Праведник в своих поколениях (2)

Золото Шломо

Толкование Рава Ицхака Гинзбурга на Раши главы Ноах

Продолжение к первой части статьи  «Праведник в своих поколениях (1)»

Ноах в трех мирах

И здесь ранг Ноаха проявляется в трех стадиях: сначала говорится: «И Ноах снискал благосклонность в очах Б-га», что является по-простому совершенной похвалой (не как в приведенном выше Мидраше); Затем говорится: «Это поколения Ноаха» с двумя комментариями Раши: «поскольку упомянул, отозвавшись с похвалой» и «главное в родословии праведника – добрые дела» – оба толкования с похвалой; Кроме того, существуют разногласия относительно того, являются ли слова «в своих поколениях» похвалой или осуждением.

Здесь идет спуск по лестнице, и нужно интерпретировать в соответствии с мирами Бийя: В мире Брия (творения): «Ноах снискал приязнь в очах Б-га» (язык творения написан рядом с «Истреблю человека, которого сотворил»). В мире Йецира (мире эмоций) Ноах является «благословлена память о праведнике», и чувствуется, что главное в его родословии — это добрые дела. Но когда вы спускаетесь в мир Асия (“אף עשיתיו“,где проявляется гнев Творца), тогда есть некоторые, толкующие его с осуждением, так как в действительности он принадлежал к поколению нечестивых людей и не поднялся посредством праведника, подобного Аврааму, и не спас свое поколение от гибели.

И еще, из двух комментариев к словам: «Вот родословие Ноаха» появляются мнения похвалы и осуждения: Первый комментарий «поскольку упомянул, отозвавшись с похвалой» — это самобытное восхваление «упоминание о благословенном праведнике» (в самой сути его упоминания), а второй комментарий: «главное в родословии праведника – добрые дела» относится к похвале на практике — самобытное восхваление соответствует хагату (хесед, гвура, тиферет), основным мерам (которые относятся к миру Йецира), похвала реальная соответствует неhи (нецах, hод, йесод, ответвлению мер). Если похвала самобытная, приемлемо толковать все похвально, а если похвала реальная, тогда есть место толковать «в своих поколениях» с осуждением и здесь не место для более подробного анализа.

И вот в хасидизме[1] цитируется толкование «нужно толковать в осуждение», то есть, что сам Ноах толкует в осуждение, осознавая свою низкое положение. Это гармонизирующее толкование, и в любом случае нет никакого противоречия тому, что «Ноах снискал приязнь в очах Б-га» — напротив, это тот самый мотив, который нравился Творцу, потому что Ноах осуждал себя самого, поскольку известно, что мера смирения  приводит к симпатии, как мы узнаем по методу «гзера шава» (Гзера шава (`аналогия`) — заключение, основанное на тождественности выражений) в стихах «Жена благонравная приобретет славу»[2], «смиренный духом стяжает честь»[3]) и, следовательно, «смирение» — это аспект «жены благонравной». И намек: «И Ноах снискал приязнь», ונח = גנאי (И Ноах = хула).

Поддержка и испытание

В том, что Ноаху была необходимо помощь и поддержка, Гур Арье интерпретировал (не как Раам, что он уединялся, но) что Ноах был привязан к Шхине, и это видно из слов: «Ноах ходил с Б-гом», и эта приверженность – поддержка Святого Благословенного Ноаху. Но Авраам ходил в своей праведности даже без неотступности от Шхины: «потому что Он несколько раз испытывал его, и тогда приверженность не помогала ему, потому что Он его испытывал», то есть главное в испытании заключается в том, что в то время скрыто видимое освещение –поддержка Творца.

И отсюда более понятно, почему Ноах в поколении Авраама «ничем не считался» (по сравнению с Авраамом), потому что велика разница между праведником, который не выдерживает испытания, и праведником, который выдерживает испытание: « Десяти испытаниям подвергся праотец наш Авраам и выдержал их все — из этого мы видим, сколь велика любовь нашего праотца Авраама [ко Всевышнему]«[4].

И объяснение таково: Ноаху нужна была помощь извне, в окружающем аспекте (вверху и внизу, «под небесами»[5], но не изнутри (в то время как Авраам обнаружил буквально самом в себе «часть Б-га»[6], «укрепляется и идет в праведности сам по себе», и ему не была нужна поддержка извне! Следовательно, только Авраам мог выдержать испытание «поднимая знамя ради истины»[7], высшее всех в мире, включая Ноаха (и Ашл»а объяснил: «потому что наш предок Авраам пробудился, чтобы познать своего Создателя и служить Ему, и затем Небесный ветер подул на него, и это аспект снизу-вверх. Но Ноах «ходил с Б-гом», к нему приходило пробуждение Свыше, и это вышеупомянутая помощь и поддержка, см. там).

Ноах и Авраам

Продолжение сравнения Ноаха и Авраама: Авраам родился в конце главы Ноах, «конец вонзен в начало». И нужно сказать, что Авраам исправил Ноаха: Ноах в своем поколении, поколении потопа, не открыл сам аспект преданности и не мог выдержать испытание, но нуждался в помощи и поддержке (и поэтому Б-г не подверг его испытанию[8]), но Авраам, выдержавший испытание, обнаружил ехиду души (ее самую высшую часть) самого Ноаха! Ноах возвращается в поколении Авраама в новом лице. Все это намекается в том, что Ноах умер, когда Аврааму было 58 (гиматрия נח-Ноах) лет, Авраам стал Ноахом, а затем первый Ноах ушел. И вот Авраам прожил 175 лет, то есть в три раза по 58 (נח) плюс единица-колель (и первом стихе главы слово «Ноах» встречается трижды), то есть, до смерти Ноаха Авраам жил с 58 лет, а после смерти Ноаха прожил еще 58+58 лет, в тайне «цельный с половиной» по отношению к Ноаху, и вдумайся в это как следует[9].

Таким образом, следует интерпретировать повторение имени Ноаха в начале главы: «Вот родословие Ноаха: Hoax был мужем праведным…» — Ноах в его поколении, Ноах в поколении Авраама. А также «непорочный праведник» — праведник, то есть, сам Ноах, «непорочный» намекает на Авраама, о котором сказано: «Ходи предо Мною и будь целен»[10]. И это то, что сказано ниже, «ибо тебя Я видел праведным предо Мною в этом поколении» — то есть именно в этом поколении, до Авраама, тогда Ноах только праведник, и только благодаря Аврааму он также стал «цельным». А Раши интерпретирует следующее: увидел Я праведным. И не сказано «праведным, цельным» (как в 6, 9). Отсюда (следует), что лишь о части достоинств человека говорят в его присутствии и обо всех — в его отсутствие [Эрувин 18а]. И также следует истолковывать таким образом (с намеком в любом случае) немного похвалы в его присутствии, то есть, то, что сейчас ясно, что Ноах праведник, и все, что не в его присутствии, то есть, со стороны исправления, которое последует. И намек: (Ноах праведник Авраам цельный) נח צדיק אברהם תמים = 1000, число целостности: «эта тысяча тебе, Шломо» (1000 — это тайна Израиля Бааль-Шем-Това, так известно, и здесь инициалы נח צדיק אברהם תמים (Ноах Цадик Авраам цельный) равны ישראל (Израиль), а остальные равны  בעל שם טוב— Бааль-Шем-Тов!) И слово תמים (тамим) «цельный» намекает на все обсуждение здесь: תמים = נח שבח נח גנאי (цельный = хвала Ноаху осуждение Ноаха), то есть, тамим совершенен, включая и похвалы, и насмешки. А также тамим с колель (תמים+1 = אברם אברהם) Аврам Авраам («Аврам это Авраам»).

Из всего этого видно, что Ноах выглядит «позорно» в сравнении с Авраамом, по отношению к «великому» Аврааму раскрывается относительная «малость» Ноаха (подобно «ты пришел ко мне напомнить о грехе моем»[11]). И в любом случае, это должно быть истолковано как «есть те, кто толкуют с осуждением», что Авраам — это тот, кто якобы осуждает Ноаха. И это «в своих поколениях», два поколения, и все зависит от поколения, «каждое поколение со своим проповедником»[12]: в поколении Ноаха его восхваляли, а в поколении Авраама его осуждали. И намекает в «Маген Авраам» маген язык гнай-осуждение, Авраам осуждает всех остальных в своей реальности в мире. Но, конечно, осознанно Авраам заинтересован не в осуждении, а в объединении всех, поэтому он «еврейский (иври) Авраам, весь мир – по одну сторону, а он — по одну сторону»[13], чтобы привлечь их к себе, не оставаясь на их стороне, и осуждая их и вдумайся в это как следует.

И еще несколько ключей к разгадке отношений между Ноем и Авраамом: אלה תולדת נח נח = ד פעמים אברהם (это поколения Ноаха Ноах = 4 раз Авраам, среднее значение каждого слова)![14] בדרתיו («в своих поколениях» — слова, которые толкуют как относящиеся к Аврааму (и еще נח אברהם (Ноах Авраам) = 16 раз נח (Ноах), все включено в Ноаха. Более того, נח שם חם יפת (Ноах Шем Хам Йефет) = 936 = 36 * Ãвайе, 36 – это общее число праведников в поколении (даже Хам считается относительно праведным в сравнении с его современниками), и вместе с אברהם (Авраамом) = 1184 = 32 (לב, сердце) * הבל־יחידה, все исправление души Авеля, как объясняет Аризаль. И получаем то жечисло в следующей гиматрииנח נח צדיק תמים שבח גנאי =  1184 (Ноах Ноах цельный цадик похвала осуждение)!

Два основных стиха, в которых есть похвала Ноаху: “ונח מצא חן בעיני ה׳» («И Ноах снискал приязнь в очах Б-га»), אלה תולדת נח נח איש צדיק תמים היה בדרתיו («Это родословие Ноаха. Ноах был праведным мужем в своих поколениях»). Если мы добавим конец стиха “את האלהים התהלך נח“, получится число 110 (נס, чудо), умноженное на יחידה־הבל (душа Эвеля) и в любом случае среднее значение двух стихов равно הכל * הבל[15] («все суета»).

Перевод из Еженедельника Галь Эйнай «Нифлаот», Ноах, 81, стр. 29-33

 

[1] Цемах Цадик: «Возможно, есть толкующие с осуждением, и сам Ноах, который в своих глазах ничего не стоил, а когда Всевышний ему сказал: потому что тебя я нашел праведным в этом поколении, толковал, что это только в сравнении с его поколением». И еще там: «или скажет: «непорочным был в своих поколениях» и несмотря на то, что были толковавшие его в похвалу и толковавшие в осуждение, тем не менее у него было ощущение, что стоит относиться одинаково ровно и к тому, и к другому». Согласно первой интерпретации, то есть, по принципу «чтобы был в своих глазах как грешник», как объясняется в начале Тании, то есть не верить тому, что мир говорит тебе: «ты праведник», а это средний уровень, «средний праведник». И согласно второй интерпретации, то есть мера равного отношения, которой учил Бааль-Шем-Тов («без восхищения», и это уровень праведника, который изначально в состоянии самоотверженности в реальности (и как это известно от имени Р. Гиллеля из Паричей, что тот, кто не обладает этой мерой равенства, заслуживает того, чтобы его сожгли вместе с хамец накануне Песаха, таким образом, эта мера равенства — аспект мацы-битуля, который противоположен хамецу-эго.

[2] Мишлей 11, 16.

[3] Мишлей 29, 23.

[4] Авот 5, 3.

[5] Дварим 33, 27.

[6] Ийов 31, 2.

[7] Теилим 60, 6. Берешит раба 55, 1.

[8] Ибо Б-г испытывает только тех праведников, которые могут выдержать испытание: «Б-г праведника испытает», как объясняется в Берешит раба 55, 2.

[9] Законченность исправления Ноаха в Моше, и намек: «מחני נח» — «מי נח», как объясняется в хасидизме, что Ноах-Авраам-Моше – это три уровня самопожертвования. На самом деле, все праотцы относятся к Ноаху и его исправлению, и намек: אברהם יצחק יעקב = יא פעמים נח (Авраам Ицхак Яаков = 11 раз Ноах).

[10] Берешит 17, 1.

[11] Малахим 1 17, 18.

[12] Санhедрин 38, 2.

[13] Берешит раба 42, 8

[14] אלה תולדת נח נח איש צדיק תמים היה בדרתיו(«Вот родословие Ноаха: Hoax был мужем праведным, цельным в своих поколениях») =2639 =91 * 29, половина Яакова, помноженная на половину Ноаха. אלה תולדת נח נח איש צדיק = 1507 =  צהר תעשה לתבה («Окно сделай в ковчеге»), превратить “עת צרה היא ל יעקב“ («Время скорби- צרהдля Яакова») в окно- צהרи свет.

[15] Сторона между средним и значением стиха = 1614 = 6 * 269, миспар ришони נח־חן. И он равен 3 раза по 538 — יאר הוי׳ פניו אליך ויחנך («Будет благословен к тебе Ãвайе и помилует тебя») главный стих хена-симпатии в Торе.

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.