведный гер является, согласно Тании, средним, у которого главное: «Мозг властвует над чувствами».

[26] Зоар 2 258, 1.

[27] Ликутей Тора, толкования на Рош а-Шана 58, 4.

[28] Берешит раба 91, 5.

[29] Эстер 3, 6.

[30] Там же 9, 3.

[31] סימן רסח סקכ“ג

[32] Рамбам, Законы запрещенных половых актах 14, 1. (И в Шулхан Арух Йоре деа, 268, 2).

[33] Рамбам, там же, 2 и Шулхан арух, пункт 2.

[34] לקומ“א יז, ו .

[35] На языке ришаним. Сефер а-Плия, со слов “ויאמר אלהים ישרצו המים וגו׳“; толкование Райведа на Сефер Йецира (2, 1). תחלת ספר החשק לר“א אבולעפיא אבולעפיא и в нескольких мастах.

[36] Урок от 7-го Швата – см. выше примеч. 49.

[37] Рамбам, Законы царей 9, 1.

[38] Берешит 6, 8.

[39] См. там же из Шмуэль Ноах 5678  со слов במדרש רבה ונח מצא חן»“.

[40] «שבעים פני חן» — книга, которая вскоре должна выйти в свет сБп.

[41] Берешит 6, 9.

[42] Раши там.

[43] Феномен переворота принадлежит зрачку глаза — человек, увиденный наяву, переворачивается в зрачке (см. также Радак, Сефер а-шорашим, корень «איש» и комментарий к Теилим 17, 8) — и благодаря ему осуществится у гера: «Храни меня, как зеницу ока» (Теилим 17, 8), ведь «Бережет Б-г пришельцев-геров» (Теилим 146, 9).

[44] Календарь А-йом йом на 13-го Кислева: Мой отец сказал: «Хасидизм изменяет бытие и раскрывает сущность. Сущность еврея невозможно оценить и измерить, ибо он — часть Б-жественной Сущности, а «ухвативший часть Ее — как будто ухватывает Ее всю», и как нет меры Сущности, так же нет меры у Ее части. Подобно тому, как сказанное о кистях цицит «на углах одежды» означает «из того же материала, что и углы». Б-г создал душу так, чтобы она была «творением», но хасидизм раскрывает ее сущность».

[45] См. Ор Тора (Кеhат, выпуск второй), 310 и 388 (и во многих статьях по хасидизму).

[46] Менахот 8, 4. И намек: “מגרגרו בראש הזית“ = זך (чистый, «чистое оливковое масло») * 51 (троекратное-טוב хорош, тайна «Лучше (доброе) имя, чем добрый елей» (Коэлет 7, 1) и Тов – исходное имя Моше Рабейну – см. также в уроке, упоминаемом ниже в примеч. 127)

[47] Менахот 86, 2.

[48] Шмот 27, 20.

[49] И см. Кли якар на стих и в Ликутей сихот, том 21, Тецаве, беседа 3. И урок от 5-го Адара, напечатанный на стр. 18-21 в еженедельнике Нифлаот Тецаве 82 г.

[50] Зехарья 4, 7: «Кто ты, гора великая пред Зеруббавэлом? Равниной (станешь) и вынесет он главный камень (при) восклицаниях: «Прекрасен, прекрасен он!»». «Гора великая» намекает на Авраама (אברהם = הר גדול), которого «называли горой» (Мидраш Теилим 81 и т.п.) и «отцом многих народов» из-за его силы обращать, «величайший из гигантов-анаким человек» (Йеошуа 14, 15, Берешит раба 14, 6), давать-леhааник чистую веру в единого Б-га каждому в мире — и Зеруббавэль намекает на искры святости, рассеянные в Вавилоне, куда были изгнаны переселенцы из Израиля (Песахим 87, 2). Предыдущий стих: «И отвечал ангел, и сказал мне так: «это слово Ãвайе, сказанное Зеруббавэлу: не могуществом и не силой – только духом Моим, — сказал Ãвайе Цва-от»» учит, что сила привести Геулу находится «в Моем духе», которым исправляют мир в малхут-царстве Ша-дай и делают гиюр всем искрам-герам.

3-я часть статьи «Гиюр — оптимистическая ставка» из еженедельника Галь Эйнай Нифлаот Тецаве 82 г.
Вам также могут понравиться

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.