«Это не напускное» — советы новобрачным

Рабби Меир из Арим

Хасидские истории

 1. Оба «получают раньше других»

Однажды отец и сын отправились в суд Торы к рабби Меиру. Отец работал в магазине сына, и их финансовое положение было тяжелым. Отец утверждал, что его рваное пальто производит плохое впечатление на покупателей, и сын должен купить ему новое пальто. Сын же утверждал, что его финансовое положение не позволяет ему купить пальто. Рабби Меир немного подумал и велел им вернуться на следующий день. Но на следующем слушании, сказал он им, поменяйте свои требования: отец будет предъявлять иск сына, а сын будет предъявлять иск отца. Они согласились и на следующий день вернулись в дом раввина.

 Тем временем раввин Меир пригласил некоторых самых богатых людей города принять участие в суде. Вошли отец и сын и начали спорить: сын сказал, что его долг — позаботиться о пальто для отца, а отец сказал, что он отменяет иск из-за плохого состояния бизнеса сына. Раввин услышал их претензии, обратился к господам, которых он пригласил и постановил: Вы сшейте одежду для отца! Так оно и было.

В этой истории мы узнаем от раввина Меира, как изучать Тору и как постановлять Ãлаху. Другой раввин видел бы перед собой вопрос о почитании родителей или о пределах обязанностей работодателя перед работником, но раввин Меир видит перед собой совершенно другой суд: «Действует [принуждение] в отношении благотворительности» … Раввин должен видеть страдания, скрытые за претензиями, и людские души за пределами сухого закона.

Однако раввин Меир не удовлетворился одним обращением к господам. Перед этим он преподает бедным важный урок, который очень сильно важен в любых отношениях между людьми: в таких спорах иногда решение состоит в том, чтобы перевернуть утверждения и посмотреть с точки зрения другого. Для этого нет необходимости обращаться к раввину, так как раввин в этой истории является хасидом, и поэтому он отождествляется с молитвой к Б-гу больше, чем с громогласным обсуждением в суде. Когда каждый молится за своего друга, эти двое «получают раньше других» большое благо с Небес.

2. Притча о царе

Однажды, накануне Йом Кипура, один из самых важных членов кобринской общины, который был противником хасидизма, вошел к рабби Меиру. Рабби Меир был в очень радостном расположении духа, а миснагед удивился: ведь мы сегодня накануне Йом Кипура, Судного дня! И, эта радость, что она здесь делает?! Он спросил об этом рабби Меира, и тот ответил: Я расскажу вам притчу. Жил да был великий царь, и в один прекрасный день царь объявил по всей стране, что завтра он будет отпускать грехи всем преступникам в своей стране. Воззвание слышат все, но кто этому радуется? Конечно — преступники. А кто самый счастливый? Самый большой преступник…

Как и в Йом Кипур, жениху и невесте прощают все их плохие поступки, в качестве учебы на всю жизнь как прощать друг другу любые уязвления. Пост перед хупой и трапеза на самой свадьбе — это дополнение к трапезе накануне Йом Кипура и последующему посту.

В притче рабби Меира счастлив один преступник, зная, что без прощения царя, он бы остался без головы. Но когда пара отмечает свадебное торжество, прощение предназначено для обоих вместе, когда каждый чувствует себя «половинкой». Половине человека не прощается, но вместе жених и невеста становятся «целым человеком», чьи грехи прощаются.

3. «Это не напускное».

Рабби Шмуэль Салант, раввин Иерусалима, однажды посетил его, когда он был за границей. Поскольку рабби Шмуэль не был хасидом, рабби Меир предложил отвести его к Ребе, рабби Моше из Кобрина.

Они шли вместе, но когда Ребе Меир Марим просто взялся за дверную ручку Ребе, его руки стали дрожать от страха. Рабби Шмуэль Салант посмотрел на него и спросил: «Я не понимаю Вас, Вы гениальнее его, и даже в своей праведности Вы не ниже его» [как рассказывают о рабби Меир из Арима, который обладал Духом святости, и которого также называли «рабби Цадик», что в те дни было редким титулом]. «Так почему вы трясетесь?» Рабби Меир ответил в трех словах: «Это не напускное».

Этим очень характерным утверждением точки истины Кобрин-Слонима рабби Меир разъясняет связь между ним и его рабби. Здесь нет количественного соотношения гениальности и праведности, но другая сущность связи, пробуждающая трепет естественным образом. Если мы спроецируем это понимание на отношения между супругами или просто между евреями, желаемой эмоцией будет уважение внутренней сущности другого. Здесь тоже, конечно, должно быть «не искусственно». Отношения должны быть истинными и внутренними, на основе естественного осознания.

4. Слышать шаги

Когда в возрасте 15 лет рабби Меир был назначен раввином, в первую субботу своего пребывания в должности, он принял все собрание общины с большим гостеприимством и поздоровался с каждым в отдельности. Через некоторое время к нему снова пришли ]горожане или сановники из общины, которые хотели обсудить с ним какой-то вопрос[, но он даже не глянул на них и продолжал заниматься учебой.

Гости рассердились на наглость молодого раввина, который даже не удосужился взглянуть на них, и спросили его: как можно так презирать членов общины уже во второй день вступления в должность раввина? Рабби Меир объяснил: «С первого дня, когда все жители города пришли ко мне… я могу различать по звукам их шагов тех, кто входит. Следовательно, мне незачем смотреть.

Помимо мудрости и быстрого восприятия, которые отражает история, такое глубокое знакомство – это, прежде всего, выражение любви. Такое познание больше относится именно к супругам, в тайне: «голос возлюбленного! вот он идет!». Что же касается общества, народ Израиля должен слышать «Иквета дэ-Мшиха», шаги царя Машиаха.

.(Еженедельник «Нифлаот», Ноах, 81, стр. 34-35)

 

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.